Проект "Дикие животные Вятского края" | Надежда Анатольевна Авилова. Работа №312708
Проект развивает кругозор учащихся начальных классов. Способствует воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину. Цель проекта: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности учащихся, корректировать элементы образного и аналитического мышления, накапливать знания о животном мире Вятского края в процессе работы над проектом. Мы взяли для знакомства природу Вятского края, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Учащиеся имеют небольшое представление об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.
Кировское областное государственное общеобразовательное государственное бюджетное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья пгт Арбаж»
Арбажская центральная библиотека имени А.П. Батуева
Проект «Дикие животные Вятского края»
Авторы проекта:
Авилова Надежда Анатольевна, учитель высшей категории
Пайгозина Ольга Николаевна, библиотекарь по работе с населением
Участники проекта: ученики 3,4 классов КОГОБУШИ ОВЗ пгт Арбаж
Родители учащихся
2018 год
Проект «Дикие животные Вятского края»
Актуальность проекта.
В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. А ребенку с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) сложно разобраться в разнообразии мира, научиться адекватно относиться к окружающему миру и, в частности, к животному миру природы. Поэтому актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о животном мире.
Мы взяли для знакомства природу Вятского края, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Учащиеся имеют небольшое представление об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.
Запланированные нами мероприятия развивают кругозор детей, способствуют воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.
Цель: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности учащихся, корректировать элементы образного и аналитического мышления, накапливать знания о животном мире Вятского края в процессе работы над проектом.
Задачи.
Закрепить понятие «дикое животное».
Дать представление о разнооб
разии животного мира Вятского края
.
Познакомить с наиболее распространенными дикими животными
и птицами
нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.
Научить анализировать, сравнивать, делать выводы, исходя из полученных наблюдений, знаний о живой природе.
Использовать полученные знания о животных в продуктивных видах деятельности («Лепке», «Аппликации», «Рисовании»
и т.п.
).
Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать любовь
к природе, бережное
отношение к животному миру.
Развивать интерес
к окружающему миру
, любознательность к природе родного кра
я.
Методы и технологии реализации проекта: исследовательский метод, личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия, беседы, игры, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Методическое:
З.Ф. Аксенова – «Войди в природу другом».
С.Н. Николаевой – «Юный эколог».
С.А. Веретенникова – «Ознакомление детей с природой».
Н.А. Рыжова – «Наш дом природа».
Л.Б.
Поддубная
– «Природа вокруг нас».
П.Г. Федосеева – «Система работы по экологическому воспитанию».
Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?».
Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека».
Материально-техническое:
П
одборка учебного
мат
ериала.
Р
азработка проекта
, конспектов занятий, игр, поделок.
П
одбор иллюстраций, фотограф
ий животных, детской литературы, презентаций, видеофильмов, мультфильмов.
О
ф
ормление выставки работ в библиотеке, в классе
.
Ожидаемые результаты:
Для детей: получение знаний о диких животных родного края, развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.
Для педагогов
: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.
Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический про
цесс, приобщение к миру природы, чтение с детьми книг о знакомых животных.
Этапы проведения проекта
I. Подготовительный:
Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы, подборка рассказов, фотографий, иллюстраций
,
детской литературы, презентаций, видеофильмов, мультфильмов по теме.
Разработка перспективного тем
атического плана работы с учащимися
.
Сотрудничество с работниками музея
.
Посещение выставок о природе, животных, птицах Вятского края.
Оформление информационно-просветительского материала
.
Подготовительная работа с детьми.
Беседы и игровые ситуации.
Рассматривание фото, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Экскурсия в
лес
.
II. Практический.
Работа с детьми:
Месяц
тема
Формы работы
Сентябрь
Заяц – длинное ухо.
Просмотр видеофильма «Животные леса». Игровая ситуация: «Заяц – длинное ухо».
Цель: Дать общее представление об обитателях леса Вятского края, о зайцах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Что за зверь? Где живет? Чем питается?»
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных, их среду обитания. Развивать речь, память, корректировать мышление.
Просмотр и обсуждение видеофильма «Как заяц спасается от врагов зимой». Просмотр мультфильма «Заяц и муха». Изготовление закладки «Заячьи ушки».
Октябрь
Подземный житель - крот
Игровая ситуация: «Подземный житель - крот»
Цель: Дать первоначальное представление о кротах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей крота.
Просмотр мультфильма «Крот».
Цель: Учить детей внимательно смотреть мультфильм, отвечать на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о кротах, их повадках, питании, образе жизни. Воспитывать доброту и отзывчивость. Учить отличать положительные и отрицательные поступки.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир» (страничка про крота). Изготовление поделки из бросового материала «Крот в норке».
Ноябрь
Медведь – хозяин леса.
Игровая ситуация: «Медведь – хозяин леса».
Цель: 1. Развивать познавательный интерес к изучению животных.
2. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
3. Изучить с детьми особенности жизни медведя.
Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (М е д в е д ь)
Просмотр видеофильма «Медведь – хозяин леса».
Рассказ о медведе с просмотром мультимедийной. презентации «Почему медведя часто называют Топтыгиным? Почему - косолапым?»
Изготовление поделки из бумаги, ваты и картона для выставки «Спит медведь в берлоге».
Декабрь
Кабан – дикий родственник домашней свиньи.
Игровая ситуация: «Кабан – дикий родственник домашней свиньи». Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – кабанах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей. Просмотр видеофильма «Кабан – образ жизни» Беседа по просмотренному фильму. Прочтение «Истории о княгине и дикой свинье».
Изготовление поделки из бумаги и картона «Символ 2019 года».
Январь
Зимующие птицы Вятского края.
Игровая ситуация: «Зимующие птицы
Вятского края
»
Цель:
Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, развивать коррекцию движений рук во время практической работы.
Просмотр видеофильма «Зимующие птицы. Детям».
Чтение учащимися стихотворений о зимующих птицах.
Д/И «Покорите птиц зимой…»
Изготовление поделки из бросового материала
«Зимующие птицы».
Составление памятки по подкормке птиц зимой.
Февраль
Серый хищник - волк
Игровая ситуация: «Серый хищник - волк »
Цель: познакомить с особенностями поведения волка, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; осознавать необходимость бережного отношения к животным.
Просмотр видеофильма «Кто такие волки». Обсуждение просмотренного видеофильма. Пословицы, поговорки о волках.
Просмотр мультфильма «Волчище – серый хвостище».
Изготовление поделки из бумаги «Волки» в технике «Оригами» для выставки.
Март
Любозна- тельный зверек - белка
Игровая ситуация: «Любознательный зверек - белка»
Цель: Расширить и уточнить знания детей о белках,
пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями, учить отгадывать загадки и изображать отгадки, воспитывать интерес к природе родного края.
Просмотр видеофильма «Рассказы о белках». Обсуждение просмотренного фильма. Загадки о белках.
Просмотр мультфильма «Лесные путешественники».
Изготовление поделки «Белка в лесу» из природного и бросового материала.
Апрель
Лиса Патрикеевна
Игровая ситуация: «Лиса Патрикеевна»
Цель: Прививать основы экологической культуры, изучать особенности поведения лисы, устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни, показать использование образа лисицы в народном творчестве.
Просмотр видеофильма «Детям про лису». Обсуждение фильма, ответ на вопрос: почему лису зовут Патрикеевной? Народные пословицы, поговорки о лисе.
Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка». Изготовление из бумаги репродукции к сказке «Заюшкина избушка». Домашнее задание: подготовиться к конкурсу по теме «Дикие животные Вятского края».
Май
Итоговое занятие «Дикие животные Вятского края»
Игровая ситуация: «Звуки леса».
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их признаках, их приспособленности к условиям жизни; упражнять детей в образовании качественных и притяжательных прилагательных; развивать речь, мышление, память; воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.
Просмотр видеофильма «Дикие животные России». Конкурс - викторина «Знатоки диких животных». Награждение призами лучших участников. Просмотр мультфильма «У страха глаза велики». Подведение итогов проекта. Выставка поделок – продукт проекта.