Проект «Декоративное мыловарение в домашних условиях». | Елена Потапенко. Работа №339967
Актуальность статьи связана с социальной адаптацией учащихся из семей мигрантов, которым очень сложно адаптироваться в российских школах по ряду причин: языковой барьер, другая культура, религия, иное семейное воспитание. Но проблема не только детей с миграционной историей, она существует и у их одноклассников. Толератное отношение будет способствовать созданию психологического климата в детском коллективе, а эта задача педагогического коллектива - сформировать определенные социальные навыки у детей.
Психологическая безопасность в образовательной среде детей из семей с миграционной историей
г. Хабаровск 2024г.
Введение.
Ключевые слова:
Психологическая безопасность,
Дети с миграционной историей,
Русский язык без границ,
Народ, культура и традиции.
В
статье представлены возможности социализации учащихся из семей с миграционной историей. Современные вызовы государственной политики предполагают изменения в миграционной политике. Как говорил В. В. Путин в выступлении на Петербургском экономическом форуме, 5-8 июня 2024 г: «Нам нужны мигранты определённой квалификации, подготовки, со знанием русского языка, наших традиций». Задачи педагогического коллектива: способствовать формированию у учащихся углублённых знаний русского языка, а также знакомство с российской культурой и традициями народов, живущих на территории России. Создание комфортной безопасной среды для учащихся билингвов — залог успешной социализации в образовательной среде и выбора профессии детьми из семей с миграционной историей в будущем.
«Мы — гости в вашей стране и моему ребёнку очень сложно общаться с вашими детьми…» — Эта фраза была сказана во время беседы со школьным педагогом-психологом. Так сказал отец учащегося второго класса нашей школы. Эти слова заставили задуматься над тем, что значит понятие «гость» для мигрантов из ближнего зарубежья, получивших российское гражданство, но не осознающих, что они являются гражданами России. Для русского человека понятие «гостеприимство» связано с хлебосольностью, доброжелательностью, но мы не задумываемся над тем, что приезжающие на работу с другого государства могут иметь представление, противоположное нашему мнению. Дети транслируют опыт и знания своих родителей и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в образовательной среде.
Обобщённый психологический портрет ребёнка из семьи с миграционной историей представляет собой: такой ребёнок в общении замкнут, застенчив, не уверен в себе, в детских играх чаще играет роль наблюдателя, первым никогда не пойдёт на контакт…
Если исходить из того, что каждый ученик является субъектом, имеющий свои определённые потребности в познавательной сфере и в общениии, то по словам С.Л. Рубинштейна «субъектность проявляется не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в отношении к другим людям[1]».
Исходя из этого, воспитательная система класса предусматривает расширение деятельности педагога с учётом особенностей детей разных национальностей и вероисповедания. Педагог в урочной и внеурочной деятельности заостряет внимание на особенности культуры, традиций, семейного уклада каждого ребёнка в классе, создавая тем самым условия для понимания того, что человек как субъект жизнедеятельности — это субъект изменений и развития основных условий своего бытия.
Учитель начальных классов воплощает в себе всё, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьными предметами в целом. Каждый урок помогает ребёнку стать хорошим учеником, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем. Учитель работает в содружестве со школьным педагогом-психологом, который создаёт атмосферу комфортности ребёнку в общении со сверстниками. Умение оценивать свои личностные качества, уважительно относиться и понимать (принимать) другого человека, дают возможность создать условия успеха в общении и учёбе, тем самым создавая психологическую безопасную образовательную среду, которая имеет референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности[2].
Психологическая безопасность ребёнка возможна, когда осуществляется сотрудничество педагогического коллектива совместно с родительским. В нашей школе есть традиция проведения «Семейной гостиной». Тематика гостиных различна: литературная, музыкальная, кулинарная, спортивная. В сценариях предусматривается переплетение русской культуры с культурой другого этноса, конкретизируя те народности, дети которых обучаются в классе. Конечно, не забываем о коренных народностях Хабаровского края. Наряду с детьми, в работу гостиной приглашаются и родители учащихся. В работе гостиных проводятся параллели сходства между культурами. Каждая гостиная — это маленькая творческая мастерская, где итогом является тематическая выставка рисунков, фотографий, поделок, кулинарных изысков. В гостиных проводятся мастер-классы, на которых родители обучают всех желающих своим умениям с колоритом национальной культуры.
Одна из форм, сближающая семьи детей и родителей в классе, семейный отдых на природе. Каждый выезд — это небольшой сценарий, в который включены народные спортивные игры разных национальностей, приготовление традиционных кулинарных блюд на свежем воздухе, конкурсы и викторины. Во время этих выездов родители и дети находят общий язык, больше узнают друг о друге.
Внеклассная работа с детьми осуществляется совместно с учителем и школьным педагогом-психологом, целью которой является создание условий на равных правах осуществлять совместную внеурочную деятельность.
В классе существует школьная театральная студия «Театр и Мы». Детям — билингвам обязательно даются роли. Начинают дети с пантомим, представляя в движениях какие-то предметы (солнышко, снежинка, облачко). После готовности ребёнка к публичности, даются роли со словами. Это способствует снятию напряжения, тревоги, а также преодолению барьеров страха.
В школе проводятся социальные акции: «Здоровый образ жизни», «Чистый город», «Волонтёры Победы». В них участвовали и дети с миграционной историей, тем самым подчёркиваем то, что они являются полноправными гражданами России.
Введение в школьную жизнь детей мы начинаем с классической программы Г.А. Цукермана[3], которая помогает первоклассниками адаптироваться в школе, знакомит детей с правилами общения в урочной и внеурочной деятельности. Так ребёнок — инофон знакомится с первыми правами и обязанностями в школьной жизни. Далее гражданственность детей продолжает развиваться в урочной деятельности через проекты о семье, о малой Родине, об исторических памятных датах (России), что формирует сознание детей о той приобретённой родине, в которой они проживают всей семьёй, где будут получать образование, профессию.
Дети из семей с миграционной историей — это учащиеся с особыми образовательными потребностями, поэтому только комплексная работа учителя и педагога-психолога приведёт к успешной адаптации учащихся.
Учителю начальной школы на первых этапах работы с детьми — билингвами приходится создавать мотивационные условия для изучения русского языка. Ученик должен осознавать, что без знания русского языка он не сможет полноценно общаться с детьми в коллективе, а также получить образование, т.к. в будущем ему предстоит сдавать экзамены по знанию русского языка. Сложность в работе учителя состоит в том, что в рамках инклюзивного образования необходимо совмещать обучение детей как родному, так и неродному русскому языку при условии, что преподавание ведётся в рамках программного учебного материала. Одним из вариантов дополнительных знаний о русском языке, является внеурочная деятельность по программе «занимательный русский», где есть возможность, используя игру, сделать процесс обучения увлекательным и познавательным.
Используя игры, объединенные темой «Какого цвета твоё настроение», которые позволяют, используя эмоции, отрабатывать навыки внимания в письменных работах.
Каждый урок сопровождается знакомством с переносным значением слов, а также с метафорами русского языка, фразеологическими оборотами. Образная речь учителя систематически на любом уроке позволяет обогащать словарный запас детей-билингвов.
Результатами обучения детей, для которых
русский язык не является родным:
У
мение читать и высказ
ывать свое мнение о
прочитанном
;
У
мение опознавать изучаемые я
вления языка и речи
;
У
мение пользоваться словарем (найти справку в соответствующем словаре о значении, пр
а
вописании, целесообразном употреблении того или иного слова).
Исходя из опыта, считаем, что одним из самых эффективных путей решения проблемы обучения детей-билингвов является организация детского сотрудничества. И прежде всего, учебного сотрудничества, так как именно такие отношения наиболее продуктивно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции школьников, а дети-билингвы, в частности, учатся понимать и говорить по-русски.
Целенаправленная учебно-воспитательная работа с детьми и семьями с миграционной историей позволяет сформировать гражданские и нравственные позиции учащимся для осуществления государственной миграционной политики: «Нам нужны мигранты определённой квалификации, подготовки, со знанием русского языка, наших традиций. Это нужно мигрантам для комфортного проживания, а также и жителям России не только в работе, но и в быту». [Путин В.В., выступление на Петербургском экономическом форуме, 5-8 июня 2024 г.]*
ЛИТЕРАТУРА:
Баева И.А.
«
Общепсихологические
категории
в практике
исследования
психол
о
гической
безопасности образовательной среды
»
.
Ссылка: https://cyberleninka.ru (дата обращения 09.06.2024г)
Баева И.А., Л.А.
Гаязова
Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение.
Ссылка: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library
Битянова
М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. «Професси
я -
школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников; Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов». – М.: Генезис, 2000.
Костромина С.Н. «Учиться на пятёрки по русскому языку. Как?» 3-е изд., М.: АСТ; СПб
.:
ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2008.
Пахомова О. «Твой психологический клуб
. Книга о взаимопонимании для школ
ь
ников и школьных психологов
»
. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Цукерман
Г.А.
«Введение в школьную жизнь
:
у
чимся общаться
»
//
М.:
Просвещ
е
ние, 1993. С. 70
[] Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» // СПб: Издательство «Питер», 2000-712 с.: ил
[2] Баева И.А. «Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды». Ссылка: https://cyberleninka.ru (дата обращения 09.06.2024г).[3] Цукерман Г.А. «Введение в школьную жизнь: учимся общаться» // М.: Про-священие, 1993. С. 70