Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект: "Это было явной былью" | Кудинова Марина Александровна. Работа №350092

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Проект «Это было явной былью…» (о репрессированных в 30-е годы XX века демидовских учителях) подготовлен для участия в XI районной историко-краеведческой конференции «Демидовцы на службе Отечеству», где несколько лет вспоминают земляков, достойно служивших Родине. Это ученые, писатели, художники, труженики села, врачи,  учителя… Имена этих людей известны. Но есть люди, которые также верно служили своей стране, но их имена на долгое время были вычеркнуты  из истории и забыты.   Мы решили восстановить память об этих людях. Речь идет о репрессированных в 30-е годы XX  века демидовских учителях.

Цель проекта: знакомство с судьбами  репрессированных в 30-е годы демидовских учителей.

В ходе работы над проектом были изучены  различные источники информации (газетные статьи, архивные материалы), собраны воспоминания учеников данных учителей, подготовлен стендовый материал для школьного музея.  Проект имеет познавательный характер,  собранный материал может быть использован  на уроках истории и  внеурочных занятиях.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 г. Демидова Смоленской области

 

 

 

 

 

«Это было явной былью…»

(о репрессированных в 30-е годы XX века демидовских учителях)

 

 

 

Выполнил: Цыганков Константин Олегович,

обучающийся 9 б класса

Руководитель: Кудинова М.А.,

учитель истории

 

 

Г. Демидов

2023-2024 гг.

Содержание

 

 

 

Стр.

1

Введение

2

2

«Это было явной былью…»

3-7

 

2.1. Деятельность демидовских учителей до начала репрессий

 

3-4

 

2.2. «Дело демидовских учителей»

 

4-6

 

2.3. Реабилитация

 

6-7

 

2.4. Воспоминания учеников

7

3

Заключение

8

4

Источники

9

5

Приложения

10-11

 

 

 

 

Введение

«Демидовцы на службе Отечеству». Так звучит тема XI районной историко-краеведческой конференции. И уже несколько лет на ней вспоминают наших земляков, достойно служивших Родине. Это ученые, писатели, художники, труженики села, врачи, учителя… Имена этих людей известны. Но есть люди, которые также верно служили своей стране, но их имена на долгое время были вычеркнуты из истории и забыты. Мы решили восстановить память об этих людях. Речь идет о репрессированных в 30-е годы XX века демидовских учителях.

Этой теме посвящено наш проект.

Цель: знакомство с судьбами репрессированных в 30-е годы демидовских учителей.

Задачи:

Изучить различные источники информации (газетные статьи, архивные материалы)

Познакомиться с судьбами учителей

Познакомиться с воспоминаниями учеников данных учителей

Систематизировать материал для школьного музея и создать презентацию «Это было явной былью…»

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Это было явной былью…»

2.1. Деятельность демидовских учителей до начала репрессий

А начиналась эта история так. В декабре 1919 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР. Наркомпрос принимает меры к коренной перестройке дела образования в стране. Была ликвидирована сословная система образования. Вместо раздельных церковноприходских, министерских, земских школ введена единая система народного образования и создана единая трудовая, а впоследствии политехническая школа. Была расширена сеть начальных школ в городе и селе. В Демидове (так стали называть старинное Поречье с 20 декабря 1918 года) было организовано 4 начальные школы (Кривоносовская, Успенская, Соборная и у Вздохова моста).

В Гаю открылось ремесленное училище.

Вернувшиеся после окончания гражданской войны учителя активно включались в дело народного просвещения. В школах работали преподаватели: В.П.Кубасов, М.Н.Кожечкин, А.И.Головкин, Н.Н.Туровников, С.Е.Черкасов, А.Н.Ардаматский, М.И.Иванов, супруги Затолокины, С.И.Зайцев, К.И.Усова, И.И.Зезюлин, Т.Е.Чувашов, супруги Ляховы, Е.И.Иванова, В.В.Зверев, А.Н.Кубасова, М.М.Туровникова и др.

 

Революционно настроенная часть учительства создала Союз учителей-интернационалистов. Отделение этого Союза в г. Демидове было создано в 1918 году, в него вступила семья учителей Туровниковых. Учителя работали с большим энтузиазмом. Они занимались дополнительно с отстающими, посещали родителей учеников, читали лекции, проводили подписку на газеты. Помимо этого каждая учительская семья вела домашнее хозяйство, обрабатывала огороды, сажала картофель, овощи, разводила птиц и этим самым поддерживала на определенном уровне свое бытовое содержание.

 

Учитель физики В.П.Кубасов, первый в Демидове, собрал сначала детекторный, а потом и ламповый приемник, установил высокую антенну и стал принимать радиопередачи из Москвы. Позднее был установлен громкоговоритель в здании горсовета.

 

2.2. «Дело демидовских учителей»

В 1935 году из Смоленска в Демидов был направлен директором Демидовской средней школы некто Слобашевич. Приехав в Демидов, он часто подчеркивал в разговорах, что его назначил на эту должность заведующий облоно Резников.

Когда в июле 1937 года в Смоленск приехал Л. М. Каганович, по его указанию были арестованы все Смоленские руководители: секретарь обкома партий И. П. Румянцева, председатель облисполкома Ракитов и многие другие, в том числе и заведующий облоно Резников. В области началась кампания по борьбе с «врагами народа». Она докатилась и до Демидовского района.

В Демидовском райотделе НКВД вспомнили, что Слобашевич является ставленником врага народа Резникова. 17 июля 1937 года он был арестован и находился под следствием в Демидовской тюрьме. Спустя полтора месяца, в сентябре 1937 года директор школы начал давать «показания». По его словам, в школе якобы имеется группа учителей (в основном это были прапорщики периода империалистической войны), ведущих разлагательную вредительную работу, заведомо направленную на извращение преподаваемых школьных предметов. Они проводят антисоветскую агитацию среди населения города, искажают учебные предметы.

По навету Слобашевича в конце октября и в начале ноября были арестованы учителя Демидовской средней школы Ардаматский А. С., Затолокин А. Д., Головкин Д. И., Иванов М. И., Лобанев И. П., Елистратов Д. Д., Туровников Н. Н., Кубасов В. П.. Их направили для следствия в Смоленскую тюрьму, Следствие продолжалось полтора месяца. О «контрреволюционной группе» учителей сообщили в НКВД в Москву, это дело было взято под особое наблюдение.

Под давлением следователей пользовавшихся недозволенными методами, было сфабриковано групповое дело на учителей. Некоторые из них оговорили себя и своих товарищей. Несмотря на физическое воздействие и угрозы, Затолокин А. Д, Кубасов В. П., Туровников Н. Н. категорически отвергли свою причастность какой-либо контрреволюционной деятельности.

Обвиняемому Слобашевичу Л. Н. также было инкриминировано участие в шпионской деятельности, так как он жил в 1918-20 годах в Литве. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить его в измене Родине. Хотя никаких фактов контрреволюционной деятельности не было установлено, постановлением областной тройки учителя были приговорены к расстрелу по статье 58 п.10.1. Этот приговор был направлен в Москву для утверждения. Через 10 дней из Москвы за подписями наркома НКВД Ежова и Генерального прокурора СССР Вышинского пришло утверждение постановления тройки.

В период с 25 декабря 1937 года по 7 февраля 1938 года приговор над девятью учителями приведен в исполнение. А их семьям сообщили, что подсудимые осуждены на 15 лет пребывания в дальних лагерях без права переписки.

Об этом свидетельствует сын одного из репрессированных учителей Туровников. Свет на судьбу учителя Н.Н. Туровникова пролило сообщение надзирателя Смоленской тюрьмы нашего земляка Щуцкого, который заведовал ларьком в тюрьме, и заключенные могли общаться с ним во время покупки различных мелочей. Однажды через Щуцкого Н.Н. Туровников передал записку с просьбой ходатайствовать перед областным прокурором о более тщательном расследовании своего дела.

Шли недели, прошло два с лишним месяца, и при встрече Щуцкий рассказал, как увозили демидовских учителей из тюрьмы после приговора.

Щуцкий однажды ночью задержался в тюрьме до трех часов из-за отчетов по расходованию продуктов. Когда он выходил из тюремного корпуса, увидел, что демидовских учителей сажают в грузовую машину, которая в народе получила название «Черный ворон». Он остановился невдалеке и стал наблюдать. Один из учителей В. П. Кубасов хлопнул себя по голенищу сапога и обратился к охраннику: «Я забыл в камере ложку. Разрешите мне за ней сходить». Охранник ответил: «Сходи возьми». А потом, повернувшись к стоящему рядом с ним второму охраннику, сказал: «А зачем ему там будет ложка?» Вскоре машина уехала. Очевидно, охранник намекнул на то, что демидовских учителей везут на расстрел.

2.3. Реабилитация

Прошло двадцать лет. После доклада С. Н. Хрущева на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» началась реабилитация многих невинно осужденных и погибших в годы культа личности.

Родственники погибших учителей обратились к Генеральному прокурору СССР о пересмотре дела. Смоленское областное управление КГБ провело тщательное расследование всех обстоятельств «дела». Выяснилось, что никакой контрреволюционной организации учителей в Демидове не было, дело велось с нарушением уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, не было проведено очных ставок и т. д. Следственная группа выезжала в г. Демидов и установила через свидетельские показания, что репрессированные учителя на самом деле активно проводили линию партии и правительства, воспитывали учеников в духе марксистского мировоззрения, вели идейно-воспитательную работу среди населения. Это заключение было рассмотрено на заседании Военного трибунала Московского военного округа 12 сентября 1957 года, который отменил и прекратил дело учителей за отсутствием состава преступления. Все учителя, проходившие по данному делу, реабилитированы посмертно. Добрые имена учителей из Демидова восстановлены, а их родные и близкие, наконец, узнали об их судьбе.

2.4. Воспоминания учеников

В 2003 году в «Смоленской газете» была опубликована статья Михаила Стеклова «Расправа над учителями», которая всколыхнула память одного из старейших педагогов нашего района Николая Ивановича Королева. В тот же день он позвонил в редакцию демидовской газеты «Поречанка» и высказал готовность поделиться воспоминаниями о репрессированных в 1937 году демидовских учителях: «Для меня они живые люди, и я их помню до сих пор». Н.И. Королев рассказал, как он, деревенский мальчишка, в 5 и 6 классах обучался русскому языку и литературе у Д. И. Головкина, а в 7 классе - у М. С. Иванова. «Их забрали и расстреляли ни за что, - категорично утверждал Николай Иванович. - Это были чистосердечные и добросовестные педагоги, относились к ученикам, как к своим детям, старались привить нам любовь к знаниям и к книге, чувство гордости за свою Родину. И учили нас на совесть. По окончании 7 класса к нам приехали «вербовщики» из Велижского педучилища, и я поступил туда учиться. Так вот, у меня не было никаких проблем по тем предметам, что преподавали так называемые «враги народа» Головкин, Иванов, Кубасов».

Все, кто общался с педагогами при жизни и помнил о них, говорили, какими они были замечательными людьми, преданными Родине, защищавшими ее в Первую мировую войну и честно трудившимися на педагогическом поприще после революции.

Заключение

30 октября – День памяти жертв политических репрессий.

15 лет назад учащиеся нашей школы выступили с предложением установить памятник репрессированным учителям. Это стела в виде раскрытой книги. На первой странице надпись «Учителям района – жертвам политических репрессий 1937 года», на другой – имена расстрелянных учителей и даты их жизни». Эта идея должна быть поддержана и воплощена в жизнь.

Имена репрессированных учителей должны остаться в нашей памяти.

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть!

Забыть родных и близких лица

И стольких судеб крестный путь,

Все то, что сном давнишним будь,

Дурною, дикой небылицей,

Так и ее - поди, забудь.

Но это было явной былью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

( Александр ТВАРДОВСКИЙ. «По праву памяти»)

Источники

 

Газета «

Поречанка

» за 1990 год

,

№ 132, 135, 136

Михаил Стеклов

. «Расправа над учителями» / «Смоленская газета

»

135

, 2003 год

https://bessmertnybarak.ru/books/KP_smolensk_oblast/

А.Т. Твардовский. Поэмы. Стихи. – Москва, изд. «Правда», 1987 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Список репрессированных учителей

Ардаматский

Андрей Степанович

Головкин Дмитрий Ионович, учитель русского языка

Елистратов Дмитрий Дмитриевич

Затолокин

Андрей Дмитриевич

Иванов Михаил Семенович, учитель русского языка

Кубасов

Василий Павлович, учитель физики

Лобанев

Иван Павлович

Лягин

Владимир Алексеевич

Туровников

Николай Николаевич

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×