Проблемы и перспективы развития детского оркестра народных инструментов | Петрухин Максим Александрович. Работа №329950
Проблемы и перспективы развития детского оркестра народных инструментов на примере «Образцового любительского коллектива» оркестра народных инструментов «Орловский перезвон» БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»
В настоящее время в нашей стране, и в том числе в нашей области, народная культура не имеет столь значимого положения. Многие из нас, особенно дети, поверхностно знают наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, традиции. Очень часто молодое поколение воспринимает это как что-то скучное, малоинтересное, старомодное, поэтому у детей нет мотивации заниматься народным творчеством.
Тема: Проблемы и перспективы развития детского оркестра народных инструментов на примере «Образцового любительского коллектива» оркестра народных инструментов «Орловский перезвон» БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»
Уважаемые коллеги, в начале своего выступления хочу коротко рассказать об истории развития оркестра.
Отсчет истории создания нашего замечательного коллектива начинается с 1988 года с прихода во Дворец Галины Ивановны Прилепской. В 1991 году к ней присоединилась Лидия Александровна Ларичкина. Эти педагоги считают, что самое важное в педагогической профессии – сберечь в человеке личность, воспитать хороший музыкальный вкус и исполнительскую культуру, сделать музыку не только достоянием одаренных детей, которые изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается в оркестре.
Поэтому, на протяжении многих лет они обучали детей игре на баяне, аккордеоне, домре и балалайке, но, к сожалению, в конце 90х интерес к народным инструментам угас. Чтобы сохранить оркестр, Галина Ивановна и Лидия Александровна выстроили свою систему обучения с использованием синтезатора и всегда популярной гитары. При выборе инструмента учитывали желание детей, а изучение и игра на народных инструментах стала обязательной. И эта система дала свои результаты. Оркестр сохранился и продолжает развиваться.
Мотивация прихода детей в наш коллектив – не только интерес к инструментальному искусству. Мониторинг, проводимый среди детей первого года обучения, показывает, что 80% обучающихся приходят в оркестр по совету тех, кто уже занимается или занимался раньше. Часто своих детей приводят наши выпускники. Такая высокая осведомлённость придаёт педагогам уверенность и подтверждает правильность выбора форм и методов обучения.
За последние несколько лет в коллектив пришли молодые педагоги: я, Петрухин Максим Александрович, Панарина Наталья Алексеевна, Руднева Ирина Александровна, и оркестр заиграл новыми красками.
Как и большинство педагогов Дворца, мы берем в объединение детей без специальной подготовки. Они не знают нотной грамоты, музыкальных инструментов, тем более народных.
Но, благодаря целенаправленной работе нашего сплоченного дружного педагогического коллектива, на сегодняшний день в объединении занимаются более 80 детей в возрасте от 7 до 19 лет.
Наш коллектив со сложившимися традициями. Так, более 30 лет проводятся ежегодные класс и отчётные концерты. Класс-концерт проходит перед Новым годом, тематика его разнообразна: «Новогодний серпантин», «Музыка души». Исполняются небольшие сольные произведения детьми, которые совсем недавно пришли в объединение и только начали осваивать музыкальные инструменты. Они впервые выступают перед большой зрительской аудиторией, чаще всего это родители, педагоги и администрация Дворца.
Но для нас главное – сохранение народного оркестрового исполнительства. Поэтому, в настоящее время, в нашем коллективе два состава оркестра (младший и старший).
Младший оркестр – это начальный этап обучения. Воспитанники учатся коллективному музицированию, читать с листа, исполнять не сложные произведения, умению слушать друг друга, знакомятся и привыкают к народным инструментам. Их в этом учебном году 30 человек. За год ребята разучивают 1-2 разнохарактерных произведения. Для этого состава оркестра мы стараемся подбирать известный им музыкальный материал и обязательно народные произведения, например, «Светит месяц» Андреева и «Ливенские переборы» нашего орловского композитора Дербенко. В этом учебном году мы познакомимся с творчеством Евгения Крылатова «Трое из Простоквашино» и частушками-небылицами в моей обработке, исполняя которые, они впервые попробуют аккомпанировать фольклорному ансамблю.
По мере освоения учебной программы и личностного творческого роста дети переходят в старший состав оркестра, выступление которого Вы сегодня видели.
За последние три года существенно обновилась инструментальная база, поэтому в старшем составе имеют возможность играть сразу 40 человек.
Ежегодно в марте-апреле мы проводим отчетный концерт. В первые годы работы вниманию родителей и гостей представлялась программа, которая состояла из сольных и ансамблевых выступлений (ансамблей гитаристов, народных инструментов, аккордеонистов), и, в заключении, несколько номеров исполнял оркестр.
На сегодняшний день концертная программа, несмотря на то, что мы говорим о детском оркестре, включает только оркестровые номера. Это как инструментальные произведения, так и оркестровые аккомпанементы разновозрастным фольклорным ансамблям, солистам-вокалистам и солистам-инструменталистам. В репертуаре нашего детского оркестра есть известные мелодии из мультфильмов, кинофильмов, народные пьесы.
Мы стараемся не брать сложные по фактуре и объему произведения. Они не интересны и непонятны детям.
Чтобы оркестр развивался, тесно сотрудничаем с музыкальными школами города, музыкальным колледжем, колледжем и институтом культуры, народным мастером Александром Александровичем Антоновым, композиторами Евгением Петровичем Дербенко и Алексеем Ивановичем Аксеновым.
Опираясь на свой опыт работы в детском коллективе хочется сказать, что немаловажным является и отношение родителей к народному творчеству.
В прошлом году, в связи с невозможностью посещать родителями открытые мероприятия, педагогами оркестра создан видеоархив, который включает: открытые занятия, класс-концерты, отчетный концерт на ютуб-канале Дворца.
И, вообще, в процессе обучения мы очень часто обращаемся к родителям. А благодаря традиционным мероприятиям у них формируется правильное отношение к занятиям детей на народных музыкальных инструментах. Они начинают понимать, насколько это глубоко и сложно, и, самое главное, разносторонне развивает их детей.
Со временем для детей и родителей становится важен результат, который необходимо регулярно демонстрировать на конкурсах различного уровня, выезд на которые оплачивается за счет родительских средств.
К сожалению, в связи с создавшейся ситуацией, большинство конкурсов в прошлом году проходило дистанционно. Поэтому, к их выбору подходили очень обдуманно. Так, впервые, мы приняли участие в четвертом Всероссийском фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия» в Иркутске и во втором Всероссийском фестивале-конкурсе ансамблей и оркестров русских народных инструментов «Родные напевы Великой страны».
Наш любительский детский оркестр получил возможность соревноваться с большим количеством оркестров высокого профессионального уровня, а также увидеть их выступления. Жюри достойно оценило уровень подготовки оркестра. Мы стали обладателями званий Лауреата 2 и 1 степени соответственно.
Удачей стал выезд в марте прошлого года старшего состава оркестра на Международный конкурс в Санкт-Петербург, где мы стали Лауреатами 1 степени. Хочу отметить, что мы участвовали в профессиональных конкурсах, которые имели сугубо инструментальную музыкальную направленность, т.е. оркестры соревновались с оркестрами.
Для нас важно, что уровень подготовки наших детей позволяет им становиться стипендиатами губернатора. Один из них, Александр Кулаков – мультиинструменталист, что является очень редким явлением даже среди профессиональных музыкантов. Он владеет техническими и художественными навыками игры на аккордеоне, домре, гитаре и балалайке контрабас. Наравне с опытом сольного исполнительства имеет навыки музицирования в разнородных ансамблях: ансамбле народных инструментов «Наигрыш», ансамбле аккордеонистов, ансамбле гитаристов «Аккорд», может аккомпанировать вокалистам.
Значительным показателем работы, является и то, что наши выпускники, наравне с выпускниками музыкальных школ города, легко поступают в музыкальный колледж.
Но есть и проблемы в нашей работе, как и у других оркестров, это – маломобильность, у всех возникают трудности во время любого выезда.
В настоящее время в нашей стране, и в том числе в нашей области, народная культура не имеет столь знАчимого положения. Многие из нас, особенно дети, поверхностно знают наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, традиции. Очень часто молодое поколение воспринимает это как что-то скучное, малоинтересное, старомодное, поэтому у детей нет мотивации заниматься народным творчеством.
К счастью, воспитанники оркестра «Орловский перезвон» иначе относятся к народному инструментальному творчеству. На сегодняшний день мы не имеем возможности часто выступать на открытых площадках, для этого нам необходима профессиональная переносная аппаратура. А ведь выступления очень стимулируют ребят.
И в заключении, мне хотелось сказать, что для развития и популяризации не только нашего коллектива, но и привлечения бОльшего количества детей и подростков к народному инструментальному исполнительству, надо проводить рекламные кампании, пропагандируя наш вид творчества на мероприятиях разного уровня, в том числе, в сети Интернет!
Спасибо за внимание.