Проект "День науки". Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. | Разгайлова Елена Александровна. Работа №361554
Проект "День науки" - проект, который знакомит детей с основами естественных наук через игры, эксперименты и творческие занятия. Дети могут погрузиться в мир открытий, проводя простые эксперименты. Главная задача проекта - развивать любознательность и прививать интерес к познанию окружающего мира в доступной и занимательной форме.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
ПРОЕКТ
«ДЕНЬ НАУКИ»
Воспитатели:
Разгайлова Е.А.
Чернова Н.Ю.
Учитель-логопед
Богаткина Е.Г.
г. Каменск-Уральский
2025г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет;
- родители;
- педагоги.
ВИД ПРОЕКТА
- исследовательский;
- творческий;
- семейный.
ТИП ПРОЕКТА
- коллективный;
- краткосрочный.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
с 03.02.2025 по 07.02.2025.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому,
что он узнал».
Сухомлинский В.А.
На протяжении всей истории человечества и в различных культурах эффективные методы обучения играли важную роль в образовании. Такие выдающиеся личности, как Сократ, Джон Локк, Адольф Дистервег, Константин Ушинский, Карл Вентцель и Джон Дьюи, в разное время подчеркивали значимость личного опыта в воспитании, необходимость научить учащихся находить знания самостоятельно, причем учитель должен служить примером исследовательской деятельности. В ХХ веке эта проблема продолжала привлекать внимание многих ученых. Например, Н.Н. Поддьяков утверждал, что познавательная и исследовательская активность являются ключевыми механизмами развития дошкольников наряду с общением и играми, тогда как А.И. Савенков предложил этапы детского исследовательского поиска.
В XXI веке исследование, поиск и эксперименты стали основными компонентами организации познавательной активности детей. Современное образование требует целенаправленной работы по развитию исследовательских способностей, систематического обучения детей навыкам исследовательской деятельности. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. С этой целью в группе было принято решение реализовать проект «Наука маленького роста», направленный на формирование познавательных интересов и развитие исследовательского поведения у дошкольников.
ЦЕЛЬ: введение детей дошкольного возраста в мир науки и развитие у них исследовательских навыков и познавательной активности посредством детского экспериментирования, и применения универсального исследовательского метода.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности.
Побуждать детей задавать вопросы и искать ответы самостоятельно.
Развивающие:
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь детей.
Поддерживать стремление детей выражать свои впечатления от проведенных опытов через рисунки, рассказы, поделки.
Создавать условия для проявления фантазии и креативности.
Развивать мелкую моторику
.
Воспитательные:
Развивать умение работать в группе, договариваться и помогать друг другу.
Формировать навыки общения и сотрудничества через совместные проекты.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы
Содержание
Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий.
Основной этап
Познавательное развитие
Цикл экспериментов.
Д/и «Что плавает, что тонет?»
Настольная игра «Найди предмет по тени»
Онлайн-игра «Живая-неживая природа»
Просмотр серии видеороликов «Лаборатория почемучек»
Речевое развитие
Чтение познавательной литературы.
Речевые игры «Назови ласково», «Один - много», «Сосчитай до 10».
Разучивание пальчиковой гимнастики «…»
Составление описательных рассказов в рамках экспериментирования.
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание иллюстраций по теме.
Беседы «От куда берется снег?»; «Почему дует ветер?»; «Почему ночью темно? Как появляется солнце?» и др.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Судоку», «Что из чего сделано?», игры с фонариком.
Решение проблемных ситуаций «Что станет, если…?»
Художественно-эстетическое развитие
Самостоятельная художественная деятельность: фиксация экспериментов.
Рисование тенями от предметов.
Физическое развитие
П/И «Совушка», «Вороны и воробьи».
Разучивание пальчиковой гимнастики по плану учителя-логопеда.
Заключительный этап
Оформление выставки детских работ «Фестиваль науки».
Оформление карточек-фиксаций по экспериментированию
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Интерактивная папка-передвижка «Наука в жизни ребенка».
Интерактивная выставка «Наука маленького роста».
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети
-
проявляют любопытство и инициативу, исследуя мир и приобретая новые знания через личный опыт, который они затем используют в повседневной жизни. У них развита способность следовать определённым алгоритмам, чтобы углублять своё познавательное развитие.
Развилась связная речь, и пополнился словарный запас.
Родители
-
Родители стали более компетентными в области образования, особенно в вопросах интеллектуального развития детей, организации исследовательской деятельности и поощрения их инициативы и самостоятельности.
Педагоги
-
Расширили свои знания в области организации исследовательской и экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста.