Проект "Литературная гостиная как среда для формирования читательской грамотности учащихся" | Мой кабинет. Работа №351861
Введение
Ещё в XIX веке русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Достоевский писал: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить». А несколькими столетиями ранее, Рене Декарт, известный философ и математик, сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечеству понадобилось более трёх столетий для того, чтобы прийти к понимаю о неотвратимой необходимости владения читательской грамотностью. Стремительное развития информационно-коммуникационных технологий и их масштабное внедрение во все сферы жизни человека повлияло на характер чтения и передачи информации; потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся мире; обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Сегодня для того, чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.
Образовательный проект
«Литературная гостиная как среда для формирования читательской грамотности»
Автор проекта:
Лайпанова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»
Оглавление
1.Актуальность………………………………………………………………… 3
2.Предполагаемые рузультаты……………………………………………….4
3.Введение………………………………………………………………………..4
4. Методика формирования читательской грамотности………………….5
5. Взаимодействие участников образовательного процесса……………..6
6. Мониторинг успешности формирования читательской грамотности.6
7. Практическая значимость проекта………………………………………..7
8.Заключение……………………………………………………………………10
Актуальность
Актуальность данного проекта обусловлена:
- целями национального проекта Российской Федерации «Образование» до 2024 года:
об
ес
п
е
ч
и
ть
гл
о
б
а
л
ьн
ую конк
у
р
е
н
т
о
с
по
с
о
бно
с
ть
ро
сс
и
й
с
ко
г
о
обр
а
з
ов
а
ни
я
и вхожд
е
н
и
е
Ро
сс
и
й
с
кой
Ф
е
д
е
р
а
ции
в
чи
с
ло
10
в
е
д
у
щих
с
т
р
а
н
мир
а
по
к
а
ч
ес
тву
о
б
щ
е
г
о
обр
а
з
ов
а
ни
я
(
Ук
а
з
П
р
е
з
ид
е
нт
а
Р
о
с
с
и
й
с
к
о
й
Ф
е
д
е
р
а
ци
и
№204
от
0
7
.05.2018
г
«
О н
а
ц
ио
н
а
л
ьны
х
ц
е
л
я
х
и
с
т
р
а
т
е
г
и
ч
ес
ких
з
а
д
а
ч
а
х
р
а
зви
т
и
я
Р
о
с
с
и
й
с
к
о
й
Ф
е
д
е
р
а
ц
и
и
н
а
п
е
р
и
од
д
о
2024
г
од
а
»
)
;
тр
е
бов
а
ни
я
м
и
к
р
е
з
у
льт
а
т
а
м
Г
ИА
(и
н
е
только
п
о
р
у
сс
к
о
му
я
зы
к
у
и лит
е
р
а
т
у
р
е
)
;
по
т
р
е
бно
с
тью
в
по
выш
е
н
и
и
ч
ит
а
т
е
ль
с
кой
гр
а
мо
тно
с
ти о
б
у
ч
а
ющ
и
х
ся
8
-
9
кл
а
с
с
ов
Цель проекта:
Повысить уровень сформированности читательской грамотности обучающихся
7 - 9 классов через привлечение ресурсов литературной гостиной школы.
Задачи:
1. Выявить эффективные приемы образовательных технологий, направленных на формирование читательской грамотности в условиях внеурочной деятельности по литературе и адаптировать их на практике.
2.Разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для обучающихся 8-9 классов.
3.Использовать возможности литературной гостиной для организации взаимодействия участников проекта.
4. Проводить в системе оценку динамики развития читательской грамотности обучающихся 8-9 классов.
Этапы реализации
I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2024 года);
II этап - практический (октябрь 2024 года – май 2025);
IV этап – итоговый (май 2025 года).
Сроки реализации
Август 2024 г. – май 2025 г.
Педагогические технологии
Т
е
х
нол
о
г
ия
смылового
чтения
;
М
е
тод пр
о
е
ктов;
Т
е
хнологи
я
прод
у
кт
и
вно
г
о
чт
е
ни
я
;
И
нформ
а
ц
ионн
о
-к
о
мм
у
ни
к
а
ц
ионны
е
т
е
хно
л
огии;
Онлайн
–
Буккроссинг
Предполагаемые результаты:
Повысить уровень:
м
оти
в
а
ц
ии
о
б
у
ч
а
ющих
ся
8
-9
кл
а
сс
ов
к
чт
е
н
и
ю
через привлечение к работе в литературной гостиной
;
ч
и
т
а
т
е
л
ь
с
к
их
д
е
й
с
т
вий
:
н
а
х
одить
и
из
вл
е
к
а
ть
инфо
р
м
а
цию из
т
е
к
с
т
а,
инт
е
г
риров
а
ть
и
инт
е
рпр
е
тиров
а
ть
информ
а
ц
ию
;
о
с
м
ы
с
лив
а
ть
и
оц
е
нив
а
ть
с
од
е
р
ж
а
н
и
е
т
е
к
с
т
а;
выразительного чтения художественных произведений
;
р
е
з
у
льт
а
тивно
с
ть
вып
о
лн
е
н
и
я
итогового собеседования
и
и
т
ог
о
в
ого
с
о
ч
ин
е
н
и
я
в
9 кл
ассе
;
Введение
Ещё в XIX веке русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Достоевский писал: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить». А несколькими столетиями ранее, Рене Декарт, известный философ и математик, сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечеству понадобилось более трёх столетий для того, чтобы прийти к понимаю о неотвратимой необходимости владения читательской грамотностью. Стремительное развития информационно-коммуникационных технологий и их масштабное внедрение во все сферы жизни человека повлияло на характер чтения и передачи информации; потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся мире; обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Сегодня для того, чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности российских 15-летних школьников составил 497 баллов (21 место в мире, рост на 5 баллов по сравнению с 2020 годом). Результаты международной программы по оценке учебных достижений PISA, наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS, лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.
Уровень читательской грамотности обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе и читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче итогового собеседования в 9 классе. Читательская грамотность как фундамент для остальных компонентов функциональной грамотности, помогает подготовиться к успешной сдаче ГИА по всем учебным предметам.
Образовательный проект с использованием ресурсов литературной гостиной направлен на формирование читательской грамотности через взаимодействие обучающихся, их родителей и учителей средствами цифровых образовательных ресурсов, формами внеурочной деятельности, организации наставничества «ученик-ученик», «родитель-ученик».
Методика формирования читательской грамотности обучающихся 8-9 классов через привлечение литературной гостиной.
С целью повышения мотивации обучающихся 8-9 классов к чтению различных видов художественной литературы, повышения уровня их читательской грамотности разработала и реализую программу внеурочной деятельности «Литературная гостиная».
Цель: создание условий для общения подростков с книгой через желание «учиться и развиваться», помощь обучающимся в формировании читательского кругозора и приобретении опыта самостоятельной читательской деятельности, развитие у школьников интереса к литературному чтению, воспитание у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе.
Занятия в Литературной гостиной проходят 1 раз в месяц. Вработе Литературной гостиной принимают участие обучающиеся и педагоги. В конце каждого триместра проводится Буккроссинг – обмен книгами, а также проводятся уроки выразительного чтения наизусть произведений русских поэтов и классиков.
Для большей продуктивности формирования читательской грамотности урочная и внеурочная деятельность обучающихся должны быть неразрывно связаны. Единство урочной и внеурочной деятельности обеспечиваю через преемственность содержания урока и внеурочного занятия. Тематика и содержание занятий Литературной гостиной имеет метапредметную направленность, обеспечивая расширение и углубление предметных компетентностей, межпредметные связи, формирование функциональной грамотности.
Собственный опыт работы по формированию читательской грамотности позволил выделить педагогические технологии, позволяющие эффективно связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое: проблемное обучение, метод проектов, дебаты, технология продуктивного чтения, технология смыслового чтения, информационно-коммуникационные технологии. На мой взгляд, эффективными методическими приемами формирования читательской грамотности являются: антиципация (предугадывание предстоящего содержания текста по названию произведения), «диалог с автором через текст», лекции, конкурсы чтецов, цепочки продуктивных вопросов.
Взаимодействие участников образовательного процесса
Практикую методику сотрудничества, создание творческого продукта. Это может быть стихокартина, стенгазета, лепбук. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Ученики объединяются в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока вместе не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт. Также к деятельности можно привлекать родителей.
Форма «родитель – ученик» применяется в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная».
Родители принимают участие в организации воспитательных событий: «Встреча с интересными людьми», когда родитель – это и есть интересный гость, либо родитель помогает организовать такие встречи, «Театр для всех», совместные посещения театральных постановок.
Интерактивные странички «Литературная гостиная», «Читаем вместе» позволяют через участие в интеллектуальных и творческих мероприятиях объединить детей и родителей, расширить временные границы их взаимодействия с учителем, способствуют просвещению родителей в вопросах воспитания.
Цифровые образовательные ресурсы
На практике для оценки и формирования читательской грамотности обучающихся применяю возможности цифровых образовательных платформ Российская электронная школа, Федеральный институт педагогических измерений, Решу ГИА, ЯКласс. Предлагаемые на платформах задания использую для организации урока и внеурочной деятельности в форме олимпиад, конкурсов, организации мобильных зон.
Мониторинг успешности формирования читательской грамотности
Предмет мониторинга: читательская грамотность обучающихся 8-9 классов. Субъекты мониторинга: обучающиеся 8-9 классов, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 им. А.И.Исаевой»
Критерии мониторинга: читательские действия по четырем группам - находить и извлекать информацию из текста; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание текста; использование информации из текста.
Период проведения: в течение одного года.
Методы проведения мониторинга: наблюдение, диагностика, контрольные срезы, участие в олимпиадах, анализ.
Инструментарий для проведения мониторинга: диагностические материалы для формирования и оценки читательской грамотности, размещённые в электронном формате на цифровых образовательных платформах (ЦОП) Российской электронной школы (РЭШ), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ); для подготовки к ОГЭ – Решу ОГЭ; материалы Всероссийской предметной олимпиады школьников по литературе.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость данного проекта «Литературная гостиная как среда для формирования читательской грамотности» заключается в том, что цели, задачи, содержание деятельности проекта отвечают национальным интересам, государственной политике в сфере образования, соответствуют планируемым результатам образования по учебному предмету «литература» в соответствии с ФГОС ООО третьего поколения; способствуют повышению качества образования подрастающего поколения, их подготовки к продолжению образования после школы и успешной социализации в современном обществе.
План работы
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Филологические недели
1 раз в месяц
Учителя-филологи
2.
Конкурс «Я-читатель»
октябрь
Учителя-филологи, учащиеся старших классов
3.
Конкурс чтецов «Созвездие юных талантов»
октябрь
Учителя-филологи
Педагоги-организаторы
4.
Школьные сочинения. Участие в конкурсах сочинений. Всероссийский конкурс сочинений
Октябрь, в течение года
Учителя-филологи, учащиеся разных возрастных категорий
5.
Заседание любителей чтения Буккроссинг, обмен книгами.
декабрь
Учащиеся школы, учителя русского языка и литературы.
6.
Оформление стенда «Занимательное о русском языке»
В течение года
Учителя-филологи
7.
Тотальная проверка грамотности. Диктант «Грамотей»
Декабрь
Учителя-филологи
8.
«Слово дня» – листовки с правильным ударением в словах.
В течение года
Учащиеся школы
9.
Подготовка и участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика» (школьный, муниципальный этап)
Март, апрель
Учителя-филологи, учащиеся школы
10.
Мероприятия, уроки в литературной гостиной
В течение года
Учителя-филологи, учащиеся школы
11.
Участие родителей в образовательных собятиях «Буккроссинг», «Театр для всех»
В течение года
Учителя-филологи, учащиеся школы, родители
Успешное формирование читательской грамотности в школе не может быть обеспечено при низком уровне мотивации обучающихся к чтению. Поэтому, в проекте мотивация детей к чтению обозначена, как один из результатов реализации проекта. В ходе взаимодействия всех участников проекта по решению поставленных задач проекта, можно отметить:
1. У школьников (участников проекта) повысилась мотивация к чтению: увеличилось на 17% количество посещений школьной библиотеки, наблюдается активность при выполнении дополнительных заданий требующих чтение различного типа художественной литературы, увеличилась качественная обученность по предмету «Литература»;
Результаты качественного преподавания Лайпановой Е.А.
по предметам гуманитарного цикла за период (2023-2024 уч. года)
Результаты итогового мониторинга учащихся Лайпановой Е.А.
по литературе
(2021-2024 уч. года)
Мониторинг количества учащихся Буккроссинга
(2021-2024 уч. года)
2. Наблюдается положительная динамика в формировании читательской грамотности. По результатам диагностик число не достигших базового уровня читательских действий сокращается, а высокого уровня - увеличивается.
Год
Количество
обучающихся
Уровень сформированности
Базовый
Повышенный
Высокий
2023
89
79%
17(14 чел.)
2%(2 чел)
2024
97
70%
25% (27 чел.)
4% (4 чел)
Заключение
На практическом этапе второго года реализации образовательного проекта «Формирование читательской грамотности в процессе обучения литературе в 8-9 классах»:
определены содержание, педагогические технологии, дидактические материалы, цифровые образовательные ресурсы для эффективного развития читательской грамотности обучающихся 8-9 классов;
разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная», разработаны сценарии мероприятий, занятии по программе
внеурочной деятельности;
организовано взаимодействие участников проекта с использованием возможностей литературной гостиной;
включена родительская общественность в процесс формирования читательской грамотности;
разработан мониторинг успешности формирования читательской грамотности обучающихся;
отобран диагностический инструментарий для проведения оценки динамики повышения читательской грамотности.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») //
2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // https://fg.resh.edu.ru/
3. Киселева Н. В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности // http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2023/Izdaniya/2023-Metodicheskoe_posobie_CHitatelskaja_gramotnost.pdf - Текст : электронный.
4. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению // http://2020strategy.ru/data/2011/07/15/1214720557/4.pdf – Текст : электронный.