«Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по истории и пути их решения | Индира Хамитовна Аппаева. Работа №250765
Автор: Индира Хамитовна Аппаева
«Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по истории и пути их решения
Доклад на тему: Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по истории и пути их
Подготовила:
Аппаева Индира Хамитовна, учитель истории и обществознания
МКОУ Лицей №7 г.Усть-Джегуты
Вот уже несколько лет в нашей стране по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам проводится Единый государственный экзамен.
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится выпускной экзамен. Мы все знаем, что в школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели применяются новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ. Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль, не только для школы и педагогического коллектива, но и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена и ГИА-9 дает возможность педагогическому коллективу нашей (да и, наверное, любой школы) в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Организация работы при подготовке к выпускным экзаменам – это комплексная, многогранная работа.
В обществознание владение предметом гораздо сложнее, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Что, значит, владеть этими предметами? Это значит быть информированным по областям право, политика, психология, социология, философия, экономика…уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, осмысления, аргументации фактов.
Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: “С чего начать?”, т.е. не само использование теории, а ее применение. Многие учащиеся испытывают затруднения.
Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕГЭ и ГИА не существует. У каждого педагога своя методика работы.
При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, начиная с 5 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все тесты они не решают в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них заданиях, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ или ГИА и решили правильно, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 5-го класса.
Начиная с первых уроков в 5-ом классе необходимо знакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. В старших классах нужно знакомить учащихся со справочниками, словарями, пособиями, которые могут им помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показывать CD-диски и рекомендовать школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.
В своей методической копилке я имею демоверсии ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам. В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями из других школ .
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде эссе, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два месяца тестирования по образцу ЕГЭ.
В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки в “мир ЕГЭ”. Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями итоговой аттестации 10-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с желанием.
Можно составить разноуровневые тесты, можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий. Не существует идеального варианта подготовки к ЕГЭ. У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса необходимо повторить весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом изучать новые темы. В конце учебного можно провести пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявить возможности учащихся, и те темы, которые надо повторить с классом. Проводить консультации с учениками, требующими педагогической поддержки в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.
Немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки.
Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.
Проведение предметной недели – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этим предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Такие события формируют и развивают творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.
Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования. Ежегодно являемся участниками научно-практической конференции среди учащихся.
Широко используется метод наблюдения, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях используются познавательные задачи.
Разновидности познавательных задач:
-обучающе-познавательные (учитель предлагает задание, не решает ее сам, а направляет учеников);
-тренировочно-познавательные (ученики выполняют сходные по смыслузадания);
-поисково-познавательные (ученики самостоятельно выполняют задания).
Практикую также работу в парах, группах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю работу, когда все получают дифференцированные задания и по уровню сложности-каждый выбирает для себя посильное задание. Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику “непроизвольного запоминания”. Не зазубривая материал с учащимися, сразу приступаем к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.
История(3чел)-59%
Обществознание(4 чел) -59%
Назначение ВПР – своевременно оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом Примерных основных образовательных программ.
В основе ВПР лежит системно-деятельный, компетентностный и уровневый подходы, наряду с предметными результатами оцениваются и метопредметные УУД:
•Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
•Общеучебные универсальные учебные (познавательные )действия:
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия,
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности -определение основной и второстепенной информации;
-моделирование, преобразование модели.
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цел
Логические универсальные действия:
-анализ объектов в целях выделения признаков;
-синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
-подведение под понятие;
-выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений; доказательство.
•Коммуникативные действия:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Диагностическая работа нацелена на выявление уровня
•овладения школьниками базовыми историческими знаниями,
•умения применять историко-культурный подход к оценке социальных явлений,
•умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений,
•умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа проверяет знание обучающимися истории и культуры родного края.
Работа ВПР в 5 классе по истории состоит из двух частей и 8 заданий, из них по уровню сложности: базовой–5; повышенной–2; высокой–1. Общее время выполнения работы 45мин. Максимальный первичный балл–15. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Задание 1 нацелено на проверку умения работа с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.
Задание2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии(явлении, процессе).
Задание5 является альтернативным. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Оно состоит из двух частей. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.
Задание6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.
Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края. В задании 7 от обучающегося требуется назвать одного исторического деятеля, жизнь которого была связана с регионом проживания обучающегося или назвать одно любое памятное место (исторический памятник, памятник культуры, мемориальная доска и т. п.) в Вашем регионе (городе, посёлке, селе, деревне), связанное с историей Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны в целом.
В задании 8 требуется в письменной форме рассказать, чем известен названный в задании 7 исторический деятель, каков его вклад в развитие региона, нашей страны, или мира в целом.
Какое значение для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны в целом имело событие (явление, процесс), непосредственно связанное с указанным Вами памятным местом?
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
(рекомендации для учителей)
1.Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2.Дайте учащимся возможность оценить их достижениявучебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3.Не говоритес учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.
4.Используйте при изучении учебного материала различные педагогическиетехнологии, методыи приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации.
5.Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6.Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7.Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8.Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9.Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10.Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11.Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12.Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?
(рекомендации для учителей)
Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".
Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.
Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:
- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;
- помогайте ребенку избежать ошибок;
- поддерживайте учащихся при неудачах;
- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе
(рекомендации для обучающихся)
Советы по подготовке к проверочной работе
Готовься планомерно
Соблюдай режим дня
Питайся правильно
Во время подготовки чередуй занятия и отдых
Накануне проверочной работы
С вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя.
Как помочь своему ребёнку подготовиться к Всероссийской проверочной работе?
(рекомендации для родителей)
Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребёнку подготовиться к проверочной работе?
Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями или нанять репетитора.
Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова Твоя главная задача – хорошо учиться создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника ударника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.
Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.