Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. | Мой кабинет. Работа №340788

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача образования, которая начинается в дошкольном детстве. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным народом, формировать интерес к народной культуре средствами музыкального искусства.

«Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».

Д. Б. Кабалевский

 

Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача образования, которая начинается в дошкольном детстве. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным народом, формировать интерес к народной культуре средствами музыкального искусства.

На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остаётся очень важной задачей, стоящей перед педагогом. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живёт в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения.

Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Региональный компонент, как часть народного творчества, в музыкальном воспитании является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несёт в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время ещё далеко не в полной мере нашёл место в образовательном и воспитательном процессе.

Региональный компонент в музыкальном воспитании предполагает активное использование народной музыки и песен, колыбельных, произведений композиторов, а также литературных произведений, авторов и поэтов Костромского края, в качестве дополнительного материала для более целостного восприятия музыкальной культуры.

В использовании регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников ставятся следующие цели и задачи:

1. Познакомить детей с музыкальной культурой Костромского края.

2. Развивать духовно-нравственную личность через знакомство с социо-культурными нормами, традициями региона.

3. Формировать патриотические чувства к малой Родине.

4. Создавать эффективную развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию уважения к родному краю.

5.Воспитывать интерес к народной культуре.

Включение регионального компонента в образовательный процесс способствует общему музыкально-нравственному развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению дошкольников к истории родного края.

Использование регионального компонента на музыкальных занятиях в детском саду помогает решать следующие задачи:

• патриотические - очевидно, что, приобщая дошкольников к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное самосознание;

• социальные - народная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства, выраженные в музыкальном искусстве;

• психологические - музыка, в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка, является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;

• эстетические - высокое нравственное содержание народной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;

• экологические - народная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.

На музыкальных занятиях, дети знакомятся, например, с композитором нашего города – Галиной Кадыковой, поэтессой Еленой Салмовой. Дети знакомятся с их творчеством, что способствует формированию интереса к культуре родного края.

Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).

Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей в решении этих проблем я вижу следующее: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место в дошкольном детстве, безусловно, принадлежит игре. Поэтому на музыкальных занятиях мною используются народные подвижные игры. Ведь народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, физически укрепляют ребёнка, сплачивают коллектив и вызывают положительные эмоции у детей.

В последнее время радует то, что интерес к народной музыке возрастает. При подготовке мероприятий в детском саду заметно, с каким удовольствием дети исполняют русские народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах. Дети с огромным интересом играют на шумовых инструментах, знакомятся с культурой нашего края. На весеннем празднике мы с детьми готовили оркестр шумовых инструментов. На музыкальных занятиях мы знакомимся и играем на русских народных инструментах (ложки, трещотки, бубны и т.д.)

Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель «Детский сад №6 города Костромы»

Ковалёва Наталия Павловна

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×