Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования на уроках физической культуры | Мой кабинет. Работа №348294
В настоящее время в педагогической науке приобретает актуальность термин «инклюзивное образование». В связи с этим в данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития инклюзивного образования на уроках физической культуры, пути решения, описывается опыт работы Туринского многопрофильного техникума обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Праздничных Л.А. ГАПОУ СО «Туринский многопрофильный техникум» г.Туринск.
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования на уроках физической культуры
Аннотация: В настоящее время в педагогической науке приобретает актуальность термин «инклюзивное образование». В связи с этим в данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития инклюзивного образования на уроках физической культуры, пути решения, описывается опыт работы Туринского многопрофильного техникума обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, инклюзия.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на образование в Федеральном № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Актуальность проблемы обучения детей ОВЗ и инвалидностью обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Вопросы обучения таких детей вызывают много разногласий, как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для обучения, с другой – нахождение в группе наравне со здоровыми детьми поможет быстрее социализироваться.
Одной из трудностей при организации инклюзивного образования является то, что группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. У таких детей могут быть нарушения слуха; зрения; речи; интеллекта; задержка психоречевого развития (ЗПР); нарушения опорно-двигательного аппарата; расстройства аутического спектра; множественные нарушения развития.
Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, «доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов.
Образовательный процесс при инклюзивном подходе позволяет обучающимся приобрести необходимые компетенции, согласно образовательным стандартам. Основным субъектом, на которого направлены инклюзивные технологии, является ребенок с ограниченными возможностями.
Конечно же, у инклюзивного образования и его реализации есть и свои недостатки:
1) Отсутствие достаточного финансирования.
2) Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров.
3) Недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств, нехватка материально-технической базы.
Потребуется много времени, а главное - участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, т.к. только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.
В последние годы очень много говорится о создании без барьерной среды обитания для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько дети с ОВЗ и инвалидностью смогут адаптироваться в традиционной среде, и не будут ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить нагрузки наравне со всеми.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ и инвалидностью, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения и обучения с другими детьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.
В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны. А также уровень здоровья общества определяется по отношению в нем к детям, старикам и инвалидам.
Высокие темпы развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности, окружающей среды, медицины и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью образование включает в себя: методы, средства, подходы, условия, педагогические технологии, используемые в техникуме, адаптированные учебные планы и образовательные программы, среду внутри техникума.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, всегда стремятся к тому, чтобы их ученики, так же как и все дети, участвовали в олимпиадах, различных выставках, конкурсах. Все это позволяет расширить круг общения ребят, дает возможность применять полученные знания на практике, способствует успешной социальной адаптации учащихся, раскрытию их интеллектуального и творческого потенциала.
Обучение детей с ограниченными возможностями с помощью интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети-инвалиды смогут реализовать свои возможности и получить качественное образование.
В начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит распределение обучающихся на медицинские группы для занятий физкультурой. Всех обучающихся на основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную.
Обучающиеся Туринского многопрофильного техникума, не хотят стоять в стороне на уроках физической культуры, только из-за того, что у них по состоянию здоровья есть какие-то ограничения для занятий спортом. Для них основными остаются следующие представления:
- Каждый подросток хочет действовать.
- Каждый подросток хочет быть во взаимоотношении.
- Вокруг — захватывающий мир и они хотят жить полноценно в нем.
К сожалению, для обучающихся с нарушениями здоровья, до сих пор остается актуальной проблема аттестации по физкультуре. Перед нами встал вопрос: «Какие занятия физическими упражнениями целесообразно организовывать, исходя из принципа инклюзии»? Сложнее всего осуществление инклюзивного образования в процессе физкультурных занятий.
Критерии оценки являются предметом споров и противоречий между преподавателем, администрацией, родителями и самими обучающимися. Обычно им выставляется оценка на основании текущих оценок только за знание теоретических вопросов. Многих обучающихся не устраивает выставленная таким образом оценка. Обучающиеся освобожденные от уроков физической культуры и имеющие специальную, подготовительную группу занятий желают присутствовать на уроках, в полной мере участвовать в спортивной жизни техникума используя свои теоретические знания.
В нашем техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта, которые соответствуют окончанию учебной работы по какому-либо разделу программы. Одному преподавателю физической культуры трудно выступать в нескольких ролях: судья, секретарь, организатор соревнований. Поэтому привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к данной деятельности ведет к решению нескольких проблем:
- Помощь преподавателю.
- Выполнение требований ФГОС.
- Постоянное присутствие нас на уроках физической культуры, не в качестве пассивных зрителей, а активных обучающихся.
- Повысить оценку по предмету.
- Активное применение теоретических знаний в практике.
Требования ФГОС для всех обучающихся одинаковы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны выполнять эти требования.
Одна из важнейших составляющих развития любого спорта - наличие квалифицированных спортивных судей. Чтобы оценить задания, они должны знать привила их выполнения, правила игр, уметь заполнять протоколы соревнований, владеть комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья с учетом заболевания. Для этого в нашем техникуме, было решено реализовать проект по подготовке секретарей и судей для проведения соревнований, как на уроках физической культуры, так и для соревнований, проводимых в техникуме, а в дальнейшем принимать активное участие в городских, районных соревнованиях по различным видам спорта именно в качестве секретарей и судей.
Планируем активную работу на уроках физической культуры обучающихся с ОВЗ и выполнение требований ФГОС по профессиям и специальностям. Такой результат, может быть, достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств.
Информационно-просветительская работа (изучение теоретических сведений о правилах игр, по легкой атлетике) - через внеурочную занятость, самостоятельную работу (работа кружка «Судьи и секретари», подготовка рефератов, проектов, разработка сценариев спортивных мероприятий).
В результате выполнения проекта, обучающиеся получили огромный опыт по организации проведении спортивных мероприятий, а в частности:
- развитие логического мышления;
- умение работать с дополнительными источниками информации, средствами ИКТ (электронные образовательные ресурсы сети Интернет), находить нужный материал, анализировать его, отбирать главное (разработка положений, отбор упражнений и заданий для полосы препятствий)
- увидеть результат своей работы; (Правильное объяснение заданий, правильное и справедливое судейство)
- создание ситуации успеха, повышение самооценки, посмотреть на себя с другой стороны, я знаю, я могу…
- умение составлять положения, документацию разного рода (в том числе оформление протоколов);
- повысили не только теоретические знания по физической культуре, но и приобрели практический опыт в области судейства и секретариата.
Проанализировав результаты проекта, обучающиеся поставили перед собой цель: «Не останавливаться на достигнутом, продолжить работу над проектом».
Особенность проекта состоит в том, что обучающиеся - не пассивные наблюдатели уроков и спортивных мероприятий, организуемых в нашем техникуме, а активные участники. Создание практико-ориентированной системы судейской работы, предусматривающей приобщение обучающихся с подготовительной и специальной группами подготовки по физической культуре к участию в спортивной жизни техникума, позволяет привить элементы культуры здоровья и повысить качество выполнения требований ФГОС.
Инклюзивное, совместное обучение не только помогает людям с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям развить толерантность и ответственность.
Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.
Важно помнить, что инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья, а скорее просто особые образовательные потребности.
Список используемой литературы
1. Г.В. Грецов Правила соревнований по бегу [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sportwiki.to/Правила_соревнований_по_бегу
2. Матвеев Д.А. Методическая разработка на тему: «Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры» [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/09/14/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-organizatsiya-raboty
3. Сайт СпортZone Официальные правила спортивных игр [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.sportzone.ru
4. Сингина Н.Ф. Профессиональное образование спортивных судей как новое направление в системе высшего физкультурного образования [Электронный ресурс] Режим доступа
http://bmsi.ru/doc/16436e91-29e5-4b69-ba4d-1c072824a63e
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р)