Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект «Играем – мозг развиваем» | Саковец Оксана Вячеславовна. Работа №342462

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.

Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.

Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также, развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

МБДОУ Онохойский детский сад «Солнышко»

 

 

Проект

«Играем – мозг развиваем»

 

 

 

 

Возрастная группа:

Первая младшая группа (2-3 года)

Автор проекта:

Саковец О.В.

 

 

 

 

 

 

Онохой 2023г.

Информационная характеристика проекта:

Автор проекта: Саковец О.В., воспитатель первой квалификационной категории.

Участники проекта: дети, воспитатель, младший воспитатель, родители.

Возраст детей: дети первой младшей группы (2-3 года).

Срок реализации проекта: октябрь – апрель.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность:

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.

Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.

Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также, развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Цель:

Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для педагога

1. Повышать профессиональный уровень развития по вопросу «Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста».

2. Создать условия для развития речи, речевого общения, мышления и воображения детей младшего дошкольного возраста.

3. Пополнять и расширять РППС группы.

Для детей

Образовательные:

1. Повышать умственную активность: логическое мышление, память, внимание, воображение.

Развивающие:

1. Развивать индивидуальность детей.

1. Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно образовательной деятельности.

Воспитательная:

1. Воспитывать эмоциональное устойчивость, повышение внимания и т. д.

Для родителей

1.Повышать компетентность родителей в вопросах нейропсихологических игр и упражнений.

2.Привлечь родителей к пополнению и обогащению РППС группы по данному направлению.

3.Вовлечь родителей в детско – родительские отношения, через совместное участие в проекте.

Материально- техническое оснащение:

Подбор художественной литературы,

нейропсихологических игр и упражнений,

информации для консультирования родителей.

Подбор картинного материала, материалов для пров

едения совместной деятельности,

нейроигр

и упражнений, и т.д.

 

 

 

 

 

План реализации проекта:

 

 

Пункты реализации

Подготовительный

(сентябрь, октябрь)

Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

Постановка цели, задач.

Составление перспективного плана.

Оформление проекта.

Рекомендации родителям:

«

Нейропсихология. Что

это такое?

».

Создание речевой среды по

теме проекта

(картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры и т.д.)

.

Основной

(октябрь - апрель)

Проведение мероприятий по теме проекта, в том числе реализация перспективного плана

.

Заключительный

(май)

Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников.

Анализ проделанной работы.

Презентация опыта работы.

Ожидаемые результаты:

Повысилась умственная активность: память, внимание, мышление, воображение.

Пов

ысился уровень активности детей,

как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.

Повышение профессионального уровня развития педагогов ДОО.

Повышение компетентности родителей по данному направлению.

Риски и их преодоление:

Недостаточная оснащенность развивающей предметно - пространственной среды по данному направлению.

Если от 2 до 5 лет можно проводить только профилактические нейропсихологические занятия, то после 5 лет можно приступать к коррекционным занятия. Возрастной период, начинающийся с 5 лет, является самым подходящим и благоприятным для коррекционных нейропсихологических занятий. Это обусловлено возрастными этапами созревания коры головного мозга. В возрасте с 2 лет проводятся только профилактические нейроигры. Сложность будет возникать для младших дошкольников еще в том, что дети в данном возрасте еще только учатся управлять своими руками, правильным захватом кисти, будет требоваться больше времени для правильной установки кисти рук, тем более в левописании.

Для преодоления данных рисков необходимо пополнять развивающую предметно - пространственную среду, путем обогащения картинным материалом, составлением тематических альбомов и работы с родителями.

В работе с детьми проявлять сдержанность, терпимость, использовать метод от простого к сложному, учить правильно, держать карандаш как правой, так и левой рукой.

Перспективный план мероприятий реализации проекта:

Работа с детьми.

Месяц

Тема недели

Мероприятие

Цель

Октябрь

 

Пожарная безопасность

 

Нейроигра «Что перепутал художник?»

(2 занятия)

Обогащать и закреплять словарь детей, развивать внимание, образно-логическое мышление, воображение, сообразительность.

 

Опасные предметы

 

Нейроигра «Найди отличия»

(2 занятия)

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различия и сходства.

 

Один дома

 

Нейроигра «Секретики» (найти предмет по контуру, перепутанные линии)

(2 занятия)

Развивать пространственное мышление посредствам соотношения предметов с их контурами.

 

ПДД

 

Нейроигра «Тени»

(2 занятия)

Продолжать зрительно анализировать силуэты, развивать восприятие детей, внимание, наблюдательность.

Ноябрь

Планета Земля

 

Пальчиковая гимнастика «Дружат наши дети», «Осень»

Разучивание нейрогимнастики «Кулак-ладонь-ребро»

(2 занятия)

Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений.

 

Ребята и зверята

 

Пальчиковая гимнастика «Мяч», «Осень».

Повторение гимнастики «Кулак-ладонь-ребро».

Упражнение на карточках «Кулак-ладонь-ребро»

Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений.

 

Наш дом, моя семья

 

Пальчиковая гимнастика «Мяч», «Капуста».

Повторение нейрогимнастики на карточках «Кулак-ладонь-ребро».

Упражнение на карточках с постепенным усложнением «Кулак-ладонь-ребро».

Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений.

 

Моя семья

 

Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Моя семья».

Повторение нейрогимнастики «Кулак-ладонь-ребро».

Упражнение на карточках (закрепление) «Кулак-ладонь-ребро».

Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений.

Декабрь

Ребята и зверята

 

Разучивание пальчиковой гимнастики «Дятел».

Рисование правой рукой, затем левой рукой по точкам (по образцу) «Иголочки у елочки».

Развивать мелкую моторику рук, выработка навыков ориентации на листе, развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии.

 

Зимушка зима

 

Повторение пальчиковой гимнастики «Дятел». Рисование (самостоятельное) правой рукой «Иголки у елочки» (прямые линии).

Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки.

 

Новый Год

 

Разучивание пальчиковой гимнастики «Зима».

Рисование (самостоятельное) левой рукой «Иголочки у елочки» (прямые линии).

Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки.

 

Новый год

 

Повторение пальчиковой гимнастики «Зима».

Рисование двумя руками (самостоятельное) «Иголочки у елочки» (прямые линии).

Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки.

Январь

В здоровом теле – здоровый дух

 

Нейрогимнастика «Повтори за мной» по карточкам.

(2 занятия)

Активация работы полушарий мозга, тренировка внимания, развитие пространственных представлений, реакции детей.

 

Время идет

 

Нейроигра «Художественный архитектор» (заплатки) с постепенным усложнением.

(2 занятия)

Развивать умение видеть целую картину, развивать внимание, память, логическое мышление, развитие восприятия величины, цвета, формы, мелкой моторики рук.

 

Время идет

 

Дидактическая игра «Проведи дорожку к…»

(правая рука-левая рука)

(2 занятия)

Развивать внимание, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа, мелкую моторику рук, развитие межполушарных связей.

Февраль

Животные вокруг нас, друзья природы

 

Работа по альбому «Проведи двумя руками» (От простых дорожек – к более сложным)

(2 занятия)

Развивать внимание, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа, мелкую моторику рук, развитие межполушарных связей.

 

Животные вокруг нас, друзья природы

 

Упражнение «Двумя руками» (выложи крышечки по образцу с постепенным увеличением числа крышечек).

(2 занятия)

Развивать сенсорное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук, развивать межполушарные связи.

 

Наша армия сильна

 

Настольная игра для рук «Твистер».

(2 занятия)

Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, координацию на листе бумаги, развитие сенсорного восприятие.

 

Мама – солнышко мое

 

Рисование по точкам «Волны» (крупные-среднего размера) (левая рука-правая рука-две руки)

(2 занятия)

Развивать мелкую моторику рук, выработка навыков ориентации на листе, развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. Развивать межполушарные связи.

Март

Мама – солнышко мое

 

Рисование по точкам «Лепестки у цветочка» (левая рука-правая рука-две руки)

(2 занятия)

Развивать мелкую моторику рук, выработка навыков ориентации на листе, развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. Развивать межполушарные связи.

 

Удивительные растения и животные

 

Подвижная нейроигра «По камушкам».

Игра малой подвижности «Ладушки».

Развитие мелкой и крупной моторики. Учить соотносить слова и действия. Развитие межполушарных связей.

 

Удивительные изобретения

 

Игра малой подвижности «Ладушки».

Нейроигра «Полоса препятствий».

Развитие мелкой и крупной моторики. Учить соотносить слова и действия. Развитие межполушарных связей.

 

Удивительные эксперименты

 

Настольная игра для рук «Твистер».

Настольная игра «Нейродоски». (левая-правая-две руки).

Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, координацию на листе бумаги, развитие сенсорного восприятие.

Развитие межполушарных связей.

Апрель

 

 

Волшебная водичка

 

Дидактическая нейроигра «Прищепки».

(2 занятия)

Развитие мелкой моторики рук. Совершенствовать восприятие цвета, формировать математические представления. Развитие межполушарных связей.

 

Космические путешествия

 

Подвижная нейроигра «Робот». (повтори движения)

Подвижная нейроигра «Путаница». (усложненный вариант игры «робот»)

Активация работы полушарий мозга, тренировка внимания, развитие пространственных представлений, реакции детей.

 

Создание уголка весны

 

Нейроигра «Вода-земля» с постепенным усложнением.

Игровой самомассаж грецкими орехами или шишками.

Развивать слуховое внимание, логическое мышление, сообразительность. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать улучшению деятельности ЦНС.

 

День победы

Нейроигра «Твистер» напольный

(2 занятия).

Развивать двигательный аппарат, согласовывать координацию движений. Закреплять знание цветов развивать межполушарные связи.

Работа с родителями:

1. Рекомендации родителям: «Нейропсихология. Что это такое?».

2. Папка-передвижка «Нейропсихологические игры и упражнения».

3. Консультация для родителей «Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей младшего дошкольного возраста».

Список используемой литературы:

1. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год

2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.

3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Москва, 1987

5. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.

6. https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/nejropsihologicheskie-igry-dlya-detej/

7. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×