Проблемы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми (из опыта работы) | Щипачёва Татьяна Васильевна. Работа №364877
В статье автор делится своим опытом работы с талантливыми и одарёнными детьми, раскрывая основные сложности на этом поприще. На протяжении 32 лет, работая с талантливыми и одарёнными детьми, я сделала для себя ряд выводов, которые, смею надеяться, смогут стать полезными для коллег.
В современной школе в последнее время я встречаю не так много поистине талантливых и одарённых детей. Как правило, к ним направлены взоры учителей и педагогов дополнительного образования, стремящихся раскрыть имеющийся у них потенциал. Одарённый ребёнок, имеет превосходящий уровень интеллектуального развития, опережая детей своего возраста. Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит развитие индивидуальности одарённого ребёнка, выявление и раскрытие его самобытности. В свете этого задача педагога создать условия для развития творческой личности ребёнка.
Однако на пути организации работы с одаренными и талантливыми детьми существуют, на мой взгляд, определённые проблемы которые мне хочется осветить в этой статье, опираясь на свой многолетний опыт.
Проблемы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми (из опыта работы)
Щипачёва Т. В.
Педагог дополнительного образования
МБОУ «Петровская СОШ №1»
Аннотация:
В статье автор делится своим опытом работы с талантливыми и одарёнными детьми, раскрывая основные сложности на этом поприще. На протяжении 32 лет, работая с талантливыми и одарёнными детьми, я сделала для себя ряд выводов, которые, смею надеяться, смогут стать полезными для коллег.
Ключевые слова:
Одарённый ребёнок. Многолетний опыт. Эмоциональная неустойчивость. Большая загруженность. Нехватка специалистов. Работа с родителями. Материальная база. Наличие перспективы.
В современной школе в последнее время я встречаю не так много поистине талантливых и одарённых детей. Как правило, к ним направлены взоры учителей и педагогов дополнительного образования, стремящихся раскрыть имеющийся у них потенциал. Одарённый ребёнок, имеет превосходящий уровень интеллектуального развития, опережая детей своего возраста. Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит развитие индивидуальности одарённого ребёнка, выявление и раскрытие его самобытности. В свете этого задача педагога создать условия для развития творческой личности ребёнка.
Однако на пути организации работы с одаренными и талантливыми детьми существуют, на мой взгляд, определённые проблемы которые мне хочется осветить в этой статье, опираясь на свой многолетний опыт.
1.Эмоциональная неустойчивость подростков.
На протяжении многих лет я веду психолого-педагогические дневники своих талантливых обучающихся, и могу с уверенностью сказать, что у таких детей сильно развито чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. У талантливых детей формируется высокое эмоциональное напряжение большей частью обусловленное давлением со стороны родителей и окружающих, которые ожидают от них более высоких результатов. Такие ребята, зачастую выражают протест, если подавляют их потребности в активности или в демонстрации своих возможностей, лидировании. В этом случае педагогу необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.
2. Большая загруженность обучающихся.
Зачастую мои ребята жалуются на большую загруженность в общеобразовательной школе. Кроме того занятия в дополнительном образовании так же требуют от обучающихся максимальной сосредоточенности и самоотдачи. Такая высокая степень эксплуатации одарённости ребёнка приводит, как правило, к негативным результатам, способным спровоцировать проблемы со здоровьем.
3.Нехватка высококлассных специалистов.
Работа по исследовательским и творческим проектам, участие в конкурсах, участие в научно-практических конференциях, психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми - всё это требует высокой квалификации и большой самоотдачи самого педагога. Достижение максимального результата в поддержке одаренных детей основывается на подготовки педагога к работе с такими детьми, развитии его мотивации, повышении опыта работы с талантливыми детьми, изучение специфики психолого-педагогической поддержки одарённых детей.
4. Недостаточно времени для работы с одарёнными и талантливыми детьми.
К сожалению, на работу с одарёнными детьми отпускается очень мало времени. В составлении программ с такими детьми необходима индивидуализация учебного процесса под конкретного ребёнка. Это сделать не так просто. В это плане может быть актуально тьюторское сопровождение учебного процесса, включающее в себя деятельность направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, определение круга интересов талантливого ребёнка, координацию его самостоятельных занятий. В 2015 году я прошла курсы повышения квалификации в Институте медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов. Там как раз рассматривалось тьюторство как возможность обновления современного образования. В дальнейшем это оказало существенную пользу в моей практической деятельности в работе с одарёнными детьми.
5. Работа с родителями.
Многие родители моих обучающихся считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение, чем больше кружков и секций посещает, тем успешнее он развивается. Ожидание высоких результатов от одаренного ребенка со стороны родителей ставят его в ситуацию необходимости всеми средствами оправдать эти ожидания и поддержать свою репутацию. А ведь слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает большей частью обратный эффект. Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению мотивации к обучению. По опыту знаю, если родители поддерживают заинтересованность ребёнка каким либо определённым видом деятельности он обычно достигает больших результатов.
6. Ограниченная материальная база.
Работа с одарёнными детьми предполагает собой участие в проектной и научно-исследовательской деятельности, что в свою очередь требует определённой материальной базы. К сожалению не всегда она соответствует ожиданиям, что значительно затрудняет учебный процесс, тормозит его. Материально-техническая база — необходимый стимул развития образовательного процесса, а её уровень оказывает существенное влияние на качество обучения. Важным фактором развития материальной базы является бюджетное финансирование. В последнее время на конференциях, олимпиадах, конкурсах детям вовсе не делают никаких подарков. Для ребёнка важно материальное стимулирование своего труда, помимо грамот и дипломов хотелось бы, чтобы ребятам предоставляли небольшие памятные подарки, призы. Я из собственных средств делаю подарки ребятам и вижу, как они радуются таким знакам внимания.
7. Наличие перспективы
Большим стимулом для участия талантливых и одарённых детей различных проектах, научно-исследовательских форумах, конференциях явилось бы знание того, что в последствии при поступлении в высшие учебные заведения, это соответствующим образом бы оценивалось, давая некий бонус абитуриенту. В настоящее время, насколько мне известно, значимой роли наличие дипломов и грамот за первые места особой роли не играет. Имеют значение лишь дипломы призеров и победителей международных олимпиад.
Заключение.
Современное общество нуждается в одарённых детях. Талантливые и одарённые дети являются ресурсом человеческого потенциала. К величайшему сожалению, российские дети стали сдавать свои позиции в международных сравнениях интеллекта, и на международных олимпиадах, что, безусловно, является признаком отставания России по одаренным детям. Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка талантливых детей. В рамках этого направления необходимо поддерживать творческую среду, инициативность обучающихся, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях рыночных отношений такие качества востребованы в обществе.