Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Литературная гостиная как среда для формирования читательской грамотности учащихся" | Мой кабинет. Работа №351861

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   Введение

Ещё в XIX веке русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Достоевский писал: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить». А несколькими столетиями ранее, Рене Декарт, известный философ и математик, сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечеству понадобилось более трёх  столетий для того, чтобы прийти к понимаю о неотвратимой необходимости владения читательской грамотностью. Стремительное развития информационно-коммуникационных технологий и их масштабное внедрение во все сферы жизни человека повлияло на характер чтения и передачи информации; потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся мире; обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Сегодня для того, чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.

 

 

 

 

Образовательный проект

«Литературная гостиная как среда для формирования читательской грамотности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

Лайпанова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

 

 

 

 

Оглавление

1.Актуальность………………………………………………………………… 3

2.Предполагаемые рузультаты……………………………………………….4

3.Введение………………………………………………………………………..4

4. Методика формирования читательской грамотности………………….5

5. Взаимодействие участников образовательного процесса……………..6

6. Мониторинг успешности формирования читательской грамотности.6

7. Практическая значимость проекта………………………………………..7

8.Заключение……………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Актуальность данного проекта обусловлена:

- целями национального проекта Российской Федерации «Образование» до 2024 года:

об

ес

п

е

ч

и

ть

гл

о

б

а

л

ьн

ую конк

у

р

е

н

т

о

с

по

с

о

бно

с

ть

ро

сс

и

й

с

ко

г

о

обр

а

з

ов

а

ни

я

и вхожд

е

н

и

е

Ро

сс

и

й

с

кой

Ф

е

д

е

р

а

ции

в

чи

с

ло

10

в

е

д

у

щих

с

т

р

а

н

мир

а

по

к

а

ч

ес

тву

о

б

щ

е

г

о

обр

а

з

ов

а

ни

я

(

Ук

а

з

П

р

е

з

ид

е

нт

а

Р

о

с

с

и

й

с

к

о

й

Ф

е

д

е

р

а

ци

и

№204

от

0

7

.05.2018

г

«

О н

а

ц

ио

н

а

л

ьны

х

ц

е

л

я

х

и

с

т

р

а

т

е

г

и

ч

ес

ких

з

а

д

а

ч

а

х

р

а

зви

т

и

я

Р

о

с

с

и

й

с

к

о

й

Ф

е

д

е

р

а

ц

и

и

н

а

п

е

р

и

од

д

о

2024

г

од

а

»

)

;

тр

е

бов

а

ни

я

м

и

к

р

е

з

у

льт

а

т

а

м

Г

ИА

н

е

только

п

о

р

у

сс

к

о

му

я

зы

к

у

и лит

е

р

а

т

у

р

е

)

;

по

т

р

е

бно

с

тью

в

по

выш

е

н

и

и

ч

ит

а

т

е

ль

с

кой

гр

а

мо

тно

с

ти о

б

у

ч

а

ющ

и

х

ся

8

-

9

кл

а

с

с

ов

Цель проекта:

Повысить уровень сформированности читательской грамотности обучающихся

7 - 9 классов через привлечение ресурсов литературной гостиной школы.

Задачи:

1. Выявить эффективные приемы образовательных технологий, направленных на формирование читательской грамотности в условиях внеурочной деятельности по литературе и адаптировать их на практике.

2.Разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для обучающихся 8-9 классов.

3.Использовать возможности литературной гостиной для организации взаимодействия участников проекта.

4. Проводить в системе оценку динамики развития читательской грамотности обучающихся 8-9 классов.

Этапы реализации

I этап подготовительный (сентябрь-октябрь 2024 года);

 

II этап - практический (октябрь 2024 года май 2025);

IV этап – итоговый ай 2025 года).

Сроки реализации

Август 2024 г. – май 2025 г.

Педагогические технологии

 

Т

е

х

нол

о

г

ия

смылового

чтения

;

М

е

тод пр

о

е

ктов;

Т

е

хнологи

я

прод

у

кт

и

вно

г

о

чт

е

ни

я

;

И

нформ

а

ц

ионн

о

о

мм

у

ни

к

а

ц

ионны

е

т

е

хно

л

огии;

Онлайн

Буккроссинг

 

Предполагаемые результаты:

Повысить уровень:

м

оти

в

а

ц

ии

о

б

у

ч

а

ющих

ся

8

-9

кл

а

сс

ов

к

чт

е

н

и

ю

через привлечение к работе в литературной гостиной

;

ч

и

т

а

т

е

л

ь

с

к

их

д

е

й

с

т

вий

:

н

а

х

одить

и

из

вл

е

к

а

ть

инфо

р

м

а

цию из

т

е

к

с

т

а,

инт

е

г

риров

а

ть

и

инт

е

рпр

е

тиров

а

ть

информ

а

ц

ию

;

о

с

м

ы

с

лив

а

ть

и

оц

е

нив

а

ть

с

од

е

р

ж

а

н

и

е

т

е

к

с

т

а;

выразительного чтения художественных произведений

;

р

е

з

у

льт

а

тивно

с

ть

вып

о

лн

е

н

и

я

итогового собеседования

и

и

т

ог

о

в

ого

с

о

ч

ин

е

н

и

я

в

9 кл

ассе

;

 

Введение

Ещё в XIX веке русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Достоевский писал: «Перестать читать книги значит перестать мыслить». А несколькими столетиями ранее, Рене Декарт, известный философ и математик, сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечеству понадобилось более трёх столетий для того, чтобы прийти к понимаю о неотвратимой необходимости владения читательской грамотностью. Стремительное развития информационно-коммуникационных технологий и их масштабное внедрение во все сферы жизни человека повлияло на характер чтения и передачи информации; потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся мире; обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Сегодня для того, чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.

По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности российских 15етних школьников составил 497 баллов (21 место в мире, рост на 5 баллов по сравнению с 2020 годом). Результаты международной программы по оценке учебных достижений PISA, наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS, лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.

Уровень читательской грамотности обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе и читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче итогового собеседования в 9 классе. Читательская грамотность как фундамент для остальных компонентов функциональной грамотности, помогает подготовиться к успешной сдаче ГИА по всем учебным предметам.

 

 

Образовательный проект с использованием ресурсов литературной гостиной направлен на формирование читательской грамотности через взаимодействие обучающихся, их родителей и учителей средствами цифровых образовательных ресурсов, формами внеурочной деятельности, организации наставничества «ученик-ученик», «родитель-ученик».

 

Методика формирования читательской грамотности обучающихся 8-9 классов через привлечение литературной гостиной.

С целью повышения мотивации обучающихся 8-9 классов к чтению различных видов художественной литературы, повышения уровня их читательской грамотности разработала и реализую программу внеурочной деятельности «Литературная гостиная».

Цель: создание условий для общения подростков с книгой через желание «учиться и развиваться», помощь обучающимся в формировании читательского кругозора и приобретении опыта самостоятельной читательской деятельности, развитие у школьников интереса к литературному чтению, воспитание у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе.

Занятия в Литературной гостиной проходят 1 раз в месяц. Вработе Литературной гостиной принимают участие обучающиеся и педагоги. В конце каждого триместра проводится Буккроссинг – обмен книгами, а также проводятся уроки выразительного чтения наизусть произведений русских поэтов и классиков.

Для большей продуктивности формирования читательской грамотности урочная и внеурочная деятельность обучающихся должны быть неразрывно связаны. Единство урочной и внеурочной деятельности обеспечиваю через преемственность содержания урока и внеурочного занятия. Тематика и содержание занятий Литературной гостиной имеет метапредметную направленность, обеспечивая расширение и углубление предметных компетентностей, межпредметные связи, формирование функциональной грамотности.

Собственный опыт работы по формированию читательской грамотности позволил выделить педагогические технологии, позволяющие эффективно связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое: проблемное обучение, метод проектов, дебаты, технология продуктивного чтения, технология смыслового чтения, информационно-коммуникационные технологии. На мой взгляд, эффективными методическими приемами формирования читательской грамотности являются: антиципация (предугадывание предстоящего содержания текста по названию произведения), «диалог с автором через текст», лекции, конкурсы чтецов, цепочки продуктивных вопросов.

 

Взаимодействие участников образовательного процесса

Практикую методику сотрудничества, создание творческого продукта. Это может быть стихокартина, стенгазета, лепбук. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Ученики объединяются в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока вместе не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт. Также к деятельности можно привлекать родителей.

Форма «родитель ученик» применяется в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная».

Родители принимают участие в организации воспитательных событий: «Встреча с интересными людьми», когда родитель это и есть интересный гость, либо родитель помогает организовать такие встречи, «Театр для всех», совместные посещения театральных постановок.

Интерактивные странички «Литературная гостиная», «Читаем вместе» позволяют через участие в интеллектуальных и творческих мероприятиях объединить детей и родителей, расширить временные границы их взаимодействия с учителем, способствуют просвещению родителей в вопросах воспитания.

Цифровые образовательные ресурсы

На практике для оценки и формирования читательской грамотности обучающихся применяю возможности цифровых образовательных платформ Российская электронная школа, Федеральный институт педагогических измерений, Решу ГИА, ЯКласс. Предлагаемые на платформах задания использую для организации урока и внеурочной деятельности в форме олимпиад, конкурсов, организации мобильных зон.

Мониторинг успешности формирования читательской грамотности

Предмет мониторинга: читательская грамотность обучающихся 8-9 классов. Субъекты мониторинга: обучающиеся 8-9 классов, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

Критерии мониторинга: читательские действия по четырем группам - находить и извлекать информацию из текста; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание текста; использование информации из текста.

Период проведения: в течение одного года.

Методы проведения мониторинга: наблюдение, диагностика, контрольные срезы, участие в олимпиадах, анализ.

Инструментарий для проведения мониторинга: диагностические материалы для формирования и оценки читательской грамотности, размещённые в электронном формате на цифровых образовательных платформах ОП) Российской электронной школы (РЭШ), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ); для подготовки к ОГЭ Решу ОГЭ; материалы Всероссийской предметной олимпиады школьников по литературе.

 

Практическая значимость проекта

Практическая значимость данного проекта «Литературная гостиная как среда для формирования читательской грамотности» заключается в том, что цели, задачи, содержание деятельности проекта отвечают национальным интересам, государственной политике в сфере образования, соответствуют планируемым результатам образования по учебному предмету «литература» в соответствии с ФГОС ООО третьего поколения; способствуют повышению качества образования подрастающего поколения, их подготовки к продолжению образования после школы и успешной социализации в современном обществе.

План работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Филологические недели

1 раз в месяц

Учителя-филологи

2.

Конкурс «Я-читатель»

октябрь

Учителя-филологи, учащиеся старших классов

3.

Конкурс чтецов «Созвездие юных талантов»

октябрь

Учителя-филологи

Педагоги-организаторы

4.

Школьные сочинения. Участие в конкурсах сочинений. Всероссийский конкурс сочинений

Октябрь, в течение года

Учителя-филологи, учащиеся разных возрастных категорий

5.

Заседание любителей чтения Буккроссинг, обмен книгами.

декабрь

Учащиеся школы, учителя русского языка и литературы.

 

6.

Оформление стенда «Занимательное о русском языке»

В течение года

Учителя-филологи

7.

Тотальная проверка грамотности. Диктант «Грамотей»

Декабрь

Учителя-филологи

8.

«Слово дня» – листовки с правильным ударением в словах.

В течение года

Учащиеся школы

9.

Подготовка и участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика» (школьный, муниципальный этап)

Март, апрель

Учителя-филологи, учащиеся школы

10.

Мероприятия, уроки в литературной гостиной

В течение года

Учителя-филологи, учащиеся школы

11.

Участие родителей в образовательных собятиях «Буккроссинг», «Театр для всех»

В течение года

Учителя-филологи, учащиеся школы, родители

 

 

 

 

 

Успешное формирование читательской грамотности в школе не может быть обеспечено при низком уровне мотивации обучающихся к чтению. Поэтому, в проекте мотивация детей к чтению обозначена, как один из результатов реализации проекта. В ходе взаимодействия всех участников проекта по решению поставленных задач проекта, можно отметить:

1. У школьников (участников проекта) повысилась мотивация к чтению: увеличилось на 17% количество посещений школьной библиотеки, наблюдается активность при выполнении дополнительных заданий требующих чтение различного типа художественной литературы, увеличилась качественная обученность по предмету «Литература»;

Результаты качественного преподавания Лайпановой Е.А.

по предметам гуманитарного цикла за период (2023-2024 уч. года)

 

 

Результаты итогового мониторинга учащихся Лайпановой Е.А.

по литературе
(2021-2024 уч. года)

 

 

 

Мониторинг количества учащихся Буккроссинга
(2021-2024 уч. года)

 

 

2. Наблюдается положительная динамика в формировании читательской грамотности. По результатам диагностик число не достигших базового уровня читательских действий сокращается, а высокого уровня - увеличивается.

 

Год

Количество

обучающихся

Уровень сформированности

 

 

Базовый

Повышенный

Высокий

2023

89

79%

17(14 чел.)

2%(2 чел)

2024

97

70%

25% (27 чел.)

4% (4 чел)

 

Заключение

 

На практическом этапе второго года реализации образовательного проекта «Формирование читательской грамотности в процессе обучения литературе в 8-9 классах»:

определены содержание, педагогические технологии, дидактические материалы, цифровые образовательные ресурсы для эффективного развития читательской грамотности обучающихся 8-9 классов;

разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная», разработаны сценарии мероприятий, занятии по программе

внеурочной деятельности;

 

организовано взаимодействие участников проекта с использованием возможностей литературной гостиной;

включена родительская общественность в процесс формирования читательской грамотности;

разработан мониторинг успешности формирования читательской грамотности обучающихся;

отобран диагностический инструментарий для проведения оценки динамики повышения читательской грамотности.

Список литературы

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») //

2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // https://fg.resh.edu.ru/

3. Киселева Н. В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности // http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2023/Izdaniya/2023-Metodicheskoe_posobie_CHitatelskaja_gramotnost.pdf - Текст : электронный.

4. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению // http://2020strategy.ru/data/2011/07/15/1214720557/4.pdf Текст : электронный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×