Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Функциональные стили литературного языка" | Гавриляк Людмила Анатольевна . Работа №311441

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема проекта: «Функциональные стили литературного языка»

Тип проекта: Информационно-познавательный

Предлагаемый информационно-познавательный проект посвящён функциональным стилям речи.

Цель проекта:

Постичь секреты функциональных стилей русского языка и особенности их использования в речи, чтобы стать успешным человеком и поделиться своими знаниями со сверстниками.

Задачи:

1.Что означает понятие «функциональные стили русского языка»;

2.Выяснить, какие же секреты стилей речи необходимо знать и применять в своей речи;

3.Определить: действительно ли без стилей речи в жизни не обойтись;

4.Собрать дидактический материал «функциональные стили русского языка».  Узнать, что необходимо знать чтобы определить стилистическую принадлежность текста;

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 им. Ю.А. Гагарина»

г. Магнитогорска

 

 

Тема проекта: «Функциональные стили литературного языка»

 

Тип проекта: Информационно-познавательный

 

 

 

Работу выполнила: Руслякова Елизавета

Наставник: Гавриляк Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск

2022

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

1.1.Общая характеристика

1.2. Научный стиль

1.3. Разговорный стиль

1.4. Официально-деловой стиль

1.5. Публицистический стиль

1.6. Художественный стиль

2.Практическая часть

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предлагаемый информационно-познавательный проект посвящён функциональным стилям речи. Действительно, при составлении устных и письменных высказываний люди пользуются разными стилями речи. А зачем? Я задумалась над этим вопросом и столкнулась со следующей проблемой «Зачем людям нужны стили речи?»

Согласитесь, эта тема очень актуальна, потому что каждый современный человек сталкивается с огромным потоком информации, получаемой не только друг от друга, но и из газет, журналов, книг ,телепередач , из Интернета! Таким образом, речь человека обогащается, но иногда становиться не уместной. Одним словом, как же общаться так, чтобы не попасть в невыгодное положение? Для этого нужно знать стили речи.

Главный вопрос моей работ: «Функциональные стили русского языка. Особенности использования», т.к. без стилей речи в жизни не обойтись и решила раскрыть эту тему в своей работе.

Цель проекта:

Постичь секреты функциональных стилей русского языка и особенности их использования в речи, чтобы стать успешным человеком и поделиться своими знаниями со сверстниками.

Задачи:

1.что означает понятие «функциональные стили русского языка»;

2.Выяснить, какие же секреты стилей речи необходимо знать и применять в своей речи;

3.определить: действительно ли без стилей речи в жизни не обойтись;

4.Собрать дидактический материал «функциональные стили русского языка». Узнать, что необходимо знать чтобы определить стилистическую принадлежность текста;

1. Теоретическая часть

1.1Общая характеристика стилей

Русский язык – понятие широкое.На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газеты статьи и судебные протоколы и т.д. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело.Важную роль в использовании языковыми ресурсами играют функциональные стили языка. Слово стиль происходит от греческого стилос-палочка. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определённый набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.324к

Стиль языка- это его разновидность литературного языка,выделенные в соответствии с ролью (функцией), которую они выполняют в общении. Их используют в разных сферах общественной жизни-повседневных разговорах, научных работах, художественной литературе, публицистичных обращениях и так далее. Каждый из функциональных стилей русского языка состоит как из нейтральных, так и из специфических выразительных средств. Их особенности зависят от таких фактов:

Сфера общения – бытовая, политическая и другие;

Цель – краткое и ёмкое донесение информации, пробуждение определённых эмоция, призыв к действию и мотивация, установление контакта и т.д.;

Способ – контактный, бесконтактный, массовый, личный.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Функциональные стили речи – исторически сложившаяся система речевых средств,используемых в той или иной сфере общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.

Стиль – Возникновение понятие стиля в истории европейской литературы тесно связано с рождением риторика.Стиль подразумевает выучку и преемственность, следование определённым речевым нормам. Стиль- способ употребления языка, отличающийся особенностями состава языковых единиц и их организации в единое смысловое и композиционное целое (текст).

Существует пять функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Научный стиль

Научный стиль - функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающих особенности теоретического мышления. В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия 18 века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную теорию. Окончательно он сложился во второй половине XIX века.

Цель-доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Он делится на пять подстилей:

Академический – статьи, доклады, монографии, отличающиеся последовательностью изложения, точность информации, подкрепление фактов убедительными аргументами;

Информативный – рефераты, аннотации, сводки, описание с подробной научной информацией о предмете;

Справочный – каталоги, энциклопедии с кратким, ёмким изложением фактов;

Учебный – ориентирован на неподготовленную аудиторию, потому содержит множество иллюстраций, пояснения, понятных простому человеку (включает учебники);

Научно-популярный – призван заинтересовать читателя, потому преподносит факты в доступной, занимательной, интересной форме (статьи, специальная литература).

Все подстили применяются в письменной речи одинаково широко используются в гуманитарных, естественных и точных науках. Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств.

Его особенности:

Подчёркнутая логичность изложения;

Информационная насыщенность;

Отсутствие образных выражений, бедный набор выразительных языковых средств;

Ан

а

литичность

и аргументированность

, убедительность;

Нейтральность лексики, частое исп

ользование специальных терминов

, профессиональной лексики;

Широкие применения водных и уточняющих конструкций; использования абстрактных понятий, которые невозможно пред

ставить в реальном мире (

энергия, проекция);

Применения приставок мини-

, микр

о-

,нано-,микро- и так далее;

Сложные предложения с пояснительными союзами (из-за этого, как следствие);

Однородный лексиче

ский состав

, отсутствие просторечных слов и выражений;

Повествование от одного лица на протяжении всего текста;

Преобладание безличных предложений; вопросительные конструкции для привлечения внимания читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Разговорный стиль речи

Разговорный стиль – одна из функциональных разновидностей литературного языка, представляющая собой непринуждённое неофициальное личное речевое общение, в идеале ориентированное на соблюдение литературной нормы. Активное изучение разговорной речи началось в 60-х гг.

Цель-передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Основные функции: общение. Основные жанры разговорного стиля: персональный дневник, неофициальная записка, личное письмо, дружеский диалог или переписка между двумя или более людьми.

Особенности стиля – эмоциональность, непринуждённость

Его особенности:

Яркая эмоциональная краска, большое количество вопросительных и восклицательных предложений;

Частое использование междометий, частиц, союзов вводных конструкций и прочих слов и словосочетаний, несущих фактического смысла;

Допустимость повтора слов звуков;

Короткие, простые предложения;

Непонятные, незаконченные фразы, значение которых можно понять из контекста речевой ситуации;

Лёгкость, простота, фамильярность изложения;

Применение сокращённых слов- конденсатов (горожанин в значении гражданин, волчиха вместо волчицы);

Постоянное использование юмора, иронии, сарказма, пословиц, поговорок;

образность, включение оценочных суждений и личных мнений говорящего;

неподготовленность, импровизация, отсутствие строгой логики или плана изложения;

Одна из главных особенностей разговорного стиля – важность не только содержать текст, но и внеречевых фактов, таких как интонация, мимика, жестикуляция, язык тела. Их правильное понимание необходимо для верного восприятия информации в бытовом разговоре. Знания речевого этикета конкретной местности или общины также бывает ключевым при восприятии послания. Со временем отличительные черты разговорной речи перебираются в другие стили, обогащая их новыми языковыми средствами: словами, значениями , лексическими конструкциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль-это совокупность языковых средств, функция которых обслуживание сферы официально-деловых отношений. Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. Письменности.

Цель-точная передача деловой информации.

Виды документов: заявление, расписка. Объяснительная,докладная, автобиография, резюме, характеристика, справка и т.д.

Официальный стиль речи применяется в управленческой, административной, правовой и дипломатической сферах человеческой деятельности.

Выделяют несколько основных подстилей:

Законодательный;

Деловая переписка;

Канцелярский;

Дипломатический;

Отличительные черты стиля:

Стандартизация;

Формулировка, не оставляющие место для неверного толкования;

Лаконичность;

Сочетание нейтральной, книжной и специальной лексики, использование профессиональной терминологии;

Применение официальных речевых штампов;

Присутст

вие архаизмов (устаревшие слова

), отсутствие неологизмов;

Однозначность информации

, подтвержда

емая ссылками на её источники (

статьи и кодексах, пункты договора и так далее);

Предложения со сложной грамматичес

кой конструкцией, использованием причастных и деепричастных оборотов;

Большое количество перечислений

, однородных членов предложения

;

Речь без какой-либо эмоциональной или образной окраски;

Пове

ствовательный характер изложения

; обилие деталей и уточнений.

Разговорной речи деловой стиль применяется редко. Его можно встретить в судах, на дипломатических переговорах, в общении между предпринимателями и партнёрами по бизнесу. Стиль отличается от прочих тем, сто его особенности и правила применения закреплены в официальных руководствах и ГОСТах с цель. Стандартизации и унификации. Потому что развивается медленно и мало подвержен изменениям вне зависимости от времени, местности, культурных и других особенностей населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Публицистический стиль

Публицистический стильОдин из функциональных разновидностей литературного языка, связанная с широким спектром общественных занятий и интересов. Публицистический стиль появился в России при Петре 1, в 1702 году. Зародился он ещё в Киевской Руси.

Цель-воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме. Задача этого функционального стиля литературного языка- не только донести информацию до читателя или слушателя, но и оказать на него определённое психологическое воздействие, вызвать общественный интерес.

Они делятся на пять подстилей:

Г

а

зетно-публици

стичный – информационные

статьи

,заметки

, интервью;

Агитационный- листовки

,плакаты, призывы;

Политико-идеологич

еский – партийные постановления

;

Массово- политический

–используется на митингах, общественных выступлениях и прочих общественных событиях подобного характера.

Его особенности:

Насыщенность информацией; простота и доступность изложения, ориентация на широкую публику; элементы призывности, декларативности; сочетание образности и краткости в выражении мыслей;

Постоянное применение эмоциональных усилителей;

П

ри

вержиность

к определённой позиции или идее, оценочные суждения;

Мотивационные слова и фразы;

Наличие свойственных деловому и газетному языку речевых штампов;

Использование общественно-политической терми

нологии, в том числе ярлыков (

фашисты)

Изложение от первого лица;

Обращение к читателю. Напрямую;

Использование риторических вопросов и восклицательных предложений;

Обратный порядок частей речи в предложениях; мини

мальное использование нега

тивно

окраше

н

н

ых слов;

По

пытка игры на чувствах читателя

, стремление задать его эмоции.

Выбор правильного стиля речи важен для полного и точного донесения информации читателям. Применения синтаксических и морфологических конструкций, интонаций, речевых штампов, художественных средств и других языковых инструментов необходимо для выполнения основной задачи текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.Художественный стиль

Литературно-художественный стиль- один из функциональных стилей литературного языка, речевая реализация художественных замыслов авторов. В России некоторые моменты стилистики художественных произведений стали изучать с XVIIIвека.

Цель- воздействие на воображение и чувства читателя, а также информированное его о чём-нибудь.Задача: не только донести информацию, но и создать точные визуальные и эмоциональные образы учителя, заставить его испытывать определённые чувства.

Сфера применения: сказки, былины, загадки, пословицы, рассказы, повести, романы и т.д.

Особенности стиля: художественная образностьазделяется на три подстиля: поэтический – стихи, поэмы; позаический - рассказы, романы, повести, басни; драматургический – пьесы, драмы , комедии.

Художественный стиль отличаетсявыразительностью. Считается, что именно в нём ярче всего раскрывается красота языка.

Основные черты:

экспрессивность;

постоянное использование художественных приёмов – метафор,

сравнений, противопоставлений;

образные словосочетания;

эстетическая значимость

;

использование индивидуального стиля автора;

игра с длиной и темпом предложений для создания эмоционального эффекта;

применение синтаксиса как средства выразительности;

отклонение в структуре предложения;

использование речевых средств из других стилей для достижения эмоционального воздействия на читателя;

свободность, отсутствие строгой структуры текста.

Художественный стиль может применяться как в описаниях, рассуждениях и повествованиях.Он считается самым свободным, поскольку практически не ограничивает писателя. Качество донесения информации во многом зависит от его таланта, опыта, способностей и старания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Практическая часть

 

«О стилях речи»

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой-

Стиль этот просто разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу-

Знай- в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок-

Запомни также стиль и этот.

Автобиографию иль протокол открой-

Там стиль официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный.

(стихотворение-памятка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют собственные особенности.

Таким образом. Я считаю, что цель моей работы была достигнута: я собрала материал о функциональных стилях русского языка. Теперь с данными материалом я познакомлю одноклассников. На уроке по теме «Стили речи» я расскажу о целях, задачах, о сфере применения, основных чертах каждого стиля.

Считаю, что цель моего проекта имеет практическую значимость. Я уверена, что необходимо продолжить по сбору дидактического материала для привлечения обучающих к изучению родного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Ладыженская Т. А. Живое слово, М., Просвещение, 2016.г., стр.34

2. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству, Санкт-Петербург, Паритет, 2015г., стр. 56

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Оникс 21 век, 2004г.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, «Азъ», 2003г.

5. Картинки из Интернета

Zen

.

yandex

.

ru

Интернет.

revolution.allbest.ru

multirok.ru

myslide.ru

studme.org

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×