Проект «Четыре времени года» (сезонные изменения) | Сапегина Елена Владимировна. Работа №347208
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Название проекта: «Четыре времени года» (сезонные изменения)
Вид проекта: педагогический, долгосрочный
Участники: воспитатель Сапегина Е.В., дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), их родители, МАДОУ «ГАРДАРИКА» города Перми.
Цель проекта: создание условий для формирования представлений о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Продолжать ф
ормировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них. Знакомство с сезонными изменениями природы.
Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы; внимание, эрудицию, творческий потенциал и логическое мышление.
Учить отражать в календаре наблюдений признаки природы, оформлять и систематизировать материал по временам года.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;
Воспитывать у детей эмоциональное, по
ложительное отношение к природе.
Разработать план реализации проекта и его методическое обеспечение.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сентябрь)
2. Основной (октябрь – апрель)
3. Заключительный (май)
Реализация проекта:
Каждый месяц, в течение одной недели, ежедневно дети проводят наблюдения за сезонными изменениями в природе в определенной последовательности:
Наблюдения за облачностью.
Определяют температуру воздуха
.
Наблюдение за осадками.
Рассматривание растительности и покрова земли.
Наблюдение за животными (насекомыми, птицами)
За основу в проекте была взята «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы» С. Н. Николаевой. Выполняется следующая работа: «ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растительности и покрова земли (в середине недели); наблюдение за животными (птицами и насекомыми) которых можно встретить в данный момент сезона; ежедневная работа с календарем». Таким образом, одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы. На основе использования календаря наблюдений можно рекомендовать: формат одежды, какой выносной материал можно взять с собой и чем заниматься на прогулке в зависимости от погодных условий.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Подготовительный этап предполагает:
Подбор методической и художественной литературы
Подбор иллюстраций, картотеки музыкальных произведений
Подбор дидактических игр
Разработка диагностики
Мониторинг знаний детей по теме проекта
Разработка плана
Работа с родителями (создание календаря наблюдений, с
оздание кормушек)
Приобретение метеостанции
Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение
Этап реализации проекта
Задачи
Педагогические средства
Сроки
Основной этап
Продолжать знакомить детей с первыми признаками осени.
Учить детей замечать изменения происходящие осенью.
Воспитывать интерес к календарю природы.
Учить детей фиксировать результаты в календаре наблюдений
Расширять представления о явлениях неживой природы.
Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе.
Формировать конкретные представления о состоянии растений.
Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.
- Ежедневное наблюдение на прогулке.
- Фиксация результатов в календаре наблюдений. (приложение 4)
- Беседа «Осень. Признаки осени» (приложение 3)
- Чтение произведений (А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Трутнева «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», «Лес осенью» А. Твардовского). (приложение 5)
- Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение
- Рассматривание иллюстраций (Репродукции картин: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Коровина)
- Прослушивание музыкальных произведений (А. Вивальди «Осень» из цикла “Времена года”, П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь»). (приложение 9)
- Дидактическая игра «Живое-неживое» (приложение 6)
- НОД «Жизнь зверей осенью» (приложение 7)
- Обобщающая беседа «Уходит осень золотая» (приложение 8)
- Консультация для родителей (приложение 16)
- Художественно-творческая деятельность
Сентябрь – ноябрь
(3 неделя)
Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.
Закрепление представлений о зиме и ее приметах.
Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом
Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к ней.
- Ежедневное наблюдение на прогулке.
- Фиксация результатов в календаре наблюдений. (приложение 4)
- Беседа «Здравствуй Зимушка - зима» (приложение 10)
- Чтение произведений (И. Суриков «Зима», Н Никитина «Встреча зимы», Ф. Тютчев «Зима не даром злится»). (приложение 5)
- Рассматривание иллюстраций (Репродукции картин:
К.Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», И. Грабаря «Февральская лазурь»).
- Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение
- Прослушивание музыкальных произведений (П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года», В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет»). (приложение 9)
- Дидактическая игра «Лото по временам года» (приложение 6)
- Обобщающая беседа «Прошла зима холодная»
- Консультация для родителей (приложение 16)
- Художественно-творческая деятельность
Декабрь – февраль (3 неделя)
Актуализировать знания детей о признаках времен года и их последовательности;
Познакомить с признаками ранней весны: увеличение светового дня, начало таяния снега, появление сосулек, ледоход;
Продолжить формировать умения устанавливать природные причинно-следственные связи
Способствовать формированию художественного образа весны; Учить замечать изменения в природе; Познакомить детей с влиянием погодных условий на растительный мир.
- Ежедневное наблюдение на прогулке.
- Фиксация результатов в календаре наблюдений. (приложение 4)
- Беседа «Весна. Признаки весны» (приложение 12)
- Чтение произведений (Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Есенин «Черемуха», А.Майков «В мае».). (приложение 5)
- Рассматривание иллюстраций (Репродукции картин:
В.Н. Бакшеев «Голубая весна», К.Ф. Юон «Мартовское солнце», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Март»).
- Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение
- Прослушивание музыкальных произведений (А. Вивальди «Времена года», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», Г. Свиридов «Дождик», П. Чайковский «Времена года», В. Моцарт «Весенняя»). (приложение 9)
- Дидактическая игра «Когда это бывает» (приложение 6)
- Обобщающая беседа «Весна кончается – лето начинается» (приложение 13)
- Консультация для родителей (приложение 16)
- Художественно-творческая деятельность
Март – Май (3 неделя)
На заключительном этапе проводится мониторинг уровня сформированности знаний детей об окружающем мире, в форме экологической викторины «Друзья природы» (приложение 14) и подведение итогов проекта в виде презентации заполненного календаря наблюдений за природой. Трансляция результатов проекта на базе ДОУ
Риски:
Риски проекта
Пути их решения
Низкое познавательное развитие детей
Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Четыре времени года», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Разработана и апробирована модель календаря наблюдений.
У детей сформируются основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в природе.
Повышение у детей уровня развития
эмоционально-чувственного восприятия природы; внимания, эрудиции, творческого потенциала и логического мышления.
Дети научатся отражать в календаре наблюдений признаки природы, оформлять и систематизировать материал по временам года.
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Обеспечено непрерывное экологическое образование в системе: ДОУ - семья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабаева
Т.И
.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб
.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Виноградова, Н.Р.
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.
Газина
, О.М.
Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М.: Прометей, 2013. – 254 с.
Николаева, С.Н.
Любовь к природе воспитываем с детства. – Москва, 2002.
Николаева, С. Н.
Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
336
с.
Николаева, С. Н.
Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика синтез, 2010.
Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт.-сост. Т.Г.
Кобзеева
, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Изд. 2-е. – Волгоград
:
Учитель, 2013. – 329 с.
Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
Серебрякова, Т.А.
Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
Смирнова, В.В.
Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева. – М.:
Российский
государственный педагогический университета им. А.И. Герцена, 2001. – 208 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 1). – Ст.7598.
Шишкина, В.А.,
Дедулевич
, М.Н.
Прогулки в природу. – Москва, 2003.