Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемы преподавания истории в системе СПО | Бекузаров Ахмет Хаджимуратович. Работа №344655

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы преподавания истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели, а также те вызовы, которые обусловлены современными образовательными стандартами и изменениями в обществе. Особое внимание уделяется вопросам адаптации учебных программ к требованиям ФГОС, мотивации студентов и организации учебного процесса в условиях ограниченного времени. Предлагаются возможные решения, направленные на повышение эффективности преподавания истории в СПО.

Ключевые слова: преподавание истории, система СПО, образовательные стандарты, мотивация студентов, проблемы обучения, учебный процесс.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В В СИСТЕМЕ СПО

 

Бекузаров Ахмет Хаджимуратович, преподаватель

ГБПОУ «Северо-Осетинский медицинский колледж» г. Владикавказ

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы преподавания истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели, а также те вызовы, которые обусловлены современными образовательными стандартами и изменениями в обществе. Особое внимание уделяется вопросам адаптации учебных программ к требованиям ФГОС, мотивации студентов и организации учебного процесса в условиях ограниченного времени. Предлагаются возможные решения, направленные на повышение эффективности преподавания истории в СПО.

Ключевые слова: преподавание истории, система СПО, образовательные стандарты, мотивация студентов, проблемы обучения, учебный процесс.

 

История является одной из фундаментальных дисциплин, изучаемых в системе среднего профессионального образования (СПО). Она выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию, формируя у студентов критическое мышление, гражданское самосознание и понимание процессов общественного развития. Однако в условиях модернизации образовательной системы, введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и сокращения учебного времени на изучение общеобразовательных дисциплин, преподавание истории сталкивается с рядом серьезных проблем.

Эти проблемы связаны как с организационными аспектами учебного процесса, так и с педагогическими трудностями, которые осложняют полноценное освоение исторических знаний студентами. Важным аспектом остается низкий уровень мотивации к изучению гуманитарных дисциплин среди учащихся профессиональных образовательных учреждений. Современный преподаватель истории в СПО вынужден искать новые подходы к обучению, чтобы сохранить интерес студентов к предмету и обеспечить их успешное освоение программы.

Одной из ключевых проблем преподавания истории в СПО является необходимость адаптации учебных программ к требованиям ФГОС, которые ориентированы на компетентностный подход и сокращение часов на общеобразовательные дисциплины. В результате историческое образование в СПО зачастую сводится к минимальному набору базовых знаний, что затрудняет полноценное восприятие и осмысление учебного материала.

Кроме того, программы обучения часто не учитывают специфику профессиональной подготовки студентов в СПО. В то время как в высших учебных заведениях история изучается более глубоко и системно, в СПО она преподается с акцентом на общее развитие. Это приводит к тому, что преподаватели вынуждены балансировать между требованиями ФГОС и необходимостью формирования у студентов базовых знаний по истории, что усложняет учебный процесс.

Также важно отметить, что многие учебные программы недостаточно учитывают региональные особенности. Воспитание патриотизма, национального самосознания и уважения к историческому наследию родного края требует включения регионального компонента в курс истории. Однако в реальной практике преподаватели сталкиваются с отсутствием должного методического сопровождения по этой линии.

Одной из серьезных проблем преподавания истории в СПО является низкая мотивация студентов. Профессиональная ориентация учащихся на практические навыки и специальности часто приводит к тому, что гуманитарные дисциплины воспринимаются ими как второстепенные. Многие студенты не видят прямой связи между изучением истории и своей будущей профессиональной деятельностью, что снижает их интерес к предмету.

Преподаватели истории сталкиваются с задачей поиска новых форм и методов работы, которые могли бы заинтересовать студентов и показать им значимость исторических знаний для формирования мировоззрения и понимания современных процессов. Использование традиционных методов обучения часто оказывается недостаточно эффективным в условиях современного информационного общества, где молодое поколение привыкло получать знания из различных источников, в том числе через цифровые технологии.

Ограниченное количество часов, отведенное на изучение истории в СПО, создает сложности в организации учебного процесса. Преподаватели вынуждены сокращать количество тем, упрощать материал и ограничиваться лишь основными фактами и событиями, что сужает горизонты восприятия истории как целостной науки. Это также затрудняет проведение междисциплинарных связей, которые могли бы обогатить образовательный процесс и сделать его более интересным для студентов.

Кроме того, на практике преподаватели часто сталкиваются с трудностями организации самостоятельной работы студентов. В условиях СПО важность самостоятельного изучения материала возрастает, однако у студентов часто отсутствуют навыки самостоятельной работы, анализа информации и критического мышления. Это требует от преподавателей дополнительных усилий по развитию этих навыков, что усложняется при ограниченности учебного времени.

Для решения обозначенных проблем необходимы комплексные меры, включающие модернизацию учебных программ, развитие методического сопровождения и повышение квалификации преподавателей. Одним из возможных подходов является использование современных педагогических технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

В частности, внедрение элементов цифрового обучения, мультимедийных презентаций, интерактивных лекций и дискуссий может способствовать повышению интереса студентов к истории. Использование исторических документов, хроник и архивных материалов в электронном формате помогает студентам самостоятельно изучать источники и развивать аналитические способности. Также стоит рассмотреть внедрение проектного метода обучения, который позволяет интегрировать исторические знания с профессиональной подготовкой студентов.

Из вышесказанного следует, что преподавание истории в системе СПО сталкивается с рядом проблем, связанных с организацией учебного процесса, мотивацией студентов и адаптацией программ к современным требованиям. Для решения этих проблем необходимо совершенствование педагогических методов и использование инновационных подходов, которые помогут сделать историю более доступной и интересной для студентов. Только в этом случае история сможет не только оставаться частью общеобразовательной подготовки, но и выполнять свою важную функцию формирования личности и гражданского самосознания у подрастающего поколения.

 

Список литературы

1. Безбородов А.Б., Корчинский А.В., Павленко О.В., Шкаренко П.П. Историческое знание и профессиональное гуманитарное образование // Вестник РГСУ. — 2017. — (4/2) . — С. 290299.

2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от

30.04.2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×