Процесс формирования и развития инженерного мышления дошкольников. | Климова Людмила Сергеевна. Работа №304557
Статья рассматривает следующие вопросы:
—Что такое инженерное мышление?
— Какие виды мышления возможно и необходимо развивать в дошкольном возрасте.
— Какие условия необходимо создавать при проектировании образовательной деятельности в ДОО.
— На какие виды деятельности или культурные практики, доступные детям дошкольного возраста необходимо опираться.
Рассматриваются условия, которым необходимо уделить приоритетное внимание при проектировании образовательной деятельности в дошкольной организации и психолого-педагогическое сопровождение процесса по формированию и развитию инженерного мышления дошкольников.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования и развития инженерного мышления дошкольников.
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Современные нормативные правовые документы федерального уровня – закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – внесли значительные коррективы в представления, как о самом дошкольном образовании, так и о профессиональной деятельности работников системы дошкольного образования.
Одна из образовательных областей – познавательное развитие, которое направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, форме, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). В ходе организации образовательной деятельности педагоги должны создать все необходимые условия для достижения следующих целевых ориентиров:
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и людей;
— склонен наблюдать, экспериментировать;
— обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
— обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.;
— ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
— Что понимается под инженерным образованием?
— Что такое инженерное мышление?
— Какие виды мышления возможно и необходимо развивать в дошкольном возрасте.
— Какие условия необходимо создавать при проектировании образовательной деятельности в ДОО.
— На какие виды деятельности или культурные практики, доступные детям дошкольного возраста необходимо опираться.
Под инженерным образованием понимается специально организованный процесс обучения и воспитания на всех уровнях общего образования (включая дошкольное) и профессионального образования, при котором формы, методы, содержание образовательной деятельности направлены на развитие у обучающихся желания и возможностей получить профессию инженера, а также развитие инженерного мышления.
Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:
— наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;
— основы творческого мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;
— конструктивное мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.
Мы с вами помним, что дошкольное образование, это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка – познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.
В связи с этим важно в соответствии с ФГОС дошкольного образования при проектировании образовательной деятельности в дошкольной организации уделить приоритетное внимание созданию следующих условий:
в младенческом возрасте (от рождения до 1 года) – для манипулирования (совместно со взрослыми – педагогом и родителями, а затем самостоятельного) с разнообразными предметами (в том числе с объемными телами и геометрическими формами) и познавательно-исследовательских действий с целью освоения детьми свойств объектов окружающего предметного мира (формы, цвета, размера, звучания, фактуры);
в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – для совместной со взрослыми (педагогами и родителями) и самостоятельной предметной деятельности и игр с составными и динамическими игрушками; экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто, глина, пластилин и пр.) с целью формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, части и целом, движении и покое);
в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – для познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, с целью формирования у детей первичных представлений объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
В условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте). В данную систему должна быть включена также работа, связанная с художественным трудом детей с применение бумаги, картона, природного и бросового материала.
Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов -восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, в связи с этим развивается способность запоминать, мобилизуя волю. Детский интеллект уже функционирует на основе принципа системности. Заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний. Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность. Таким образом, зная о психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста, мы можем решать задачи конструктивного характера. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей: -познавательное развитие: техническое конструирование -воплощение замысла из деталей конструктора; -речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи; -художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование -создание замысла из деталей конструктора; -физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Однако развитие конструктивных навыков невозможно без развития у детей логического мышления, которое позволяет развивать:элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенного, классификация и др.;активность, раскованность мышления, проявляющуюся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;организованность и целенаправленность, проявляющуюся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщѐнных схем анализа явления. Работа по данным двум направлениям позволит развивать у детей прединженерное мышление, дающее возможность получить представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса по формированию и развитию инженерного мышления дошкольников предполагает создание условий для организации помощи субъектам ВОП в организации процесса формирования предпосылок прединженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста:
1.Помощь в организации режимных моментов
2. Помощь в организации воспитательно-образовательного процесса.
3. Помощь в организации совместной деятельности педагогов и родителей.
4.Мониторинг развития конструкторских навыков и логического мышления.
Для осуществления этого мною реализуются:
Диагностический комплекс «Конструкторские навыки и умения в технике «бумагопластика».
«Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО»/ научн. Рук. Галацковой И.А., ИПК ПРО, 2016. – 262с.
Проект «Алиса в стране чудес» (2016г.).
Программа «Развитие познавательных процессов и графических навыков дошкольников старшего возраста» (2019г.)
В проекте и программе разработаны адекватные методы воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
Образовательные задачи:
1.обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению;
2.развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы;
3.совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора;
4.научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций.
Развивающие задачи:
1.развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память;
2.развивать конструктивные навыки;
3.совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность;
Воспитательные задачи:
1.воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
2.развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктов своей конструктивной деятельности и поделкам других;
3.привить навык коллективной работы.