ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ» | Любовь Андреевна Бурцева. Работа №342654
Развитие композиционных умений у детей дошкольного возраста усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их развития тесно связан с развитием художественно-изобразительной деятельности. Педагоги и психологи подчеркивают специфичность художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и отмечают, что при условии оптимальной организации и эффективного обучения закладывается интерес, на основе которого впоследствии формируется художественная культура человека.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Двуреченский детский сад» Семицветик»
ПРОЕКТ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Вид проекта: информационно-коммуникативный, долгосрочный (октябрь 2023 г – март 2024 г.)
Участники проекта: дети, родители, педагоги подготовительной группы.
Проект подготовили: Бурцева Л.А.
Пермь,2024г.
Актуальность. Развитие композиционных умений у детей дошкольного возраста усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их развития тесно связан с развитием художественно-изобразительной деятельности. Педагоги и психологи подчеркивают специфичность художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и отмечают, что при условии оптимальной организации и эффективного обучения закладывается интерес, на основе которого впоследствии формируется художественная культура человека.
Проблема. Обоснование возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в развитии композиционных умений детей седьмого года жизни
Опытно-практическая работа по развитию композиционных умений у детей седьмого года жизни в процессе использования информационно-коммуникативных технологий
1 этап. (Подготовительный) Первоначальная диагностика уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни
Для подтверждения теоретических положений была проведена опытно-практическая работа по развитию композиционных умений у детей седьмого года жизни в процессе использования информационно-коммуникативных технологий.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень развития композиционных умений у детей седьмого года жизни.
Задачи констатирующего этапа.
1. Рассмотреть критерии оценки уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни.
2. Отобрать диагностическое задание для определения уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни.
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об уровне развития композиционных умений у детей седьмого года жизни.
В начале констатирующего этапа была проведена первоначальная диагностика, с целью выявить исходный уровень развития композиционных умений у детей седьмого года жизни.
Для определения уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни была использована методика В. Кудрявцева «Придумай картинку» (Приложение 1).
Цель методики – выявление уровня развития композиционных умений седьмого года жизни в изобразительной деятельности.
Задание. Ребенку предлагалось придумать любой сюжет и сделать рисунок. Задание было направлено на изучение способностей ребенка к реализации своего замысла средствами композиции.
В качестве материала послужил лист бумаги и карандаши. Детям предлагалось нарисовать эпизод к сказке «Гуси-лебеди».
Обработка результатов методики проводилась по критериям:
1. Создание в воображении выразительного образа.
2. Расположение изображения по всему листу.
3. Расположение на рисунке предметов так, чтобы они не загораживали друг друга.
4. Соотношение по величине разные предметы в сюжете.
5. Использование средств художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке.
6. Использование цветового решения, соотношение цвета.
7. Представление о перспективе.
8. Оценка результатов выполненной работы.
Система оценок для определения уровня развития композиционных умений детей седьмого года жизни.
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
Полученные за каждый критерий баллы суммировались и соотносились соответственно с тремя уровнями развития композиционных умений.
По итогам проведения первоначальной диагностики уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни были получены следующие результаты (Приложение 2).
На основе анализа проведенной методики и результатов исследования были сделаны следующие выводы об уровне развития композиционных умений у детей седьмого года жизни, представленные. (Приложение 3).
В целом, по итогам первоначальной диагностики, можно говорить о том, что уровень развития композиционных умений у детей седьмого года жизни средний 50 % и низкий 40 %. Высокий уровень имеют лишь 10 % детей.
Обобщив теоретический материал и полученные результаты первоначальной диагностики, возникла необходимость проведения работы по повышению уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни средствами при этом выбираем информационно-коммуникативные технологии.
2 этап. (Практический) Организация работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в развитии композиционных умений у детей седьмого года жизни
Цель формирующего этапа: разработка и апробация мероприятий по развитию композиционных умений у детей седьмого года жизни в процессе использования информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
1. изучить методическую литературу по вопросам развития композиционных умений у детей седьмого года жизни посредством информационно-коммуникативных технологий.
2. разработать план мероприятий по развитию композиционных умений у детей седьмого года жизни посредством использования информационно-коммуникативных технологий;
3. апробировать мероприятия по развитию композиционных умений у детей седьмого года жизни посредством информационно-коммуникативных технологий в условиях дошкольной организации.
Для реализации поставленных задач была изучена методическая литература. Был разработан план мероприятия по развитию композиционных умений у детей седьмого года жизни посредством использования информационно-коммуникативных технологий, представленный в таблице 3.
С детьми организовывали непосредственную образовательную деятельность по примерной программе дошкольного образования в ДОУ. Для повышения уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни в своей работе использовали интерактивную доску SMART Board, которая дала возможность проводить занятия с использованием нового современного оборудования с детьми подготовительной группы.
Мы проводили одно занятие в неделю по изобразительной деятельности с использованием игры на интерактивной доске.
Таблица 3
План мероприятий по развитию композиционных умений детей седьмого года жизни средствами информационно-коммуникативных технологий
Время проведения
Тема
Программное содержание
Использование ИТК
Взаимодействие с родителями
1 неделя октября
Рисование по замыслу «Лето красное прошло»
Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатление о лете. Знакомить с техникой рисования акварельными красками, развивать творчество детей
Игра на интерактивной доске «Собери картинку о лете»
Цель: упражнять в составлении композиции по собственному замыслу
Анкета для родителей «Развитие творческого потенциала ребенка»
2 неделя октября
Рисование «Дети на зарядке»
Учить детей рисовать людей, соблюдая соотношение головы и тела по величине. Передавать в рисунке положение рук и ног при выполнении детьми упражнений зарядки. Рисовать в смешенной технике, развивать творчество.
Игра на интерактивной доске «Дети на грядке»
Цель учить составлять композицию с предметами, находящимися близко или далеко от нас
Оформление информационного уголка по теме «Развитие изобразительной деятельности»
3 неделя октября
Рисование «Цыплята»
Закреплять умение детей рисовать птиц в движении, рисовать методом тычка, формировать представление о жанрах литературных произведений.
Игра на интерактивной доске «Цыплята на лугу»
Цель: упражнять в составлении композиции по заданному сюжету
Индивидуальное консультирование по вопросам развития изобразительных навыков
4 неделя октября
Рисование «Утята на пруду»
Учить рисовать утят плавающих на воде; совершенствовать технику рисования тычком, формировать познавательный интерес к природе.
Игра на интерактивной доске «Утята на пруду»
Цель: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием
Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами изображения
1 неделя
ноября
Рисование «Ежата на поляне»
Учить рисовать ежей в движении, формировать умение создавать выразительный образ, расширять знания о животных
Игра на интерактивной доске «Ежата на поляне»
Цель: упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием
Мастер-класс «Обучение навыкам сюжетного рисования»
2 неделя
ноября
Рисование «Рыбки в аквариуме» (рисование ватными палочками)
Разнообразить технику рисования с детьми, развивать умение создавать композицию на прямоугольном листе бумаги, закреплять композиционные умения у детей
Игра на интерактивной доске «Морские рыбки»
Цель: развитие навыков художественной композиции
Беседа с родителями «Что такое творческие способности и как их развивать»
3 неделя ноября
Рисование «Снегирь на ветке»
Учить детей рисовать птиц с помощью круга. Передавать в рисунке особенности цветовой окраски птицы, закреплять рисование гуашевыми красками, предварительно тонируя альбомный лист акварельными красками в соответствие со временем года, подбирая нужные цвета и оттенки.
Игра на интерактивной доске «Снегирь не ветке»
Цель: учить составлять композицию из предложенных изображений и фонов, придумывать собственный вариант
Папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать сюжетный рисунок»
4 неделя ноября
Рисование «Лиса-кумушка и лисонька- голубушка»
Учить рисовать по мотивам литературного произведения, передавая характер и настроение героев; познакомить с приемами передачи сюжета (выделять главное, изображая более крупно на переднем плане); передавать смысловые и пропорциональные соотношения между объектами
Игра на интерактивной доске «Лиса-кумушка и лисонька- голубушка»
Цель: развивать чувство композиции, знание предметов окружающего мира
Консультация «Каждый ребёнок талантлив».
1 неделя декабря
Рисование «Зима»
Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
Игра на интерактивной доске «Зима – холодное время года»
Цель: закрепить знания детей о цветовой гамме, присущей данному времени года, закрепить знания о классификации цвета: холодные, теплые.
Составление памяток «Практические рекомендации по обучению сюжетному рисованию для развития композиционных навыков у дошкольников
2 неделя декабря
Рисование «Весело качусь я под гору в сугроб»
Учить передавать сюжет рисунка доступными графическими средствами, передавать в рисунке пропорциональные и пространственные отношения между объектами.
Игра на интерактивной доске «Составь композицию»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближенности предметов, о переднем и заднем плане
Индивидуальное консультирование «Рисование как средство развития самостоятельности»
3 неделя декабря
Рисование «Снежная семья»
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Игра на интерактивной доске «Снежная семья»
Цель: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать композиционные навыки
Беседа с родителями «Развитие воображения средствами изобразительной деятельности»
4 неделя декабря
Рисование «Дед Мороз в гостях у ребят»
Учить рисовать, раскрывая сюжет, передавая контрастный характер и настроение героев. Вызывать интерес к рисованию доступными изобразительно-выразительными средствами.
Игра на интерактивной доске «Дед Мороз»
Цель: развивать композиционные навыки
Индивидуальное консультирование по вопросам развития композиционных навыков детей старшего дошкольного возраста
3 неделя января
Рисование «Новогодний хоровод»
Отражение в рисунке личных впечатлений о празднике, сотворчество и сотрудничество. Учить рисовать несложные сюжеты, передавая движение и взаимодействие. Развивать чувство композиции, воспитывать дружелюбие.
Игра на интерактивной доске «Новогодний хоровод»
Цель: развитие композиционных умений, умений равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине
Совместная детско-родительская непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Петрушка на елке»
4 неделя января
Рисование
«Дети гуляют зимой на участке»
Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).
Игра на интерактивной доске «Дорисуй картину»
Цель: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы
Беседа с родителями «Возможности сюжетного рисования в развитии дошкольников»
1 неделя февраля
Рисование «Картинка про зиму»
Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом, рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава). Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
Игра на интерактивной доске «Определи какое время года»
Цель: определить к каким временам года относятся данные пейзажи, выбрать цветовую карточку с которой ассоциируется то или иное время года
Буклет: «Вопрос – ответ» по теме «Развитие композиционных навыков у дошкольников»
2 неделя февраля
Рисование «В некотором царстве...»
Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей в определенной обстановке); закреплять умение смешивать краски разных цветов на палитре; развивать творческую фантазию; воспитывать чувство сопереживания.
Игра на интерактивной доске «Художники»
Цель: формировать у детей начальные композиционные умения, разместить предложенные картинки на «лужайке»)
Консультация «Изобразительная деятельность в семейном воспитании»
3 неделя февраля
Рисование «Строительство в нашем городе»
Учить самостоятельно придумывать сюжет, рисовать незаконченные дома, подъёмный кран, строителей. Развивать чувство композиции. Закреплять умение использовать разные материалы для создания выразительного рисунка
Игра на интерактивной доске «Придумай картину»
Цель: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием.
Беседа «Поговорим о творчестве»
1 неделя марта
Рисование «Моя сказка»
Закрепить умение у детей самостоятельно составлять композицию рисунка, изображать сказочных персонажей, показывать в рисунке их взаимоотношения; продолжать учить изображать объекты в перспективе (ближние объекты – крупно, дальние мелко); развивать творческое воображение.
Игра на интерактивной доске «Любимая сказка»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближенности предметов, о переднем и заднем плане
Опрос
родителей - «Детское
творчество в вашей семье».
2 неделя марта
Рисование «Кот, петух и лиса»
Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане.
Развивать творческое проявление детей в выборе способа построения композиции и подборе цветовой гаммы.
Информационный стенд «Как организовать деятельность с детьми по изобразительному искусству дома»
3 неделя марта
Рисование
«Весенние зарисовки»
Учить детей передавать в рисунке картины природы; упражнять ребят в правильном расположении изображения на листе; закреплять умение использовать для создания выразительного образа разные художественные материалы; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе
Игра на интерактивной доске «Собери весенний пейзаж»
Цель: развивать чувство композиции, формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания понятия «пейзаж»
Папка – передвижка для родителей
«Наши работы»
4 неделя марта
Рисование по замыслу «Весна, ручейки, солнце ярко светит»
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передать ее в рисунке; учить располагать изображение на всем листе; закрепить умение использовать разные приемы рисования (всей кистью, ее концом); знакомить ребят с теплыми цветами.
Игра на интерактивной доске «Времена года»
Цель: учить определять цветовую гамму разных времен года
Рекомендации для родителей
«Особенности хранения, использования и ухода за художественными материалами для домашних занятий художественно-творческой деятельностью»
Суть НОД по рисованию с применением игры на интерактивной состояла в том, что практически все воспитанники были вовлечены в процесс обучения, и каждый вносил в него свой особый индивидуальный вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволила не только получать новые знания по композиционным умениям в рисовании, но и развивала саму познавательную деятельность, переводила ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. А форма подачи материала соответствовала тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей, у которых гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Использование игры на интерактивной доске в развитии композиционных умений детей седьмого года жизни показало ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения:
-представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
-возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);
- возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;
-одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук-изображение-движение);
- возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;
-экономия времени, необходимого для подготовки к занятиям и изучения конкретного материала.
-удобство хранения, многократного применения используемого материала.
При работе с интерактивной доской снижалась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.
В течение занятия все дети получали возможность выполнить задание на интерактивной доске. Для этого применяли различные формы организации работы детей с доской:
-одновременная работа у доски трех детей (каждый выполнял свое задание);
-на экране предъявляется два задания, которые выполняются двумя парами детей. Выполнение задания парой детей требовало от них умения договориться, прийти к общему выводу и доказать свое мнение;
-на экране предъявляется два задания, которые выполняются двумя командами детей по 5-6 человек (члены каждой команды по очереди друг за другом выполняли часть общего задания). Например, все вместе они должны были собрать из деталей дом, но каждый по очереди мог взять только одну деталь;
-один ребенок у доски выполняет задание под руководством группы детей, которые по очереди руководят его действиями.
При использовании интерактивной доски на занятии, дети, не работающие непосредственно у доски, выполняют аналогичное задание за столами или мольбертами на бумажном носителе.
Постоянная смена деятельности при выполнении различных заданий, работа парами, подгруппой способствовала развитию общения и взаимодействия со сверстниками, формированию способности к совместной деятельности. Дети с большим удовольствием работали на интерактивной доске, быстро осваивая все ее возможности и способы работы различными средствами.
Игра на интерактивной доске для развития композиционных умений у детей седьмого года жизни «Времена года».
Цель игры: закрепить знания детей о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.
Перед детьми стояла игровая задача: выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме.
Игра помогала думать, делать правильный выбор между предложенными картинками, быть внимательным и аккуратным.
Сначала ребенку была дана инструкция к игре, а потом ребенок выполнял задание сам в рабочем режиме.
Для выполнения задания нужно было выбрать из четырех предложенных картинок со всевозможными оттенками теплых и холодных цветов одну лишнюю и поместить в кружок вместо знака вопроса.
Если выбранная картинка закрывала вопрос, то предмет выбран правильно. Если картинка не перемещалась в кружок и знак вопроса так и остался сверху, нужно было выполнить задание еще раз.
Задания специально были подобраны по сложности: сначала явно было видно, что лишнее, потом задания усложнилось. За один подход можно было выполнить 3-4 слайда с заданиями, чтобы не перегружать ребенка.
По завершении работы необходимо было проверить, правильно ли ребенок выполнил задание. Похвалили его, в независимости от того, все ли он выполнил, указали, что можно исправить в следующий раз.
Ожидаемый результат в игре: дети могут подобрать цветовую гамму, соответствующую каждому времени года, различают теплые и холодные цвета.
В игре на интерактивной доске «Составь композицию» закрепили знания детей о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближенности предметов, о переднем и заднем плане. Для этого дети составляли пейзаж с предметами, находящимися близко к нам и далеко от них. Была использована плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта, силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины маленькие, средние, большие. Дети придумывали свой пейзаж и составляли его из предложенных элементов.
Один ребенок у доски выполнял задание под руководством группы детей, которые по очереди руководили его действиями. Остальные дети, не работающие непосредственно у доски, выполняли аналогичное задание за столами на бумажном носителе.
Деятельность по развитию композиционных умений детей седьмого года жизни была организована не только с детьми, но и с родителями. Поскольку взаимодействие семьи и дошкольной организации играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования. Для знакомства родителей с возможностями внедрения в образовательный процесс интерактивных игр для развития композиционных умений были использованы следующие формы работы:
- мастер-класс «Обучение навыкам сюжетного рисования»;
- беседа с родителями «Что такое творческие способности и как их развивать»;
- папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать сюжетный рисунок»;
- консультация «Каждый ребёнок талантлив».
- составление памяток «Практические рекомендации по обучению сюжетному рисованию для развития композиционных навыков у дошкольников.
Таким образом, игра на интерактивной доске является одной из эффективных современных информационно-коммуникативных технологий, при помощи которой можно значительно разнообразить процесс воспитания, образования и развития дошкольников. Любая игровая деятельность дошкольников с применением интерактивной доски вызывает эмоциональный подъем, желание добиться успеха, выполнить задание до конца. По завершению формирующего этапа была проведена заключительная диагностика для определения полученного результата.
3 этап. (Заключительный) Заключительная диагностика уровня развития композиционных умений у детей седьмого года жизни
С целью оценки эффективности использования информационно-коммуникативных технологий для развития композиционных умений детей седьмого года жизни была проведена заключительная диагностика. Для заключительной диагностики была взята та же методика, что и при проведении первоначальной диагностики.
По итогам проведения заключительной диагностики уровня развития композиционных умений детей седьмого года жизни были получены следующие результаты (Приложение 4).
Уровни развития композиционных умений детей седьмого года жизни существенно стали отличаться. (Приложение 5).
Полученные в результате исследования данные, позволили провести сравнительный анализ результатов первоначальной и заключительной диагностик этапов опытно-практической работы. Данные сравнительного анализа представлены. (Приложение 6).
Таким образом, наше предположение о том, что развитие композиционных умений у детей седьмого года жизни будет протекать успешнее, если разработать план по использованию информационно-коммуникативных технологий, способствующий эффективной возможности развития композиционных умений у детей седьмого года жизни при условии взаимодействия с родителями, нашло свое подтверждение.
Детская художественно-творческая деятельность детей седьмого года жизни выявляет не только общие психологические черты ребенка, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности художественно-творческой деятельности, не сводя их только к развитию умений и навыков.