Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма | Головкова Алла Владимировна. Работа №337872
Аннотация. В статье рассматривается проблемы коммуникации у детей с синдромом РДА. Автор анализирует причины возникновения проблемы общения таких детей с окружающими людьми. В статье описываются речевые особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), даны рекомендации для родителей, позволяющие наиболее лучше общаться со своим ребенком.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, дети с расстройством аутистического спектра.
Ранний детский аутизм — это особый вид нарушения психического развития, характеризующийся неравномерным развитием различных психических функций, проявляющийся через эмоционально-поведенческие, речевые и иногда интеллектуальные расстройства.
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Головкова Алла Владимировна, воспитатель
МБОУ СОШ «Наследие»
Аннотация. В статье рассматривается проблемы коммуникации у детей с синдромом РДА. Автор анализирует причины возникновения проблемы общения таких детей с окружающими людьми. В статье описываются речевые особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), даны рекомендации для родителей, позволяющие наиболее лучше общаться со своим ребенком.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, дети с расстройством аутистического спектра.
Ранний детский аутизм — это особый вид нарушения психического развития, характеризующийся неравномерным развитием различных психических функций, проявляющийся через эмоционально-поведенческие, речевые и иногда интеллектуальные расстройства. Признаки аутизма могут проявиться у ребенка уже в первые два года жизни, особенно ярко выражаясь в возрасте от 3 до 5 лет, сопровождаясь страхами, негативизмом и агрессией. В раннем детстве дети могут проявлять различные реакции на близких взрослых, особенно на мать.
Дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать эмоциональный дискомфорт в окружающей их среде. Они могут негативно реагировать на резкие звуки и комментарии, а также избегать прямого визуального контакта из-за чрезмерной стимуляции, вызванной даже обычными лицами.
Каждый родитель мечтает о здоровом, счастливом ребенке, способном к эффективному общению с окружающими. Общение является одной из основных потребностей человека, помогая нам понять себя, найти свое место в обществе, строить отношения и успешно взаимодействовать с другими людьми. Важные навыки общения и понимания окружающего мира формируются в детстве и оказывают существенное влияние на развитие личности.
Ранними признаками расстройств аутистического спектра у детей являются нарушения коммуникативных навыков.
Аутичные дети часто проявляют стереотипное поведение и испытывают затруднения в социальном взаимодействии. Одна из основных сложностей при работе с ними заключается в том, что некоторые из них не используют активную речь в качестве средства общения, хотя слух и речевые навыки у них развиты. Вместо этого они молчаливы. Другие дети с аутизмом могут владеть речью, но не используют ее для общения. Понять, чего они хотят или в чем им нуждается, и установить с ними контакт может быть очень сложно. Вместо речи эти дети могут выражать свою тревогу и проблемы через крики, изменения поведения и даже агрессию.
Одной из распространенных речевых особенностей у детей, страдающих от аутизма, являются эхолалии - повторение слов или фраз, не связанных друг с другом. Дети с аутистическим спектром часто проявляют определенные особенности в своем поведении и речи. Они могут использовать штампы - повторяющиеся фразы, которые они часто произносят в различных ситуациях. Их интересы могут быть очень узкими и проявляться только при их инициативе. Например, ребенок может быть очень разговорчивым, но только на свою любимую тему, например, расписание поездов. Эти дети также могут начать использовать личные местоимения, особенно "я", в своей речи с некоторым опозданием.
В общем, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) проявляют высокую степень стереотипности в развитии своей речи, поведения, игровой активности и мотивации.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются дети с РАС, является неспособность поддерживать визуальный контакт с собеседником. Это связано с тем, что аутистам сложно одновременно использовать несколько сенсорных каналов для восприятия окружающего мира. Дети с аутизмом могут предпочитать закрывать глаза при завязывании шнурков, так как они получают всю необходимую информацию через тактильные ощущения.
У детей с аутизмом часто наблюдается ограниченное использование интонаций и жестов в их собственной речи. Например, они могут не указывать пальцем на объекты, такие как пробегающая кошка или яркая машина, и не поддерживать зрительный контакт с окружающими. Вместо этого ребенок-аутист может смотреть на руку собеседника, а не на предмет, на который указывает рука. Они могут также испытывать трудности в понимании мимики и эмоций других людей, либо понимать их, но с ограниченной способностью различать их.
При чтении дети с аутизмом могут столкнуться с трудностями в понимании и построении связных текстов, а также использовании переносного значения слов.
Развитие социальных навыков является важной задачей при общении с детьми с аутизмом. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование игр и групповых активностей. Игры могут помочь детям развить такие навыки, как совместная игра, совместное решение проблем, обмен мыслями и идеями. Групповые активности также способствуют развитию коммуникативных навыков, умению слушать и быть выслушанным. Взаимодействие с окружающими также играет важную роль в развитии социальных навыков. Ребенку необходимо создавать возможности для общения с другими людьми, будь то родственники, друзья или профессиональные специалисты. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому выбор игр и активностей должен быть индивидуальным и учитывать интересы и возможности ребенка.
Для более глубокого понимания ребенка с аутизмом, родителям рекомендуется следовать нескольким простым советам:
1. Использовать простые фразы и выделять ключевые слова при общении.
2. Подстраивать свою речь под уровень развития и возможности ребенка.
3. Обращать внимание на соответствие выражения лица и интонации с сказанными словами.
4. При общении с ребенком использовать естественные жесты для улучшения его понимания.
5. Быть готовыми реагировать немедленно на любые проявления ребенка, будь то слова, жесты или улыбки, чтобы подчеркнуть важность коммуникации.
6. Поощрять и поддерживать любые попытки ребенка общаться с вами.
7. Переводить сообщения ребенка на понятный ему язык слов, чтобы улучшить взаимопонимание.
8. Рассказывать ребенку о повседневных событиях регулярно, помогая ему лучше понимать окружающий мир.
9. Проводить больше времени с ребенком, читая книги вместе и обсуждая сюжеты и героев.
10. Стремиться играть с ребенком как можно чаще, так как это способствует развитию его речи и навыков общения.
Список литературы
1. Сырова, Н. В. Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма / Н. В. Сырова, Н. С. Бережанская. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2014. — С. 71-73.
2. Степанова, О. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом / О. В. Степанова, А. Ш. Смагулова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 220-222.