ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО | Терехова Элина Робертовна . Работа №325637
статья посвящена стремлению современного образования развивать коммуникативные способности учащихся, важности уроков русского языка в этом процессе, проблемах, негативно влияющих на развитие коммуникативных способностей школьников и способах решения данных проблем.
Проблема развития коммуникативных способностей волнует как психологов, так и педагогов, которые знают, как нелегко бывает современным ученикам, особенно первоклассникам, адаптироваться к школе, найти общий язык с педагогом и сверстниками. А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в обучении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое состояние первоклассников.
Автор:
Терехова Элина Робертовна
4 курс, 44.03.05. Педагогическое образование
Профили «Русский язык» и «Литература»
ФГОУ ВО СГПИ
г. Ставрополь, Российская Федерация
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики
Рябченко Наталья Николаевна
проблемы развития коммуникативных способностей школьников пятых классов на уроках русского языка
Аннотация: статья посвящена стремлению современного образования развивать коммуникативные способности учащихся, важности уроков русского языка в этом процессе, проблемах, негативно влияющих на развитие коммуникативных способностей школьников и способах решения данных проблем.
Ключевые слова: коммуникативные способности, русский язык, образовательная среда, современное образование, проблемы, школьники.
Современное образование ставит перед учителями и педагогами цель развития коммуникативных способностей учащихся. Одним из важных компонентов этого процесса являются уроки русского языка в пятых классах. Несмотря на достигнутые успехи, существует ряд проблем, которые могут негативно влиять на развитие коммуникативных навыков школьников.
Проблема развития коммуникативных способностей волнует как психологов, так и педагогов, которые знают, как нелегко бывает современным ученикам, особенно первоклассникам, адаптироваться к школе, найти общий язык с педагогом и сверстниками. А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в обучении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое состояние первоклассников.
Проблема развития коммуникативных способностей – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь коммуникация играет основополагающую роль, помогая в подготовке всесторонне грамотной личности.
В современной образовательной среде, в процессе развития коммуникативных способностей школьников выступают следующие проблемы:
1. Недостаточная активность и самостоятельность: Школьники пятых классов, как правило, проявляют недостаток инициативы на уроках русского языка. Они предпочитают пассивно слушать преподавателя, вместо активного участия в диалоге. Это ограничивает их возможности для практики и совершенствования коммуникативных навыков.
2. Ограниченный словарный запас: Еще одной проблемой является ограниченный словарный запас учащихся. Они часто оперируют ограниченным числом слов и фраз, что значительно сужает их возможности для ясного и эффективного выражения своих мыслей и идей.
3. Недостаточное понимание социокультурного контекста: Школьникам часто трудно понять социокультурные аспекты языка, такие как правила речевого этикета, умение адаптироваться к разным ситуациям общения и т.д. Это затрудняет успешное взаимодействие на уроках и в реальной жизни.
Решения проблем развития коммуникативных способностей на уроках русского языка:
1.Активное и интерактивное обучение: Преподаватели должны стимулировать активное участие каждого школьника на уроках, создавая среду для открытого обмена мнениями и идеями. Применение игр, ролевых игр и проектной работы может дать возможность учащимся самостоятельно применять полученные знания в практических ситуациях.
2. Расширение словарного запаса: Уроки русского языка должны быть насыщены различными лексическими заданиями и упражнениями, направленными на расширение словарного запаса учащихся. Преподаватели должны стимулировать интерес к чтению, изучению новых слов и их использованию в контексте.
3. Разработка уроков с учетом социокультурного контекста: Учителя русского языка должны активно внедрять уроки, позволяющие школьникам понять социокультурные аспекты языка. Рассмотрение языковых норм и правил, речевых оборотов, общения в различных ситуациях поможет учащимся эффективно взаимодействовать на уроках и в обычной жизни.
Итак, процесс развития коммуникативных способностей школьников на уроках русского языка в пятых классах сталкивается с определенными трудностями. Однако применение активных методов обучения, расширение словарного запаса и учет социокультурного контекста помогут преодолеть эти проблемы и достичь лучших результатов в развитии коммуникативных навыков учеников.
Список литературы:
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка:
коммуникативно-деятельностный
подход. М., КНОРУС, 2007.
464 с.
Базарская
Н.
И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. Воронеж, 2013.- 63 с.
Белинская Е.
П.,
Тихомандрицкая
О. А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2008. С. 61–75
Бодалев
А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2009. 450
с
.