Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемы социальной адаптации детей сирот | Татьяна Мамонова. Работа №347055

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

Реабилитационный центр для инвалидов

«Калужский реабилитационно-образовательный комплекс»

 

 

 

 

.

 

 

Методический доклад

«Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

социальный педагог:

Т.С. Мамонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

«Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений»

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………

1.Причины проблем в социальной адаптации сирот

2.Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений:

 

2.1. Социально-бытовые проблемы…………………………………………

2.2. Социально-психологические проблемы………………………………...

2.3. Проблемы правовой безграмотности………………………………….

2.4. Проблемы при трудоустройстве…………………………………………

 

Заключение…………………………………………………………………….

Литература………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

«Воспитание - есть процесс социальный

в самом широком смысле.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А.С. Макаренко

«Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.

Уходя из детского дома, воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали: у них возникают проблемы в поиске работы, во взаимодействии с широким социумом, в организации быта, питания, досуга, в умении обращаться с деньгами, рационально распределять их на длительный период времени, делать покупки, и так далее.

Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни. Многие из них становятся лёгкой добычей криминального мира, пациентами нарко- и психодиспансеров. Даже те из них, кто имеет различные способности и таланты, не находят себе достойного применения в дальнейшей жизни.

Очень большой процент выпускников интернатных учреждений оказывается в состоянии социальной дезадаптации.

 

 

 

Факты свидетельствуют: из одной тысячи сирот

лишь 6 % поступает в средние специальные учебные заведения,

только 300-400 человек ежегодно получают полное среднее образование,

единицы оказываются в вузах.

В целом по России 30 % выпускников этих учреждений становятся бомжами,

20 % пополняют ряды преступников,

10 % заканчивают жизнь самоубийством.

Но даже те, кто не входит в эти статистические данные, как правило, с трудом могут самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью.

1.Причины проблем в социальной адаптации сирот

Существуют причины серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов:

«Материнская и социальная

депривация;

дефиц

ит общения со значимым взрослым;

коллективные методы воспитания

;

другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.

Кроме того, необходимо обратить внимание на социально-психологический портрет выпускника детского дома, вступающего в самостоятельную жизнь.

Для большинства выпускников характерны:

неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним),

непонимание материальной стороны жизни,

внушаемость,

завышенная или заниженная самооценка,

неадекватность уровня притязаний, что приводит многих будущих выпускников к асоциальному поведению.

Также сильным фактором, влияющим на успешность жизненного устройства выпускников детских домов, является неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.

Можно подвести итог такой, основными причинами проблем сирот являются:

Ген

етика

;

Н

ет положительного примера;

И

нтернатное

(коллективное)

воспитание;

Н

еготовность общества принять сироту

;

2. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений:

2.1. Социально-бытовые проблемы;

Социально-психологические проблемы;

Проблемы правовой безграмотности;

Проблемы при трудоустройстве

, трудовая адаптация

.

 

2.1. Социально-бытовые проблемы

К данным проблемам можно отнести:

Ж

илищные проблемы;

П

роблемы наличия социально-бытовых

навыков;

З

абота о здоровье.

Жилищные проблемы:

Есть две категории воспитанников – выпускников. В одну входят те, кто сохранил право на жильё. Здесь проблем нет, однако, очень часто возвращение по месту регистрации родителей становится для молодого человека возвращением в асоциальную, криминальную среду или возвращением к чужим людям (например, если мать умерла, а в квартире прописан и проживает ее муж) и т. д.». Проблема в оплате за ком услуги.

Часто случается такая ситуация: вернувшись домой, сирота фактически оказывается перед выбором: принять образ жизни своих родственников и их окружения или искать жилье самому, рискуя остаться без крыши над головой….

Во вторую категорию входят те, кто никакой жилой площади не имеет.

Социально-бытовые навыки

Необходимо отметить еще один вид проблем выпускников, заключающаяся в том, что они, даже получив нормальное жилье, часто просто не умеют или не хотят в нем жить.

С одной стороны – не умеют жить в одиночестве, с другой –

не умеют самостоятельно вести домашнее хозяйство,

не имеют навыков самообслуживания.

Речь идет об элементарных формах бытовой деятельности: чистке обуви, стирке белья, приготовлении пищи, уборка квартиры т. п.

Даже девушки не умеют создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, подолгу не моют грязную посуду, не умеют приготовить обед.

Научить сирот самостоятельно готовить пищу – одна из главных задач воспитателей детского дома. Не менее важно научить подростков ухаживать за одеждой и обувью, делать мелкий ремонт. В детском доме сироты избавлены от необходимости приобретать вещи, поэтому бережное к ним отношение не выработано.

Забота о здоровье.

Сироты часто имеют отягощенную наследственность, а также могут иметь психические травмы, связанные с неблагополучием в семье и потерей родителей.

Как показывают исследования педагогов и психологов, общее физическое и психическое развитие таких детей значительно отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки правильного поведения.

В интернате уделяется больше внимания медицинскому обслуживанию воспитанников (диагностика, лечение, профилактика заболеваний), чем просвещению в области заботы о своем здоровье. После выпуска молодой человек должен самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Ему часто бывает не к кому обратиться и спросить элементарные вещи, например, к какому врачу обратиться по определенной болезни, как получить направление на обследование, в больницу и т. д.

2.2. Социально-психологические проблемы

К таким проблемам можно отнести:

П

роблемы взаимоотношений с окружающими;

П

роблемы создания семьи;

Д

осуговые предпочтения.

Проблемы взаимоотношений с окружающими;

Свободно себя чувствуют детдомовцы только в своем замкнутом мире. Именно поэтому они поддерживают отношения друг с другом и после выпуска из интернатного учреждения, часто даже живут компаниями.

Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность или агрессивность. Выпускники интернатных учреждений продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими подвоха со стороны окружающих.

Проблемы создания семьи;

В детском доме ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Подобные отношения не способствуют развитию навыков общения, умению наладить равноправные отношения с другими людьми.

Факт создания полноценной семьи можно рассматривать как свидетельство достижения определенного уровня социальной зрелости человека.

Трудности создания семьи начинаются для выпускников с поисков партнеров. Проблема заключается в том, что круг их общения очень ограничен, они чувствуют себя увереннее среди «своих». Такая позиция ограничивает возможности молодого человека или девушки завязать отношения с кем-то, кто не входит в достаточно замкнутое общество детдомовских друзей.

В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака, они могут многократно расходиться и сходиться, меняя партнеров. Выпускникам интернатных учреждений более свойственно такое положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается за норму, тогда создание полноценной семьи откладывается надолго или навсегда.

Главные сложности в любой молодой семье начинаются с рождением ребенка. Выпускники интернатных учреждений сталкиваются не только с психологическими проблемами, связанными с появлением ребенка, но и с материально-бытовыми трудностями, отсутствием помощи со стороны бабушек и дедушек в воспитании и обеспечении ребенка.

Подавленное моральное состояние, трудное материальное положение, незнание о необходимости медицинского наблюдения в период беременности, нехватка финансовых средств на полноценное питание и покупку витаминов, отсутствие какой бы то ни было помощи со стороны родственников, нехватка дружеского участия и поддержки ставят многих молодых матерей в безвыходное положение, из которого они не могут выйти без посторонней помощи.

Как отмечают многие специалисты, причины неудач характерны для большинства выпускников и обусловлены специфическими особенностями их жизни:

В основе причин лежат четыре обстоятельства:

отрицательный опыт жизни в родительской семье,

стереотипы поведения, которые формируются в условиях детского дома,

несформированность многих функциональных умений, важных для взрослого человека,

отсутствие специальной социально-педагогической службы,

способной помочь молодой семье

.

Досуговые предпочтения.

Только полноценная досуговая деятельность позволяет сформировать такие личностные качества, как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений. В процессе досуга формируются духовность, внутренняя культура, эстетическое мировоззрение.

Сироты не умеют организовать свой досуг. Свободное время используют преимущественно для домашних дел, просмотр телевизора, приём гостей или посещение друзей.

Напрашивается неутешительный вывод: сирота, в сфере досуга себя не реализует.

Живя в детском доме, они не получают навыков самостоятельного выбора занятий в досуговой сфере. Беззаботная жизнь культивирует в детях такие качества, как коммуникативная беспомощность, потребленчество.

Неспособность детей занять себя в свободное время, неразвитость индивидуальных интересов в сфере досуга в дальнейшем может служить причиной вовлечения их в антиобщественную среду».

Для правильной коррекции поведенческих действий может быть использован эталон, заимствованный из литературных источников. Однако, опросы показывают, что набор книг, пользующийся спросом у сирот, крайне узок, тематически ограничен. К таким же выводам можно прийти, анализируя просмотренные сиротами кинофильмы. Систематическое пребывание в среде себе подобных, формирует у сирот заниженные жизненные стандарты».

2.3. Проблемы правовой безграмотности выпускников

Проблемам правовой безграмотности в современной научной литературе уделено мало внимания, широких, глобальных исследований на эту тему почти нет, а ведь детям-сиротам необходимо знать о своих правах, льготах, о законодательных нормах.

Данная проблема состоит из двух частей:

Н

езнание норм уголовного, административного законодательства

;

Н

езнание о льготах, правах и т. д.

Первое приводит к правонарушениям, второе – к социальной незащищенности.

Поведению детей, воспитывающихся вне семьи, свойственны вспышки агрессии, гнева, обидчивость, раздражительность. У них отсутствует чувство принадлежности к социальным институтам, что становится причиной социальной дезадаптации.

Это приводит к нарушению поведения, взаимодействия с окружающими людьми. Всё это может подтолкнуть молодых людей к нарушению правовых, нравственных, моральных, общественных норм.

«Проблем в социально-правовом направлении работы с выпускниками интернатных учреждений очень много и они достаточно серьезные:

Реализация права на жилье;

Трудовая адаптация;

П

рофилактика правонарушений

;

З

ащита прав выпускни

ков в ходе уголовного процесса;

Р

абота с освободив

шимися из мест лишения свободы;

П

оиск и написание официально-правовых документов»

Многие из бывших воспитанников проживают в городе без документов; не имеют медицинских полисов, прописки, денег на платный медицинский прием; не знают о положенных им правах, льготах, возможностях правового регулирования проблем юридического характера и мн. др.

Социально-правовая подготовка – помощь в овладении навыками делового этикета (формирование навыков делового письма, умения вести переговоры, организация деловых встреч), индивидуальная работа по формированию правовой компетенции (формирование представлений о действующих нормах законов, о способах реализации механизма защиты своих прав и т. п.) – наиболее важный этап в общей подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

2.4. Проблемы при трудоустройстве и трудовой адаптация

а) Проблемы при трудоустройстве:

Число устроившихся на постоянную работу сразу после выпуска из учебного заведения невелико – около 19%. Год-два уходит на то, чтобы найти постоянное место работы. Данная проблема связана с тем, что на момент окончания училища у него мало профессиональных знаний, недостаточная квалификация, совсем нет опыта работы и много амбиций, связанных с возрастом.

Трудности с устройством на работу провоцируют молодых людей после окончания одного ПТУ или техникума идти учиться в другой, чтобы еще три года получать пособие от государства. Другая ситуация, которая тоже имеет место в жизни, связана с тем, что молодые люди после окончания учебного заведения встают на биржу труда и получают достаточно большое (по сравнению с другими категориями граждан) пособие по безработице.

Проблемы профессионального обучения и трудоустройства выпускников интернатных учреждений сформулировать так:

Ограниченные возможности выбора профессионального обучения, обусловленные преимущественно невысоким качеством общего образования;

Ограниченные возможности выбора профиля подготовки в профессиональное училище, обусловленные организационными трудностями и неспособностью руководителей интернатных учреждений реагировать на новую ситуацию на рынке труда;

Низкий уровень конкурентоспособности выпускников сиротских учреждений на рынке труда, обусловленный невысоким качеством их профессиональной подготовки и неспособностью самостоятельно решать проблемы взаимоотношений в производственном коллективе;

Нежелание работать по специальности.

б) Трудовой адаптация

Причины неудовлетворенности работой у выпускников интернатных учреждений, которые часто «провоцируют уход с работы, часто связаны с тем, что:

О

тсутствует навык систематической

работы;

Н

ет ответс

твенности за выполняемую работу;

Н

ет желания реализовывать себя в

профессиональной деятельности;

И

меет место привычка к пошаговому контролю и принуждению к труд

у со стороны взрослого человека.

Многие исследователи отмечают тот факт, что выпускники интернатных учреждений часто бросают работу из-за конфликтных ситуаций, которые сами же и создают. Называют следующие причины возникновения конфликтов на рабочем месте:

Н

е понял, что сказали, не знает, как выполнить требование (не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить);

П

роспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;

З

аболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

Н

е справляется

с заданием из-за его сложности;

М

онотонные операции вызывают раздражение;

Н

е умеет восприни

мать критику относительно себя;

Б

оится услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;

Т

рудно привыкает к новым людям, болезненно переживает свое отличие от других;

Н

е

умеет работать самостоятельно

;

Н

е стрем

ится реализовывать себя в труде

;

Низкая работоспособность;

Б

ыстрая утомляемость

.

Заключение.

При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной среды, коррекционные учреждения должны делать акцент на следующие задачи:

У

крепление здоровья и физического развития;

П

сихическое развитие;

Г

ражданское становление;

П

риобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения;

О

бразовательная деятельность;

Т

рудовая деятельность;

П

равовое образование и воспитание;

П

рофессиональное развитие;

Т

ворческое развитие.

Недостаточный уровень социальной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями связан с тем, что проблему социально-психологической адаптации выпускников преимущественно решают только специалисты ГБ ОУ и школ-интернатов VIII вида. Средством преодоления трудностей социализации выпускников является организация деятельности как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами.

Литература:

Вострикова Е.

«

Дорога в страну профессий

»

Школьный психолог.№2.2009

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.- Санкт-Петербург, 2003

Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог.№13.2006

Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог.№2.2009

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003

Ресурсы интернета.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×