проект "Как солнце в дом пришло" | Горшкова Тамара Павловна. Работа №239546
Автор: Горшкова Тамара Павловна
Проект воспитателя с детьми
МБДОУ Тереньгульский детский сад « Колосок»
Детский исследовательский проект
«Как солнце в дом пришло»
Участники проекта: дети подготовительной группы.
Руководитель проекта: воспитатель Горшкова Т.П.
Пояснительная записка:
Проект проводился с детьми подготовительной группы. Работали над проектом в течении трех месяцев. Большую помощь оказали родители: искали информацию по тем в разных источниках, помогли в сборе экспонатов для музея.
Цель проекта: Создать музей электрической лампочки.
Задачи проекта:
Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.
Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.
Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужно электричество.
Формировать интерес к истории.
Учить детей поддерживать диалог.
Учить составлять описательный рассказ, используя рисунок.
Прививать навыки правильного безопасного обращения с электрическими приборами.
Итоговое мероприятие:
Презентация книги рисунков «Откуда лампочка пришла».
Экскурсия по музею электрической лампочки.
В приложении имеются примерные рассказы детей, занятия, загадки и игры по данной теме.
Содержание проекта:
1 этап
- Вхождение в проблему: дети пришли утром в детский сад, а там нет света. В раздевалке горит свеча. В чем причина?
- Определение темы проекта: знакомство детей с электричеством.
- постановка цели и задач.
2 этап
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем7
Что хотим узнать?
Где можно это узнать?
Нельзя трогать электроприборы, провода
Что работает на электрическом токе?
В энциклопедии
Нельзя совать пальцы в розетку.
Как подключают провода?
В библиотеке
За свет нужно платить.
Как работает свет?
Спросить у электрика
Нельзя ломать розетки.
Откуда берется свет?
В художественной литературе
Нельзя обрывать провода.
Как электричество действует в розетке?
Спросить у родителей
От электричества работают телевизор, утюг, электроплита.
Как работают батарейки?
Рассмотреть игрушки с батарейками
3 этап
Методы и приемы
- Чтение художественной литературы.
- Чтение энциклопедий.
- Экскурсия в библиотеку.
- Беседы.
- Рассматривание электрических приборов и иллюстраций.
- Встреча с электриком.
- Рассматривание игрушек, работающих на батарейках.
4 этап
Работа над проектом
- Сбор материала.
- Изготовление макетов.
- Создание музея.
- Изготовление книги рисунков.
- Сбор загадок по теме.
5 этап
Итоговое мероприятие
Экскурсия по музею электрической лампочки. Презентация книги рисунков.
Итоговое мероприятие по проекту « Как солнце в дом пришло»
Экскурсия по музею электрической лампочки.
Цели и задачи :
Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.
Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.
Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужно электричество.
Формировать интерес к истории.
Учить детей поддерживать диалог.
Учить составлять описательный рассказ, используя рисунок.
Прививать навыки правильного безопасного обращения с электрическими приборами.
Материал:
Старинные предметы (подставка с лучиной, различные свечи(из воска, декоративные), керосиновая лампа), различные лампочки, фонарики, электроприборы, розетки, вилки, шнуры, макеты освещения костром и электричеством.
Предварительная работа:
Беседы о жизни людей в древности, о развитии электричества, об электроприборах, рассматривание иллюстраций, фотографий, старинных вещей, электрощита, беседа с электриком, экскурсии в библиотеку и краеведческий музей, чтение художественной литературы, изготовление свечей из воска, конструирование макетов, наблюдение за работой электроприборов.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мы пригласили их на экскурсию в наш музей. Сегодня в нашем музее выставка света. Экскурсию для гостей проводить будете вы сами. Кто начнет рассказ?
1ребенок: (картинка «солнце») До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.
Воспитатель: Что же произошло потом?
2 ребенок: ( макет) Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом и теплом в пещере. На костре он готовил пищу, грелся около него. Костер защищал от хищников. В нашем музее есть макет, который рассказывает об этом периоде жизни человека.
3 ребенок: Потом, когда человек стал строить себе дома, он научился строить разные печи, в которых готовил пищу. А для освещения он стал использовать лучину. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой – поджигали. Лучину надо было правильно расположить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель: (зажигает лучину) Много ли света от лучины?
Дети: Нет.
Воспитатель: Такое освещение удобно? Почему?
Дети: От нее мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель: Что же было дальше?
4 ребенок: Из бараньего жира и пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.
Воспитатель: (зажигает свечу) Как вы думаете, ребята, чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься. От нее может быть пожар. Она коптит, дает мало света, легко гаснет от движения или капля.
Воспитатель: Что было дальше?
5 ребенок: Человек стал придумывать себе другое освещение. Он научился добывать нефть и делать из нее керосин. Человек придумал керосиновую лампу. У лампы тоже есть фитиль, но он шире, чем у свечки. В бачок наливали керосин, а фитиль прикрывали стеклом, чтобы огонь не гас.
Воспитатель: (зажигает керосиновую лампу) Удобной ли была керосиновая лампа?
Дети: Не совсем. Она опасна: стекло может расколоться, керосин горит, вспыхивает.
Воспитатель: Что же придумал человек?
6 ребенок: Через много лет, когда уже появилось электричество, человек придумал электрическую лампочку. Электрические лампочки бывают разной формы и цвета, состоят из колбы, цоколя, держателей и волшебной нити. Лампа сделана из стекла и металла, она прочная .
Воспитатель: Да, дети, теперь в наших домах много разных красивых светильников. На потолке – люстры, на стенах – бра, на столах – настольные лампы, на полу – торшеры. Лампочки бывают самые разные: яркие и не очень. Есть медицинские лампы, с помощью которых мы греем нос и уши, эти лампы лечат людей.
Физкультминутка.
Дети встают в круг, берутся за руки и поднимают руки волнообразными движениями.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиры нам.
Чтоб работали приборы-
Холодильник, телевизор,
Кофемолка, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель: Как думаете, что нужно для того, чтобы засветились все эти электрические лампочки?
Дети: Включить выключатель, воткнуть вилку в розетку и т.д.
Воспитатель: (включает неподключенный выключатель и втыкает вилку в неподключенную розетку) Почему же светильники не зажглись?
Дети: Нужен электрический ток.
Воспитатель: Откуда мы его возьмем?
Дети: Он пришел к нам по проводам.
Воспитатель: (показывает макет) Представьте, что это электростанция. Она вырабатывает электрический ток. Ток бежит по проводам и прибегает в каждый дом. А в доме у него живут друзья – электроприборы. Давайте, дети, загадаем гостям загадки о них. ( дети загадывают загадки)
Воспитатель: Могут эти приборы работать без электричества?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я вам покажу еще одну подружку электрического тока – самую экономную лампочку. Она так и называется – энергосберегающая. Смотрите, я ее вкручиваю.
Дети должны заметить, что воспитатель делает это при включенном в розетку проводе и сообщить ему об этом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы заметили, что я делаю неправильно. Я не соблюдаю правила безопасного обращения с электроприборами. Напомните мне их.
Дети: Нельзя:
- Включать и выключать электроприборы мокрыми руками.
- Выдергивать их из розетки за шнур.
- Совать в розетку посторонние предметы.
- Перерезать провода.
- Подходить к оборванным проводам.
Воспитатель: Какие помощники есть у человека в обращении с электрическим током?
Дети: Резина, дерево, пластмасса.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они не проводят электрический ток.
Воспитатель: А могут ли быть помощниками металл и вода?
Дети: Нет, они проводят ток, и человека может очень сильно ударить током.
Воспитатель: Молодцы, я думаю, что гостям наша экскурсия понравилась. А о нашей помощнице – электрической лампочке мы с вами составили интересную книгу. Расскажите, о чем ваши странички?
Каждый ребенок рассказывает, о чем его страничка. Все странички скрепляются вместе, и книга помещается в музей.
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение Елены Кохан «Капля света»
Капля в капельку вольется –
Вспыхнет маленькое солнце.
Ручейки в поток вольются –
У турбин сердца забьются.
Хлынет свет, начнут заводы
Делать чудо - теплоходы,
Тракторы, станки, ракеты,
Ну, а фабрики – конфеты.
Попробуй, вкусная конфета?
Вот, что значит капля света!
Дети угощаются конфетами и прощаются с гостями.