Проблемы и решения в обучении математике: как преодолеть трудности | Бокарёва Татьяна Викторовна. Работа №349918
Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при изучении математики, а также предлагаются методы и подходы для их преодоления. Описаны способы работы с трудностями в понимании математических концепций, развития интереса к предмету и укрепления уверенности учащихся в своих силах. Приведены примеры таких методов, как использование наглядных материалов, поддержка индивидуального подхода и создание положительного настроя к предмету.
Ключевые слова: обучение математике, трудности, математические концепции, наглядные материалы, поддержка учеников, мотивация.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ
Бокарёва Татьяна Викторовна, учитель математики и физики
Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Романовская средняя общеобразовательная школа» имени полного кавалера орденов Славы И.В. Серещенко, п. Памятка
Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при изучении математики, а также предлагаются методы и подходы для их преодоления. Описаны способы работы с трудностями в понимании математических концепций, развития интереса к предмету и укрепления уверенности учащихся в своих силах. Приведены примеры таких методов, как использование наглядных материалов, поддержка индивидуального подхода и создание положительного настроя к предмету.
Ключевые слова: обучение математике, трудности, математические концепции, наглядные материалы, поддержка учеников, мотивация.
Изучение математики представляет сложность для многих учащихся, так как требует абстрактного мышления, внимательности и системного подхода. Школьники могут испытывать трудности с усвоением математических понятий и с уверенностью в своих силах, что влияет на их мотивацию и успехи. Для преодоления этих проблем важно использовать различные педагогические методы и подходы, которые помогут каждому учащемуся лучше понять материал и почувствовать уверенность в своих математических способностях.
Математика содержит множество понятий, которые трудно представить наглядно, например дроби, проценты, алгебраические выражения и функции. Для решения этой проблемы полезно использовать наглядные материалы, графики, схемы и модели. Например, при изучении дробей учитель может использовать разделённые на части фигуры или реальные предметы, такие как фрукты, чтобы визуализировать понятия «половина», «четверть» и другие дробные части. Наглядные материалы помогают учащимся понять суть математических понятий, улучшая усвоение материала и делая его доступным для каждого.
Одной из причин низкой мотивации к изучению математики является восприятие предмета как сложного и скучного. Чтобы заинтересовать школьников, учителю полезно использовать игровые элементы, практические задания и задачи, связанные с реальной жизнью. Например, можно предложить учащимся решать задачи на расчёт расходов в магазине или планирование бюджета. Игровые и практические задания помогают учащимся увидеть практическую ценность математики, делают обучение более увлекательным и мотивируют к дальнейшему изучению.
Многие школьники боятся ошибаться, что мешает им активно участвовать в занятиях и высказывать свои мысли. Учителю важно создать благоприятную среду, в которой учащиеся не боятся задавать вопросы и делиться своими ответами. Например, можно поощрять учащихся за попытки решения задач, даже если ответ неверный, и объяснять ошибки без осуждения. Благоприятная атмосфера помогает школьникам чувствовать себя увереннее, укрепляет их самооценку и стимулирует участие в учебном процессе.
Часто трудности в изучении математики возникают из-за непонимания базовых понятий, таких как сложение, вычитание, умножение и деление. Учителю важно регулярно повторять основы и включать задания на закрепление навыков. Например, можно использовать математические тренажеры или задачи с постепенным увеличением сложности, которые помогают учащимся развивать базовые навыки. Регулярное повторение и упражнения укрепляют базовые математические навыки, что создает фундамент для дальнейшего успешного обучения.
В классе всегда есть ученики с разным уровнем подготовки и разным темпом усвоения материала. Индивидуальный подход помогает каждому школьнику учиться в своём темпе. Учитель может использовать дифференцированные задания, предлагая более сложные задачи для тех, кто усваивает материал быстрее, и более простые задачи для тех, кому требуется больше времени. Такой подход позволяет каждому ученику работать на своём уровне и предотвращает чувство неуверенности и отставание от программы.
Школьники часто воспринимают математику как набор формул и правил, не осознавая её практической значимости. Учителю полезно показывать примеры применения математических знаний в жизни, в таких областях, как экономика, инженерия, информационные технологии и другие. Например, при изучении процентов можно обсудить, как они используются в банковских расчётах и налогообложении. Примеры из жизни помогают учащимся понять, зачем нужны математические знания, что повышает их интерес и вовлечённость.
Многие школьники испытывают трудности с запоминанием и использованием формул при решении задач. Учитель может предложить учащимся использовать ментальные карты, схемы и регулярно повторять формулы с помощью упражнений и тестов. Например, для запоминания формул площади геометрических фигур можно создать таблицу с рисунками и подписями, которая будет служить наглядным пособием. Ментальные карты и схемы помогают структурировать знания и улучшают запоминание, что облегчает применение формул при решении задач.
Решение математических задач требует от учащихся умения анализировать условия, планировать действия и проверять ответы. Учитель может включать в уроки задания, развивающие критическое мышление, например, задачи с несколькими вариантами решения или с подвохом. Например, можно предложить учащимся найти ошибку в решении или объяснить, почему определённый способ не работает. Такие задания учат школьников анализировать информацию, формулировать выводы и развивают у них критическое мышление.
Информационные технологии могут стать отличным инструментом для преодоления трудностей в обучении математике. Учитель может использовать интерактивные приложения, такие как GeoGebra, Desmos или образовательные платформы, которые позволяют школьникам визуализировать задачи, тренировать навыки и решать практические задачи. Например, с помощью графических калькуляторов учащиеся могут строить графики функций и видеть, как они меняются в зависимости от коэффициентов. Использование цифровых инструментов помогает учащимся лучше понимать материал и применять его на практике.
Рефлексия помогает учащимся осознать свои ошибки, понять, что они усвоили, и наметить пути для улучшения. Учитель может предложить учащимся вести дневники рефлексии, в которых они будут записывать, что было трудно, что удалось и над чем стоит поработать. Обсуждение ошибок и достижений учит школьников анализировать свои действия, улучшает их способность учиться на ошибках и развивает уверенность в своих силах.
Таким образом, можно утверждать, что преодоление трудностей в обучении математике требует от учителя использования разнообразных методов и подходов, которые помогают каждому учащемуся лучше понять материал и уверенно справляться с задачами. Наглядные материалы, игровые элементы, благоприятная среда, индивидуальный подход и использование технологий способствуют укреплению интереса к предмету и развитию у школьников уверенности в своих силах. Важно, чтобы учитель поддерживал мотивацию школьников и создавал условия для их успешного обучения, что поможет преодолеть трудности и достичь высоких результатов.
Список литературы
Актуальные проблемы преподавания математики в школе / Л. Г. Сенаторова, Н. С. Гейда, И. О. Бобрешова [и др.]. — Текст: непосредственный
// Педагогическое мастерство: материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 33-37.
Субботкина З.Н. Проблемы преподавания математики в современной школе // Проблемы современной науки и образования, 2020.
–
3 с.