Проект «Если про кашу не забудешь, здоровым будешь» | Филатова Нина Николаевна. Работа №345651
Тема "Если про кашу не забудешь, здоровым будешь" выбрана мной не случайно. Как известно, культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Дошкольные годы – то время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, поэтому так важно сформировать в этом возрасте зачатки культуры здорового питания.
Проект «Если про кашу не забудешь, здоровым будешь»
Воспитатель МАДОУ Боровского
детского сада «Журавушка»
Филатова Н.Н.
Тип проекта: информационно-исследовательский (детско - взрослый).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, кухонный работник, медицинский работник, инструктор по физической культуре.
Срок реализации: краткосрочный (4 недели).
Актуальность проекта:
Тема проекта «Если про кашу не забудешь, здоровым будешь» выбрана мной не случайно. Как известно, культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Дошкольные годы – то время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, поэтому так важно сформировать в этом возрасте зачатки культуры здорового питания. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансированно, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах.
Я думаю, что вы все согласитесь, что завтрак – это первый прием пищи за день, самый важный и основной. Об этом говорят и диетологи, и врачи. За день ребенок тратит много энергии, поэтому ему нужно зарядиться с самого утра. В 20-дневном меню нашего ДОУ в основном на завтрак преобладают каши. Поскольку в основании пирамиды здорового питания лежат каши. Давно известно, что каши богаты сложными углеводами, которые нормализуют перистальтику кишечника. Сложные углеводы медленно расщепляются в кишечнике, и в результате они долго поддерживают нормальный уровень сахара и чувство сытости. Если ребенок с утра съест кашу, его мозг будет обеспечен энергией и глюкозой.
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования представлений о завтраке как обязательной части режима дня, как факторе здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, о пользе каши в рационе детского питания наиболее эффективными методами и средствами как основы начальной здоровьесберегающей компетентности.
На формирование представлений о завтраке как обязательном элементе режима дня оказывают влияние педагогические условия воспитания в семье и образовательном учреждении: компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество. Чтобы дети любили, есть на завтрак кашу, нужно, чтобы ее ели и любили родители. Если родители на завтрак пьют только кофе, а ребенка заставляют, есть кашу, то всем понятно, что у ребенка не сформируется правильное пищевое предпочтение.
Цель:
Создание условий для обогащения личного опыта детей и их родителей о правилах правильного питания.
Задачи:
Формировать представление о полезных для здоровья свойствах круп и крупяных изделий;
С
овершенствовать диалогическую и монологическую речь; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на вопрос педагога; активизировать словарь, использование пословиц, частушек по донной тематике.
сформировать у детей представление о продукте питания каше как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака;
расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш;
продолжить
формировать позитивное
отношение к каше;
познакомить детей с разнообразием зерновых культур необходимых для получения круп;
формировать представления детей о том, как готовится каша, из каких продуктов;
поддерживать инициативу, выбор художественных произведений
(
художественное слово во время завтрака
)
содействовать
проявлению у
детей
эстетически
х
чувств (сервировка стола, оформление блюд, внешний вид детей);
воспитывать культуру взаимоотношений при приеме пищи.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети получили много новой информации о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них.
Знают содержание в них определенных полезных веществ и их значение для здоровья организма.
Дети умеют различать и называть крупы и каши, приготовленные из них.
Дети получат практические навыки по приготовлению каш.
Родители грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Дети любят каши за их вкусность и полезность.
Сформируется эмоцио
нальное отношение к миру каш
.
Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться
при виде каши
.
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного м
атериала по теме (стихи, пословицы
,
поговорки,
потешки
,
иллюстрации,
дидактические игры,
художественная литература).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
« Мой любимый завтрак»
.
«
Гость из Азии
».
«
Что такое геркулес?
».
«
Каша
и наше здоровье».
«Народная мудрость о каше»
.
«Беседа по алгоритму приготовления каш».
Рассматривание иллюстраций:
«Растения, крупы и каши»
.
«Иллюстрации из жизни каши»
.
Чтение произведений:
Б.Н.
Сергуненков
«Горшок с гречневой кашей»
.
А. Тру «Сказка о гречневой каше»
.
Братья Гримм «Горшо
че
к каши»
.
Русская народная сказка «Каша из топора»
.
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
.
Р
усская на
родная сказка «Сказка о гречке»
.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
.
Русская народная сказка «
Крупеничка
»
.
Р
ассказ Н. Носова «Мишкина каша»
.
Сказки-были об овсяной каше
.
Л. Клевцовой
«Сказка о принцессе Каше и принце Молоко»
.
С.
Еремеева
, Н. Губарева
«Сказка про кашу»
.
И. Демьянов «Про Машу и манную кашу»
.
М Безруких «Разговор о правильном питании»
.
Стихотворение Т. Лаврова «Вкусная каша»
.
Стихотворение И.
Такмакова
«Каша»
.
Разучивание:
С
короговорок
о каше
.
Пословиц и поговорок о каше
.
Стихов о каше
.
Загадывание загадок:
О
крупах
.
О
молоке
.
О
кашах
.
Словотворчество:
Сочинительство
«Сказки о
кашах
».
Сочинительство
«Небылицы о крупах
».
Составление рассказа – сравнения «гречневая и манная крупа»
.
Составление рассказа из личного опыта с опорой на алгоритм действий «Как мы варили кашу».
Составление рассказа «Почему мы быстро растем?»
.
Фантазирование «Если бы каша умела говорить…»
.
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»
.
«Кафе»
.
«Продуктовый магазин»
.
«Детский сад»
.
Дидактические игры:
«Азбука правильного питания»
.
«Золушка»
.
«Накормим куклу»
.
«Юные поварята»
.
«Найди по описанию».
«Опиши, а мы отгадаем».
«Чудесный мешочек»
.
«Скажи правильно»
.
«Сорока - белобока»
.
«Угадай, на чём играю» (баночки с крупой)
.
«Из чего приготовили кашу?»
.
«Узнай и назови крупу»
.
«Веселый повар»
.
«Что нужно для здоровья?»
.
Словесные игры:
«Закончи предложение»
.
«Из какой крупы, какая каша?»
.
«Исправь ошибку»
.
«Сварим кашу
»
.
Мнемотаблицы:
«Как сварить кашу»
.
Пальчиковые игры:
«Маша каши наварила»
.
«
Каша
»
.
«Машина каша
»
.
«Сорока».
«Вкусная каша»
.
«Выросла каша»
.
Игры на развитие дыхания:
«
Горячая каша
»
.
«Проложи дорожку»
.
Игры на развитие координации слова с движением:
Слова и музыка Л.
Карпушиной
«Варись каша
»
.
Варись каша.
Игровая ситуац
ия:
«
Научим мишку пользоваться салфеткой
».
«
Расскажем кукле
Крупеничке
об истории каш на Руси
»
.
«Расскажи игрушкам, чем полезна каша»
.
Наблюдения:
За
работой повара
.
Театральная деятельность:
Драматизация
«
Про Машу и кашу
».
Постановка сказки Олеси Емельяновой «Тарелка каши
».
Импровизация
«Чудесное превращение».
Настольная игра
«Лиса и журавль»
.
Режиссерская игра «На кухне»
.
Режиссерская игра «В гостях у повара»
.
Просмотр мультфильмов:
«Богатырская каша»
.
«
Лунтик
и каша»
.
«Солдатская каша»
.
«Маша + каша»
.
«Горшочек каши»
.
«Уроки тетушки совы»
.
Подвижные игры:
С мячом
«
Скажи, какая каша?
».
«Найди добавку каши»
.
Эстафета «
Кто быстрей накормит кашей товарища
».
Хороводная игра «
1,2,3, кашу нам горшок вари
».
Творческая деятельность:
Конструирование «Кафе для кукол
».
Изготовление картин из крупы
.
Рисование
«Ложка для каши»
.
Рисование
на крупе пальчиком
.
Выложи геометрические фигуры из гречки и риса
.
Лепка «Горшочек каши»
.
Мы – художники. Сказка – раскраска «Сказка про кашу» С.
Еремеевой
, Н. Губаревой
.
Аппликация
из круп «В лесу»
.
Аппликация из круп «Аквариум»
.
Аппликация
из круп
«На лугу»
.
Аппликация «Скатерть самобранка завтраком угощает»
.
Экспериментальная деятельность:
Сравнение
круп
.
Рассматривание
круп
через лупу
.
Посадка
круп
.
Замачивание круп в воде
.
Как получилась мука?
Из чего состоит крупа?
От чего зависит вкус каши?
Коллекции:
Круп.
Рецептов каш
.
Оформление альбома
«Интересно
е
о
кашах
».
Книга
«
Любимая каша
Саши…
».
Музыкальные презентации:
Песня
- танец
«
Варись, варись, кашка!»
.
Разучивание и исполнение песни «Ода каше» музыка и слова Елены Александровой
.
Танец «Каша
».
Распевка
«Наша каша»
.
Развлечение
«Русская каша –
матушка наша
»
.
Взаимодействие с семьей:
Совместное изготовление родителей и детей
книжек – самоделок «
Моя любимая каша
»
.
Оформить папку – п
ередвижку «О кашах и не только», «Витамины рядом с нами»
.
Найти и выучить стихи:
- о кашах.
- о крупах.
- о молоке.
Подборка
картотеки
загадок
«Загадки Маши про кашу»
.
Подборка картотеки пословиц и поговорок «Где каша, там и наши»
.
Подборка картотеки
потешек
про кашу «Кашкой угощаем»
.
Подборка стихов и рассказов о каше.
Составление родителей с детьми рассказов о
любимых кашах
.
Выпуск бу
клетов «Правила поведения за столом
»,
«Советы по
приготовлению каши», «Как сделать так, чтобы малыш полюбил кашу. 10 советов».
Оформление мини библиотеки
.
Консультации: «Секреты хорошего аппетит
а»,
«Польза
каши для детского организма
»,
«Как научить есть кашу с аппетитом».
Клубные часы «
Правильный завтрак выходного дня
»
.
Оформление книг «Летние рецепты
дачной каши»,
«Как
сделать кашу привлекательной для ребенка»
.
Заключительный этап.
Работая над проектом «Если про кашу не забудешь, здоровым будешь» мы с детьми и родителями провели:
Конкурсы:
Картины из круп
.
Рисунков «
Моя любимая каша
».
Оформили:
К
оллекцию круп
.
Альбом «Интересное о кашах»
.
«Жалобную книгу
каш
».
Фотовыставка «
Любимая каша моего ребенка
».
Мини библиотеку
.
Книжки – малышки о
кашах
.
Книга «
Рецепты приготовления каш
».
Картотеку загадок о крупах, кашах,
златовых
растениях
.
Картотеку пословиц и поговорок о каше
.
Картотеку скороговорок о каше.
Театральные представления:
Импровизация «Чудесное превращение».
Режиссерская игра «На кухне»
.
Музыкально – фольклерное развлечение
Русская каша
Подведение итогов.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Дети получили много новой информации о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них.
Узнали и знают содержание в них определенных полезных веществ и их значение для здоровья организма.
Дети хорошо различают и называют крупы и каши, приготовленные из них.
С помощью родителей получили практические навыки по приготовлению каш.
Родители очень активно приняли участие в работе над проектом
.
Дети с удовольствием едят в детском саду на завтрак каши.
Проект способствовал развитию таких качеств у детей как любознательность, наблюдательность, уверенность в себе.
Практика показывает, что дети, у которых сформирована культура питания, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита, что позволит успешно решать задачи их всестороннего развития.
Приложение
Рассказы детей подготовительной группы «Моя любимая каша»
Моя любимая каша – манная. Она нежная, как снег мягкая и очень, очень вкусная. Мы с мамой вместе варим – вкуснотища. А потом все вместе кушаем: я, мама, сестренка и папа. Мы все любим манную кашу.
Милана Шурова.
- Зачем дети едят кашу?
- Она полезная для здоровья. Там есть молочко и немного соли, сахара и крупы, побольше. Очень полезная и вкусная каша рисовая. Баба всегда варит ее утром. А рис она покупает в магазине, на даче он не растет.
Иван Сотников.
- Чем полезна каша?
- Она придает силы. Кто ее ест, тот умный и красивый. Самая лучшая, любимая – геркулесовая. В ней много полезных витаминов.
Матвей Лебедев.
Я, советую всем детям, кашу есть любую. А моя самая любимая – рисовая. Она очень вкусная, полезная. Знаете сколько там витаминов много.
Федор Шабаловский.
Каша – пища детская, наша. Нужно есть ее, чтобы были силы и здоровье. Правда! А рисовая каша самая вкусная и полезная. Я так думаю.
Максим Лелюк.
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе
«Русская каша — сила наша»
Цель: закреплять знания о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питании; дать понятие о том, что каша — традиционная русская еда.
Задачи:
Закрепить умение соотносить существительные с прилагательными;
Дать знания о том, как и из чего, варят кашу.
Учить различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено;
Предоставить возможность проявить творчество;
Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.
Вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Материал:
Разные виды круп;
Картинки с продуктами для приготовления каши;
Цветная бумага, ножницы, клей;
Изображение ягод, орехов для украшения каши.
Предварительная работа:
Экскурсия на кухню детского сада;
Знакомство с пословицами и стихами о каше;
Рассматривание разных видов круп;
Разучивание игры — хоровода «варим кашу»
Разучивание пальчиковой игры «Машина каша»
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что чаще всего вы кушаете на завтрак?
Дети: Кашу.
Воспитатель: Правильно, кашу. Сегодня мы поговорим о каше. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
Дети: Значит слабый.
Воспитатель: Да, вы правы, так говорят о слабых, хилых людях, которые не едят каш. С утра у людей много работы и разной заботы. Вы тоже вот сейчас пришли в садик, занимаетесь, потом пойдёте гулять, играть. Многие из вас любят бегать. На всё это нужно много сил и энергии, а в каше очень много витаминов и полезных веществ.
Кашу на Руси стали есть, очень давно. Это блюдо считается Русской едой. Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Мы с вами знакомились с ними. Вспомните их.
Дети:
Русская каша — матушка наша;
Кашу маслом не испортишь;
Что за обед, коли каши, нет;
Щи да каша — пища наша;
Хороша кашка, да мала чашка;
Каша — кормилица наша;
В родном доме и каша гуще;
Без каши семью не накормишь.
Воспитатель: Молодцы! Пословицы вы знаете. А вы знаете, что каша это кушанье из крупы, сваренное на воде или молоке. А из какой крупы можно сварить кашу?
Дети: Рис, гречка, пшено, манка, овсянка.
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам крупу, а вы попробуйте назвать её и кашу, которую из неё варят. Показываю крупу:
Дети: Гречка — каша гречневая.
Манка — каша манная.
Рис — каша рисовая.
Пшено — каша пшённая.
Геркулес — каша геркулесовая.
А если перловка — каша перловая.
Воспитатель: Как вы думаете, какая каша самая полезная?
Дети: Все каши полезны.
Воспитатель: Каждая каша полезна по- своему.
Есть такая легенда. Один мальчик из Греции с детства очень любил геркулесовую кашу. Когда он вырос, он стал очень сильным и могучим.
И люди стали его звать Геркулесом. Я обязательно, в следующий раз, расскажу вам о сильном Геркулесе. А про гречку люди говорят: «железная, полезная» В ней очень, много железа.
Теперь вы верите, мне, что все каши полезны. В них много витаминов и полезных микроэлементов. Это такие полезные частицы, которые очень, нужны вам для здоровья и роста.
Раздаётся шум.
Воспитатель: Что за шум! В группу вбегает озорная, девчонка
Девчонка: Здрасьти! А чёйт вы тут делаете?
Воспитатель: Мы о каше говорим. О том, какая она полезная. А ты кто такая, как тебя зовут?
Девчонка: А я девочка Маша. А кашу я не ем, не люблю я эту гадость!
Воспитатель: Ты не права, каша совсем не гадость. Ребята, расскажите Маше о пользе каши.
Дети читают стихи.
1. Лучше нет крупы, чем гречка!
Знает каждое сердечко
В доме нашем знает каждый-
Гречка лучшая из каш!
2. Ну а мой приятель Вовка
Любит поедать перловку,
И поэтому наш Вовка
Самый сильный из ребят.
3. Знаю точно - лучше риса
Нету каши для Бориса.
Геркулес Настасья любит,
Баба Фрося ест пшено.
4. На столе дымится каша
Где большая ложка наша?
Будем с кашей мы дружить,
Лет до ста мы будем жить!
Маша: Всё равно, не люблю! Она не вкусная. Конфета вкуснее!
Воспитатель: Нет Маша, мы тебе сейчас докажем, что каша полезнее конфет. Посмотри на наших ребят. Какие они здоровые, весёлые, щёчки у всех розовые. Потому что каждый день кашу едят. Наши ребята сильные и редко болеют. Давайте ребята покажем Маше нашу силу.
Дети выполняют спортивные движения под музыку «Богатырская сила»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие продукты нужны, чтобы сварить кашу?
Дети: Называют продукты.
Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем. И ты, Маша поиграй с нами.
Вставайте все в круг. Это горшок. Молоком будет Саша, солью — Настя, сахаром — Дима, крупой — Юля.
Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.
Дети ходят по кругу, взявшись за руки, воспитатель говорит слова:
Раз, два, три - кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Молоко мы наливаем, до кипенья доведем!
Раз, два, три - кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Кашу нужно посолить, да и сахар положить!
Раз, два, три - кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем!
Раз, два, три - кашу нам горшок вари!
Каша варится «пых-пых!»
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла – то у нас –
Просто класс!
Воспитатель: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки показали, как надо кашу варить.
Маша: Мне понравилось у вас. Можно я ещё с вами побуду?
Воспитатель: Конечно, оставайся.
Маша: Хоть я кашу и не люблю, но игру про неё тоже знаю. Хотите, научу?
Проводится пальчиковая игра «Машина каша»
Воспитатель: А знаете ли вы как кашу сделать еще вкуснее?
Дети: Предлагают варианты:
Добавить масло, варенье, изюм, орехи, ягоды и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать поварами. Да не просто поварами, а художниками своего дела. У меня для вас есть самые настоящие поварские колпаки, надевайте! Вам нужно будет вырезать тарелку и кашу из бумаги нужного цвета. Потом украсить эту кашу различными добавками. Что можно добавить в кашу? (дети перечисляют добавки)
Для пшенной каши, бумага нужна, какого цвета?
Для рисовой? (белая)
Для гречневой? (коричневую)
Для манной? (белая)
Для пшенной? (желтая)
Проводится аппликация: «Каша с различными добавками»
Дети работают, звучит тихая музыка. «Маша» ходит, хвалит детей, помогает им. По окончании работы дети рассказывают о своей каше, о том из чего она и чем украшена.
Воспитатель: Молодцы! Какая у всех красивая и полезная каша получилась. Я думаю, что теперь вы все полюбите кашу и расскажите всем своим друзьям о ее пользе.
А теперь давайте послушаем ещё стихи о кашах (заранее подготовленные дети читают стихи)
Кушай кашу Геркулес
- это чудо из чудес! Кушай, станешь силачом, любая гиря нипочём!
Каша из гречки, где варилась? В печке. Кашу хвалили, на всех разделили.
Каша белая из риса Полезней всякого ириса. Зерна белые тверды, Но налей в чугун воды, Да поставь на огонек, Да посыпь-ка сахарок, Подсоли немножко- И берись за ложку.
Кашу манную люблю, К ней добавлю курагу, Сочетание интересно- Очень вкусно и полезно!
Воспитатель: Я тоже знаю стихотворение:
Побывала в домах многих:
И богатых, и убогих.
Много разного видала,
Кашу всякую едала.
Но в семье родимой нашей
Самая густая каша.
Дома близкие мои,
Варят кашу из любви.
Маша: Мне тоже ваша каша понравилась. Теперь я начну её есть, каждый день на завтрак.
Воспитатель: Я предлагаю показать наши каши детям из соседней группы. Пусть и они узнают о пользе каши.
Как сделать так, чтобы малыш полюбил кашу:10 советов родителям
Щи да каша – пища наша… А если ребенок эту кашу даже видеть не хочет, не то что есть? Если мама, ухитрившаяся засунуть в его орущий рот три-четыре ложки, без сил падает на диван и объявляет себя героиней? Можно ли дать понять ребенку, что каша – это здорово?
Понятное дело, бесполезно объяснять малышу, сколько в гречке витаминов группы В, а в овсянке – пребиотиков. Авторитетное заявление «надо есть кашу» тоже аргумент слабый: почему, собственно, надо? Потому что мама большая, а ты маленький? Но сделать так, чтобы каша малышу понравилась – вполне в наших силах.
1. Не заставляем
«Ешь – и все тут!». Хорошо, если малыш строптивый – всего лишь откажется. А если послушный – съест, давясь и сдерживая слезы, и в результате на всю жизнь эту кашу возненавидит. Многие взрослые не переносят даже запаха тех блюд, которыми их усиленно пичкали в детстве. Мы ведь вроде не этого добиваемся?
2. Фрукты в помощь
Малыш любит бананы? С удовольствием грызет яблочные дольки? Не мыслит жизнь без груш? Так пусть у него на столе появится банановая каша, или яблочная, или грушевая. Много-много любимых фруктов – и чуть-чуть каши, чтобы оправдать название блюда. Съел? Чудесно, в следующий раз каши положим чуть больше…
3. Приправы? Почему бы нет!
Чуть-чуть ванильного сахара, щепотку корицы, мускатного ореха на кончике ножа – приправ ведь нужно совсем немного. Пробуйте, экспериментируйте – какой-нибудь из запахов и вкусов малышу непременно понравится. Можно натереть апельсиновой цедры, можно во время варки добавить в молоко пол-ложечки какао…
4. Украшаем
Почему в ресторанах так приятно ужинать? Потому что так хорошо помнят, как важна сервировка. Вроде и блюдо обычное, но как подано! А если и дома так попробовать? Не просто подмешать в кашу фруктов, а украсить ее красиво нарезанными дольками, а края тарелки выложить ягодками из варенья. Кто не захочет такое попробовать?
5. Подаем в красивой посуде
Из банальной скучной миски и конфеты, бывает, не едятся, особенно если настроения нет. А вот с тарелочки любимого цвета, на которой нарисованы герои любимого мультика, есть гораздо веселее! Постелем под нее салфеточку с вырезными краями, дадим малышу симпатичную ложечку – и шансы, что кашу он хотя бы попробует, возрастут.
6. Чередуем
Каждый день овсянка – это жестоко даже для толерантного к еде взрослого. Залог хорошего аппетита – разнообразие в еде. Попробуйте предлагать ребенку каждый день новую кашу. Гречневая, пшенная, манная, пшеничная — какая-нибудь да придется ему по вкусу.
7. Идем от ребенка
А может, он обожает гречку, а мы варим ему манную? А может, он любит не сладкое, как большинство малышей, а соленое, а мы посыпаем кашу сахаром? А может, он хочет есть не ложкой, а вилкой? Или мечтает о каше с мясом? Давайте прислушаемся к его желаниям – и он в ответ услышит наши.
8. Читаем сказки о каше
«Горшочек, вари», «Каша из топора», «Сказка о гречневой каше» сколько русских и зарубежных сказок воспевают это блюдо! Вы же все равно читаете малышу; почитайте ему о каше. Можно и самим придумывать простенькие сказки. Если растите мальчика, подчеркивайте, что кашу ели богатыри. Если девочку – что принцессы.
9. Готовим вместе
Засыпать с вашей помощью крупу в молоко или воду, украсить готовую кашу ломтиками фруктов или цукатами, даже выложить поверх нее смешную мордочку – это малышу вполне по силам. Ну как не попробовать то, во что вложил столько труда? Зря, что ли, старался?
10. Едим сами
Маме – йогурт, ребенку – каша. Маме – жареная картошка, ребенку – каша. Где справедливость?! Нет уж, если вы сами кашу не едите, то не ждите любви к ней от малыша. А вот если ребенок видит, с каким аппетитом вся семья уплетает кашу, высока вероятность, что он и сам ее попробует. А потом и полюбит.
Анкета для родителей
«Качество питания в детском саду»
В нашем детском саду проводится анкетирование с целью улучшения работы по организации детского питания. Просим вас откровенно ответить на следующие вопросы:
1.Удовлетворяет ли вас в целом питание вашего ребенка в детском саду?
Да
Нет
Не знаю
2.Интересуетесь ли вы информацией о питании в детском саду (ежедневным меню, консультациями и т.д.)?
Да
Нет
Иногда
3.Как отзывается ребенок о питании в детском саду?
__________________________________________________________________
4.Какие блюда из меню детского сада с удовольствием ест ваш ребенок?
__________________________________________________________________
5.Что ребенок категорически не любит?
__________________________________________________________________
6.Какие блюда вы бы исключили из меню детского сада?
7.Что, на ваш взгляд, необходимо добавить в меню?
8.Как вы считаете, что такое здоровое питание?
9.Уделяете ли вы внимание здоровому питанию в своей семье?
Да
Нет
Ни считаю нужным
10.Что вам мешает уделять внимание здоровому питанию ребенка?
Это отнимает много времени
Не владею информацией о здоровом питании
Не хочется создавать себе лишних проблем
Другое _______________________________
Пословицы и поговорки о каше
Хороша кашка, да мала чашка.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь.
Русского мужика без каши не накормишь.
Каши нет — щей больше лей.
Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
И дурак кашу сварит, было бы пшено.
Сварил было кашу, да куры крупу расклевали.
Щи да каша — пища наша.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
Каша-то густа, да чаша-то пуста.
Кашевар живет сытее князя.
Кашица постная, да еще и без круп.
Кашка сладенька, да махотка
маленька
.
Кашу маслом не испортишь.
Кашу свари, да еще и в рот положи.
Каша не наша — котел не свой.
В родной семье и каша гуще.
Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.
Густая каша семьи не разгонит.
Каша — мать наша.
Каша —
разгоня
наша.
Каши не перемаслишь.
Кашу есть зубов не надо.
Кашу слопал — чашку об пол.
Не наша еда орехи, а наша — каша.
Такая крутая каша, что хоть палец
уломи
.
Эта каша —
прилука
наша.
Беззубому каша — папаша, а кисель — брат родной.
Каша
наша, щи поповы.
Тарас есть пряники горазд; а Филат бы и каше рад.
Семейная кашка погуще кипит.
Без каши
обед
не в обед.
Пуста кашица в печи надорвалась кипучи.
У каши привал, так дотянемся.
Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
Один у каши сирота.
Горе наше — ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой.
Мал бывал — кашу едал, а вырос — и сухари в честь.
Заварил кашу, так не жалей масла!
Щи да каша — кормилицы наши.
Лодыгу в кашу, а повара взашей.
Щи да каша — мать наша.
Сыт чертенок, коли каши не ест.
Догадлив парень: на крутую кашу распоясался.
Горе наше, что без масла каша.
Просо реденько, так и кашица жиденька.
Сморчком глядит, а богатырем кашу оплетает.
Каша —
разгоня
наша.
Одному и у каши не споро.
С ним каши не сваришь.
Путает, словно кашу в лапти обувает.
И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне и тюря в честь.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Молод — кости гложи, стар — кашу ешь.
Где каша, там и наши.
Один в поле не воин; один и у каши загниешь.
Мать наша — гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота.
Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок.
Мирская каша для нищей братии.
Глаза не зажать, а языку каши не дать.
Воду жалеть — и каши не сварить.
Капусту не
густу
, щи пожди, а хлеб да каша давно не наша.
И слепой голубь находит зерно
Матушка-рожь кормит всех подряд, а пшеничка - по выбору
Медведь по корове съедает, да голоден бывает, а курица по зерну клюет - и сыта живет
Не гони коня кнутом, а гони овсом
Вор горох: воду оставил, а сам ушел (т. е. жидок)
Все хорошо, да не как толокно
Гречневая (солома?
) кривая, ячная смачн
ая, пшеничная пышная (
калуж
.
)
Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору
Не лошадь везет, а овес
Овесец
и чистит и гладит
Одна майская роса лучше овса
Хлеб да крупы на здоровье лупи
Хорош бы суп, да без круп
Не смейся, горох, над бобами, сам
будеш
валяться под ногами.
Из-под
Костромщины
шли
четверы
мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про
подкрупки
.
Крупа-то моя, да горшок чужой.
Хозяйка красна, а каша вкусна.
В семье и каша гуще.
Борщ без каши вдовец,
Каша без борща - вдова.
Доброму работнику — блины с кашей, лентяю – крапива.
Из одной крупинки каши, не сваришь.
Если стряпух много, каша без соли варится.
Щи да каша — кормилицы наши.
Быть без каши, коли масла нет.
Чужую кашу не подмаслишь.
Душу кашей не приманишь.
Без умения и из лукошка крупы каши не сваришь.
Варить кашу на людях.
Даже из пустого котла кашу черпает.
Кашу за столом едят.
И мы кашу не шилом едим.
И суп в кашу превращается.
Не можешь, так из целого котла крупы каши не сваришь.
Недостаток «крупы» в голове кашей не восполнишь.
Одному и кашу из горшка съесть тяжело, а вместе и камень (глыбу) перевернуть легко.
В старые годы, бывало, и баба кашу едала.
Скороговорки
На столе каша, а на стуле Маша.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.
Вкусная кашка у кошки в чашке.
Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
Наша каша хороша -из пшеницы и овса.
Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.
Саша кушал кашу. Кашу кушал Саша. Саша, кушай не спеша, наша каша хороша.
Дали
Клаше
каши с простоквашей, ела
Клаша
кашу с простоквашей
.
Загадка про кашу
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают,
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)
Все минуточку внимания,
Сейчас проверим ваши знания.
У меня вот здесь крупа,
Да не знаю - какова.
Я хочу у вас узнать.
Дидактическая игра «Узнай и назови крупу»
Все крупы узнали и правильно назвали.
Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте.
Дидактическая игра «Скажи правильно»
Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:
Каша из риса - рисовая каша;
Каша из гороха - гороховая каша;
Каша из кукурузы - кукурузная каша;
Каша из гречки - гречневая каша;
Каша из овса - овсяная каша;
Каша из пшена - пшенная каша;
Каша из манки - манная каша;
Каша из перловки - перловая каша;
Каша из ячменя - ячневая каша.
Ну, а теперь мы расскажем вам про кашу -
И про вашу, и про нашу.
Много разных варят каш -
И рассказ об этом наш!
Гречневая каша
Это гречневая каша.
Эту кашу любит Саша.
Не бывает в поле тихо,
Если там растёт гречиха.
Пчёлки на неё летят,
Взять нектар они хотят.
Пшенная каша
До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно -
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено - крупа из проса!
Манная каша
Наша каша хороша,
Для любого малыша.
С маслицем, румяная,
Наша каша манная!
Кукурузная каша
Утром Катю кормят вкусной
Тёплой кашей кукурузной.
Росли в поле не на грядке
Кукурузные початки.
Кукуруза всякий раз,
Вырастает выше нас!
Перловая каша
Познакомьтесь с кашей новой:
Все зовут её перловой.
Если спросят у меня:
«Каша есть из ячменя?»
У меня ответ готовый:
Да, зовут её перловой!
Овсяная каша
Он не в дальних странах рос -
Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А не где - нибудь на юге!
Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас -
Просто класс!
- А что мы с вами забыли положить в кашу? (масло) А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь» Как вы ее понимаете? (с маслом вкуснее)
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды)
Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
Так чем же каша полезна? Почему ее надо есть?
А в народе говорят «Хороша каша да мала чаша» Как вы понимаете?
А о каких людях говорят «он каши не ел»?
(о слабых)
В старину существовал обычай - в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Тема проекта: «Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта” Наши соседи – насекомые”».
Проблемное поле проекта
В любом месте на прогулке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Но большинство современных детей редко обращают на это внимание. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы начать необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Больше узнать о насекомых нам может помочь проектно-исследовательская деятельность. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение.
Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
Цель: Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи - насекомые».
Задачи:
1.Формирование у детей элементарных представления о насекомых (бабочка, паук, шмель, кузнечик, стрекоза, белка), об относительности деления насекомых на полезные и вредные.
2. Стимулирование поисковой деятельности в процессе наблюдений и исследований.
3. Развитие умения анализировать результаты наблюдения и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
4.Расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.
5. Воспитание устойчивого интереса к жизнедеятельности насекомых, об их необходимости в экосистеме
Планируемые результаты
Личностные качества
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о насекомых, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
- способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.
Интеллектуальные качества
- способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- способен различать и называть насекомых: бабочка, паук, шмель, кузнечик, стрекоза, белка);
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- способен к составлению описательного или творческого рассказа о насекомых;
- демонстрирует устойчивый интерес к представителям животного мира — насекомым;
- имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
Физические
-движения точные и скоординированные при изготовлении поделок из природного материала, бумаги;
-артикулирует звуки, которые издают насекомые сообразно возрасту;
-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Вид проекта –исследовательский.
Состав участников
Дети 5-6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Июль10-15 (неделя)
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
1) Поисковый
Какую информацию собираем –
Дети –места обитания насекомых, их повадки, вид, какие звуки издают, эксперимент
Родители сбор иллюстраций, подбор загадок, описаний насекомых, информации в журналах, газетах, интернете
Педагоги подбор дидактических игр, методических пособий, наглядности для проведения эксперимента
10-11 июля
2) Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта
12-14
3) Практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта- воспитатель знакомит с объектом, с ходом проведения исследования,(затем дети проводят его самостоятельно) или показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; дети рисуют вместе с родителями поэтапные схемы; воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания. : закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека; учить сравнивать, повествовать, рассуждать; рисование: коллективная работа: «Полянка», лепка: «Стрекоза»; конструирование: (оригами) «Бабочка на ромашке»
Закрепление знаний детей о насекомых: домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомых с детскими рисунками.
10-07
4) Презентационный
Обоснование презентационной формы Накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в мультимедийную презентацию.
Продукт деятельности готовится к презентации, представляют его: на итоговом занятии -заседание «научного совета исследовательской лаборатории»; родители как зрители и как участники присутствуют на занятии.
15-07
5) Контрольный
Рефлексия
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым, так как они необходимы и среди насекомых у человека гораздо больше друзей чем врагов.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым
15-07
15.07
Организационные формы работы над проектом
№ пп
Деятельность по участникам
Формы работы
Название/тема
Сроки
1)
Деятельность воспитателя
1Проведение занятий на экологической тропе, на улице;
2. Проведение наблюдений за живой природой;
3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;
4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий, д\игр;
6. Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя,
8. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.
Разработка сценария экологической сказки «Сказка о пауке»
Выполнение презентации «Наши соседи- насекомые»;
9-15
2)
Деятельность узких специалистов
1.Подбор дидактических, подвижных игр и наглядного материала к проведению занятий;
2.Продумывание декораций, атрибутов и костюмов для показа спектакля.
3. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
4. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
Исполнение песен «В траве сидел кузнечик», «Не дразните собак», «Не обижайте муравья», «Дружба крепкая»
инсценирование песен
исполнение танцевальных этюдов «Бабочки порхают», «Кузнечики прыгают»,
«Шмели собирают нектар», «Цветы»
разучивание игр «Кузнечики, бабочки, пауки», «Собери и назови цветок», «Бабочка», «Пчелки».
слушание музыки «Звуки природы», «Полет шмеля», «Вальс бабочек», «Полька».
10-15
3)
Совместная деятельность детей друг с другом
Наблюдения за насекомыми на прогулке
просмотр мультфильмов
Рисование с натуры. «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Муравьишка – хвастунишка» «Винни-Пух», «Под грибом»;
Ежедневно
4)
Самостоятельная деятельность детей
Продуктивная
из природного и бросового материала «Цветочная клумба»
из природного материала
«Паутина»
13.07
12.07
5)
Совместная деятельность ребенка с родителями
Сбор информации о насекомых
Подготовка атрибутов к инсценированию сказки «Теремок»
разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»;
10- 15
6)
Деятельность родителей
Оформление страничек альбома.
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
Создание книжек – малышек, придумывание познавательных сказок о насекомых.
14.07
Итоговое мероприятие (форма, название, краткое содержание)
Форма проведения презентации -
Описание продукта, полученного в результате проекта
Мультимедийная презентация «Наши соседи-насекомые», выставка рисунков и поделок из природного материала, альбом с иллюстрациями к загадкам, выполненный родителями.
Интеграция образовательных областей,
№ пп
Название образовательной области
Содержание(краткое)
Задачи
1)
Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)
Рисование насекомых с натуры, изготовление из природного материала
Закреплять умение рисовать контур карандашом, раскрашивать красками, дополнять рисунок развивать мелкую моторику рук,
2)
Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство)
Составление загадок, сказки, рассказов о насекомых
Развивать умение эмоционально передавать впечатления от увиденного, развивать творческое воображение
3)
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство)
инсценирование песен
исполнение танцевальных этюдов - разучивание игр
Развивать умение двигаться под музыку выразительно и ритмично в соответствии с музыкальным образом вызвать положительный эмоциональный настрой
4)
Познавательное развитие
Наблюдение на прогулке, исследование, анализ, синтез, умение делать выводы
Углублять и расширять знания о насекомых, выделять характерные признаки. Формировать понимание пользы в природе всех существующих живых организмов.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды
и жизнью насекомых.
5)
Социально-коммуникативное развитие
Получает знания о бережном отношении ко всему живому, о том, как необходимо вести себя в природе. Общение друг с другом, выполнение инструкции взрослого, активно взаимодействует со сверстниками, родителями
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности
6)
Физическое развитие
Подвижные игры
Развивать координацию движений, глазомер, точность движений
7)
Речевое развитие
Труд
Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.
Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.
Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.
Сочинение сказок, загадок Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи паук шмель, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
- Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала
Активизировать словарь детей по теме «Насекомые»
Воспитание желания оказать помощь, ценностного отношения к труду
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Воспитатель направляет на поиск решений, самостоятельность в исследованиях, активизирует речевую, продуктивную деятельность, поощряет творческие решения.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Центр книги - энциклопедия о насекомых, художественная литература.
Уголок природы
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1
Наблюдения
В специально созданных условиях
Экологическая тропа – трухлявый пень- паучки, муравьи
,
Экологическая тропа
Клумба с цветами- пчёлы, осы, бабочки
Экологическая цепочка-схема
.
Экскурсия
В парке на деревьях-гусеницы, паутина
В лесополосу- муравейник
Экскурсия на луг (организация с помощью родителей)-пчёлы, осы, шмели, бабочки, жуки
Прогулка
На участке д/с в траве- кузнечик, божья коровка, бабочки, мухи
В огород –слизни, бабочка-капустница
2
Рассказывание
3
Чтение художественной литературы
Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых: малыши нас ловят, топчут, цветы срывают.
книга “Лесная мозаика” Зотов
-
Бианки “Сова”
Бианки “Как муравьишка домой возвращался”
4
Экспериментирование, моделирование
Рассматривание мухи через лупу- с помощью чего муха держится на стекле, потолке
Исследование жизни муравьёв в муравейнике
5
Игры (настольно-печатные и дидактические)
Д\игра “Экологические цепочки”
(цепи питания)
- Д\игра “Кто быстрее?”
(стадии роста и развития
“Кузнечики, бабочки, жуки”, ”.
“Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки
“Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки
Кузнечики, бабочки, жуки”, ”.
6
Художественно-творческая деятельность
рисование
Пластилинография «Бабочка»
В траве сидел кузнечик
За кем наблюдали, того и рисовали
аппликация
Божья коровка
лепка
Поделки из природного материала «Муравейник»
Воспитатель Филатова Н.Н. (автор стихов)
Паук
Вот жучок-паучок
Зацепился за сучок!
Дети молча подошли,
Паука в сети нашли!
Восемь лапок, восемь глаз
А паук-то просто класс!
Мушек в гости он позвал,
Юбилей свой отмечал!
Знайте, добрые букашки
И не слушайте вы сказки.
Паучок вас обхитрил,
Вами голод утолил!
Стрекоза
Летним днем на наш участок
Прилетела стрекоза.
Сколько радости, веселья,
Получила детвора.
Ты дала полюбоваться
Всей твоею красотой,
И жужжа, как самолетик
Полетела над землей.
Вдруг на палочку ты села,
Словно нас маня к себе.
Посмотрела, посмотрела
Дашу выбрала себе.
Ты на деток всех садилась
Не боялась никого!
Всех ребяток удивила
Смелость сердца твоего!
Детки молча замирали,
Шевелиться не могли.
Таня, Ваня, Федя, Кира
Все в восторге от тебя,
Но закончилось веселье,
Улетела стрекоза.
Стрекозу мы вспоминаем
Фотографию храня,
И на будущее лето
С нетерпеньем ждем тебя!
Белочка-соседка
В садике «Журавушка»
Белочка живет!
Радость и веселье
Детям придает.
В березовую рощу
Погулять пойдем,
С белочкой-красавицей
Мы играть начнем!
С веточки на веточку
Прыгает она.
Как легка, изящна
Просто – красота!
Белочку мы любим,
Заботимся о ней.
Вместе с нашей белочкой
Жить нам веселей!
Шмель
Шмель мохнатый прилетел,
На цветочек яркий сел.
Мы к цветочку подошли,
Насекомое нашли.
Ну, а шмель не испугался,
Он жужжал, но не кусался.
-Шмель усатый, не жужжи.
Лучше сказку расскажи.
Где бывал и где летал?
Что ты нового узнал?
Ведь цветочки мы сажали,
В гости пчел, шмелей не звали.
Шмель цветочек обошел,
Что искал, то он нашел.
Он пыльцу с цветка собрал,
И спасибо не сказал.
Покружился над цветами,
Улетел к шмелихе - маме!
Бабочка
Бабочка-красавица
В гости прилетела.
Ах, какие крылышки
Бабочка имела!
Мы не ловим бабочек,
Не пугаем их.
Мы для них цветочки
С радостью растим!
Бабочки и пчелки,
Жучки и паучки
Милые, хорошие,
Живите для души!
С вами так приятно
Расти и понимать,
Что все вокруг живое
Надо уважать!
Красоту природы
Надо сохранять,
Никого живого
Не смейте унижать!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2009.-58с.
2.Емельянова Е.Л. Расскажите детям о насекомых. Для занятий в детском саду и дома детей3-7 лет– М.: Мозаика – Синтез, 2012.-96с.
Интернет ресурсы:
Детские электронные презентации и клипы
viki.rdf.ru
«Дошкольник – сайт для всей семьи» doshkolnik.ru
Рекомендуемый источник:
Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие /Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. (Цифровая книга)