Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемы преемственности между начальным и средним звеном, пути их решения | Щекочихина Наталья Владимировна. Работа №352387

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена проблемам преемственности между начальным и средним звеном школьного образования. Рассматриваются ключевые трудности, связанные с адаптацией учащихся к новым условиям обучения, изменениями в требованиях и подходах педагогов, а также различиями в организации учебного процесса. Особое внимание уделяется путям их решения, включая создание единой образовательной системы, использование междисциплинарных связей и формирование у школьников навыков самостоятельного обучения. 

Ключевые слова: преемственность, начальное звено, среднее звено, адаптация, образовательная система, учебный процесс, педагогическое взаимодействие. 

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ И СРЕДНИМ ЗВЕНОМ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Щекочихина Наталья Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа 11» г. Новый Уренгой

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам преемственности между начальным и средним звеном школьного образования. Рассматриваются ключевые трудности, связанные с адаптацией учащихся к новым условиям обучения, изменениями в требованиях и подходах педагогов, а также различиями в организации учебного процесса. Особое внимание уделяется путям их решения, включая создание единой образовательной системы, использование междисциплинарных связей и формирование у школьников навыков самостоятельного обучения.

Ключевые слова: преемственность, начальное звено, среднее звено, адаптация, образовательная система, учебный процесс, педагогическое взаимодействие.

 

Проблема преемственности между начальной и средней школой занимает важное место в педагогической практике, так как переход учащихся на новый этап обучения сопровождается изменением ряда образовательных и организационных условий. Несмотря на то, что начальное звено закладывает базовые учебные навыки и основы социальной адаптации, для многих учащихся переход в среднее звено становится серьёзным испытанием. Эти трудности связаны как с изменением учебной нагрузки и методов преподавания, так и с необходимостью адаптации к новым педагогам и системе оценивания.

Одной из основных проблем преемственности является различие в подходах к обучению. В начальной школе педагог ориентирован на комплексное развитие личности ребёнка, сочетая образовательные и воспитательные задачи. Обучение здесь носит преимущественно деятельностный характер, а основное внимание уделяется формированию базовых умений, таких как чтение, письмо и счёт. В среднем звене акцент смещается на предметное обучение, где каждый учитель отвечает за свой узкий профиль, а образовательный процесс становится более формализованным. Это вызывает у школьников трудности в восприятии нового формата занятий и снижает их учебную мотивацию.

Другой значимой трудностью является повышение уровня самостоятельности, требуемого от учащихся. В начальной школе учителя часто контролируют каждый этап выполнения задания, предоставляя подробные инструкции и оказывая индивидуальную помощь. В средней школе предполагается, что ученик должен самостоятельно организовывать свою работу, планировать время и справляться с большими объёмами учебной информации. У многих детей этот переход вызывает стресс, так как навыки самостоятельного обучения и самоконтроля ещё недостаточно сформированы.

Ключевую роль в решении проблем преемственности играет создание единой образовательной системы, обеспечивающей последовательное развитие учащихся. Для этого необходимо согласовать требования и подходы между педагогами начального и среднего звена, сформировать общие образовательные цели и методы их достижения. Важно, чтобы учителя начальной школы готовили учеников к будущим изменениям, постепенно увеличивая уровень самостоятельности, а педагоги среднего звена учитывали особенности адаптационного периода и оказывали поддержку школьникам на начальных этапах.

Одним из эффективных инструментов преемственности является использование междисциплинарных связей, которые позволяют интегрировать знания и умения, полученные в начальной школе, в предметное обучение среднего звена. Например, навыки анализа текста, сформированные на уроках чтения, могут быть активно использованы на занятиях по литературе, истории и обществознанию. Это помогает учащимся видеть связь между различными областями знаний, делает процесс обучения более осмысленным и способствует сохранению интереса к учёбе.

Кроме того, важно формировать у школьников навыки, необходимые для успешной адаптации в средней школе. Это включает развитие самостоятельности, умения планировать свою деятельность, анализировать результаты и исправлять ошибки. Учителя начальной школы могут постепенно внедрять элементы проектной и исследовательской работы, требующей более высокого уровня ответственности и самоконтроля. Такая подготовка позволит ученикам легче адаптироваться к требованиям среднего звена и успешно справляться с новыми задачами.

Педагогическое взаимодействие между учителями начального и среднего звена также играет важную роль в обеспечении преемственности. Регулярное обсуждение образовательных программ, обмен опытом и совместная работа над проектами позволяют создавать единую образовательную среду, в которой учащиеся чувствуют себя уверенно и комфортно. Это также способствует развитию у педагогов понимания специфики работы на разных этапах обучения и повышению эффективности их деятельности.

Таким образом, преемственность между начальным и средним звеном является важным условием успешного обучения и развития учащихся. Решение связанных с этим проблем требует согласованных действий педагогов, направленных на создание единой образовательной системы, использование междисциплинарных связей и развитие у школьников навыков самостоятельного обучения. Только в условиях последовательного и целостного подхода к образовательному процессу можно обеспечить комфортный переход детей на новый этап обучения и сохранить их интерес к учёбе.

 

Список литературы

 

1. Богатенкова Я. А. Преемственность в преподавании русского языка в 4–5-х классах / Я. А. Богатенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 363-365.

2. Основы профессиональной деятельности в сфере начального общего образования : учебное пособие / под общей редакцией С. В. Козловой. — Москва : Прометей, 2019. — 230 с. — ISBN 978-5-907166-70-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/126752

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×