Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект «Четыре времени года» (сезонные изменения) | Сапегина Елена Владимировна. Работа №347208

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Название проекта: «Четыре времени года» (сезонные изменения)

Вид проекта: педагогический, долгосрочный

Участники: воспитатель Сапегина Е.В., дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), их родители, МАДОУ «ГАРДАРИКА» города Перми.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Продолжать ф

ормировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них. Знакомство с сезонными изменениями природы.

Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы; внимание, эрудицию, творческий потенциал и логическое мышление.

Учить отражать в календаре наблюдений признаки природы, оформлять и систематизировать материал по временам года.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;

Воспитывать у детей эмоциональное, по

ложительное отношение к природе.

Разработать план реализации проекта и его методическое обеспечение.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь)

2. Основной (октябрь – апрель)

3. Заключительный (май)

Реализация проекта:

Каждый месяц, в течение одной недели, ежедневно дети проводят наблюдения за сезонными изменениями в природе в определенной последовательности:

Наблюдения за облачностью.

Определяют температуру воздуха

.

Наблюдение за осадками.

Рассматривание растительности и покрова земли.

Наблюдение за животными (насекомыми, птицами)

За основу в проекте была взята «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы» С. Н. Николаевой. Выполняется следующая работа: «ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растительности и покрова земли (в середине недели); наблюдение за животными (птицами и насекомыми) которых можно встретить в данный момент сезона; ежедневная работа с календарем». Таким образом, одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы. На основе использования календаря наблюдений можно рекомендовать: формат одежды, какой выносной материал можно взять с собой и чем заниматься на прогулке в зависимости от погодных условий.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Подготовительный этап предполагает:

Подбор методической и художественной литературы

Подбор иллюстраций, картотеки музыкальных произведений

Подбор дидактических игр

Разработка диагностики

Мониторинг знаний детей по теме проекта

Разработка плана

Работа с родителями (создание календаря наблюдений, с

оздание кормушек)

Приобретение метеостанции

Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение

Этап реализации проекта

Задачи

Педагогические средства

Сроки

Основной этап

Продолжать знакомить детей с первыми признаками осени.

Учить детей замечать изменения происходящие осенью.

Воспитывать интерес к календарю природы.

Учить детей фиксировать результаты в календаре наблюдений

Расширять представления о явлениях неживой природы.

Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе.

Формировать конкретные представления о состоянии растений.

Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.

- Ежедневное наблюдение на прогулке.

- Фиксация результатов в календаре наблюдений. (приложение 4)

- Беседа «Осень. Признаки осени» (приложение 3)

- Чтение произведений (А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Трутнева «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», «Лес осенью» А. Твардовского). (приложение 5)

- Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение

- Рассматривание иллюстраций (Репродукции картин: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Коровина)

- Прослушивание музыкальных произведений (А. Вивальди «Осень» из цикла “Времена года”, П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь»). (приложение 9)

- Дидактическая игра «Живое-неживое» (приложение 6)

- НОД «Жизнь зверей осенью» (приложение 7)

- Обобщающая беседа «Уходит осень золотая» (приложение 8)

- Консультация для родителей (приложение 16)

- Художественно-творческая деятельность

Сентябрь – ноябрь

(3 неделя)

Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

Закрепление представлений о зиме и ее приметах.

 

Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

 

Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к ней.

 

- Ежедневное наблюдение на прогулке.

- Фиксация результатов в календаре наблюдений. (приложение 4)

- Беседа «Здравствуй Зимушка - зима» (приложение 10)

- Чтение произведений (И. Суриков «Зима», Н Никитина «Встреча зимы», Ф. Тютчев «Зима не даром злится»). (приложение 5)

- Рассматривание иллюстраций (Репродукции картин:

К.Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», И. Грабаря «Февральская лазурь»).

- Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение

- Прослушивание музыкальных произведений (П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года», В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет»). (приложение 9)

- Дидактическая игра «Лото по временам года» (приложение 6)

- Обобщающая беседа «Прошла зима холодная»

- Консультация для родителей (приложение 16)

- Художественно-творческая деятельность

Декабрь – февраль (3 неделя)

Актуализировать знания детей о признаках времен года и их последовательности;

Познакомить с признаками ранней весны: увеличение светового дня, начало таяния снега, появление сосулек, ледоход;

Продолжить формировать умения устанавливать природные причинно-следственные связи

Способствовать формированию художественного образа весны; Учить замечать изменения в природе; Познакомить детей с влиянием погодных условий на растительный мир.

 

- Ежедневное наблюдение на прогулке.

- Фиксация результатов в календаре наблюдений. (приложение 4)

- Беседа «Весна. Признаки весны» (приложение 12)

- Чтение произведений (Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Есенин «Черемуха», А.Майков «В мае».). (приложение 5)

- Рассматривание иллюстраций (Репродукции картин:

В.Н. Бакшеев «Голубая весна», К.Ф. Юон «Мартовское солнце», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Март»).

- Ежедневное речевое оповещение о прогнозе погоды (рекомендации для прогулки), использование радио, персональное оповещение

- Прослушивание музыкальных произведений (А. Вивальди «Времена года», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», Г. Свиридов «Дождик», П. Чайковский «Времена года», В. Моцарт «Весенняя»). (приложение 9)

- Дидактическая игра «Когда это бывает» (приложение 6)

- Обобщающая беседа «Весна кончается – лето начинается» (приложение 13)

- Консультация для родителей (приложение 16)

- Художественно-творческая деятельность

 

Март – Май (3 неделя)

 

На заключительном этапе проводится мониторинг уровня сформированности знаний детей об окружающем мире, в форме экологической викторины «Друзья природы» (приложение 14) и подведение итогов проекта в виде презентации заполненного календаря наблюдений за природой. Трансляция результатов проекта на базе ДОУ

Риски:

Риски проекта

Пути их решения

Низкое познавательное развитие детей

Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Четыре времени года», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

 

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Разработана и апробирована модель календаря наблюдений.

У детей сформируются основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в природе.

Повышение у детей уровня развития

эмоционально-чувственного восприятия природы; внимания, эрудиции, творческого потенциала и логического мышления.

Дети научатся отражать в календаре наблюдений признаки природы, оформлять и систематизировать материал по временам года.

Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

Обеспечено непрерывное экологическое образование в системе: ДОУ - семья.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабаева

Т.И

.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб

.:

ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

Виноградова, Н.Р.

Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.

Газина

, О.М.

Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М.: Прометей, 2013. – 254 с.

Николаева, С.Н.

 Любовь к природе воспитываем с детства. – Москва, 2002.

Николаева, С. Н.

Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –

336

с.

Николаева, С. Н.

Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика синтез, 2010.

Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт.-сост. Т.Г.

Кобзеева

, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Изд. 2-е. – Волгоград

:

Учитель, 2013. – 329 с.

Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

Серебрякова, Т.А.

Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2013. – 224 с.

Смирнова, В.В.

Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева. – М.:

Российский

государственный педагогический университета им. А.И. Герцена, 2001. – 208 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 1). – Ст.7598.

Шишкина, В.А.,

Дедулевич

, М.Н.

 Прогулки в природу. – Москва, 2003.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×