Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Логопедическая неделька" | Ионина Наталья Ивановна. Работа №363849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

 

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 22 «Светлячок» города Мыски

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Логопедическая неделька»

 

Речевое развитие детей

 

 

Учитель-логопед Ионина Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Мыски 2024

 

Паспорт проекта

1.Тема проекта: «Мы, играяизучаемговорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации в речевом развитии детей».

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её

удовлетворять. Надо не только дать ему

время поиграть, но надо пропитать этой игрой

всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

(А. С. Макаренко)

2. Актуальность

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Значение использования игровых приёмов в развитии детей с нарушениями речи:

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого порой взрослые не могут добиться при работе с детьми.

3. Участники проекта: дети логопедической группы с ОНР, учитель–логопед, воспитатели, родители.

4. Цель проекта: 

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.

5. Задачи проекта:


Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:

Образовательные:

1. Развивать связную речь детей.

2. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка.

3. Обогащать словарный запас в различных видах работ.

4.  Учить детей отвечать на вопросы кратко и полными предложениями.

5. Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в жизненных ситуациях.

6. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности
7. Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

1. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

2. Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваясь связных высказывани.

3. Развивать логическое мышление, любознательность, воображение.

4. Развивать у детей познавательные, речевые, творческие способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

5. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные:

1. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, чистоговорок, считалок.

6. Материально-техническое обеспечение: компьютер

установка; подборка консультативного материала для родителей;    разработка проекта; подборка иллюстраций и детской литературы;

картотека речевых игргрушки, пальчиковые игры, дидактические игры; словесные игры; сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, чистоговорки.

7. Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения.

8. Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.

9. Сроки реализации: 01.12.2024 г. – 14.12.2024 года.

10. Этапы и стратегии реализации проекта:

Подготовительный этап:

- Подбор методической литературы и дидактического материала.

- Подбор игр и игровых методов

- Календарное планирование.

Основной этап:

 

 

 

План работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта.

 

Содержание деятельности

Цель

Оборудование

Ответственные

Упражнения

«Чистоговорки»

Развитие правильного восприятия речи

Картотека

Воспитатель, учитель-логопед

 «Музыкальное настроение»

Способствовать развитию выражать свое мнение.

Муз. произведения

Воспитатель, учитель-логопед

«Назови первый слог»

Развитие внимания, фонематического слуха

Мячик

Воспитатель, учитель-логопед

Артикуляционно – пальцевая гимнастика

с элементами биоэнэргопластики

Выработка точных движений артикуляционного аппарата при

постановке звука

Зеркало

Учитель-логопед

Пальчиковые игры «Колючий еж»

Развитие мелкой и общей моторики дошкольников. 

массажный

Шарик Су-Джок

Учитель-логопед

«Собака в доме» 

Упражнять употреблять предлоги в речи

Наглядный материал

Учитель-логопед

Познавательная деятельность

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

 

Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле)

Опорные схемы

Учитель-логопед

Дидактические игры с дидактическим пособием «Речевой куб»

«Один — много»

 

Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Чего не стало?»

Развивать память, внимание, наблюдательность, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

Назови эти предметы одним словом и назови каждый из них.

 Формировать умение классифицировать предметы.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Подбери признак»

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Назови ласково»

Формирование умение образовывать слова при помощи уменьшительно аскательных суффиксов.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Посчитай»

Упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

« Найди место звука в слове»

Развитие внимания, фонематического слуха.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

Сюжетно- ролевые игры

«Магазин»

формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности

Атрибуты к игре

Воспитатель, учитель-логопед

Театрализованная игра «Три медведя»

Развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Атрибуты к игре

Воспитатель, учитель-логопед

Игра-драматизация «Заюшкина избушка»

Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность

Атрибуты к игре

Воспитатель, учитель-логопед

 

Работа с родителями

Содержание работы

Цель

Ответственные

Памятки: 

«Поучай, играя».

«Что такое фонематический слух и как его развивать»

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

 

«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)

 

 

Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; проявление интереса родителей к работе ДОУ.

 

учитель-логопед

Консультации для родителей:

«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Обогащение знаний родителей по коррекционной работе с детьми

учитель-логопед

Работа учителя-логопеда с педагогами

Содержание работы

Цель

Ответственные

«Консультация для воспитателей «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в данном направлении

Учитель-логопед

 

Заключительный этап:

- Отчет о результатах проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».

-Создание картотеки игр по развитию речи

 

11. Направления проектной деятельности: работа по развитию речи, работа с родителями с родителями, участие воспитателей группы в проекте.

12. Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

13.Предполагаемый результат: у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

 

13. Заключение:  В ходе работы решены должны быть следующие задачи:

- Уточнение и обогащение пассивного и активного словаря в связи.

- Совершенствование лексико – грамматических представлений и связной речи через речевые и дидактические игры.

- Сформирование и совершенствование познавательных процессов, коммуникативных навыков через игровую деятельность.

Были запланированы консультации по темам: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста», Разработана памятка для родителей «Поучай, играя», «Что такое фонематический слух и как его развивать». Родители заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, благодаря проекту повысился их интерес к работе дошкольного учреждения, к успехам своих детей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедическиезанятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 200

 

 

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

 

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.

 

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

 

Принято выделять четыре основные задачи.

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно- двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Количественный рост словаря.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка

 

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов.

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

Расширение

словаря

ребенка

на

основе

ознакомления

с

постепенно

увеличивающимся

кругом

предметов и

явлений.

Введение

слов,

обозначающих

качества,

свойства,

отношения,

на

основе

углубления

знаний

о предметах

и

явлениях

окружающего

мира.

Введение

слов,

обозначающих

элементарные

понятия,

на

основе

различения

и

обобщения

предметов

по существенным

признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании.

 

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

Выделяют две группы методов:

методы

накопления

содержания

детской

речи;

методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой

стороны.

Первая группа включает методы:

*непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

*опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по- разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают

 

возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры

с

предметами

(игрушками,

природным

материалом),

настольно-печатные;

словесные

игры.

 

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?»,

«От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на

 

столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.

 

Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, в частности, для развития словаря, так как воспитатель может сам варьировать условиями этих игр в зависимости от образовательной задачи.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?

Ответ

детей

5-6

лет:

большие,

маленькие,

мохнатые,

умные,

кусачие,

злые,

добрые,

старые,

молодые,

веселые,

охотничьи.

Добавления воспитателя:

пастушьи,

пожарные.

Узнавание по эпитетам предмета. Детям предлагают отгадать, что это:

зеленая

, кудрявая,

стройная,

белоствольная,

душистая.

Дети

отгадывают

береза.

В

составлении

таких

загадок

должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они

не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми

детям

представлениями.

Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья

срывает,

парус

надувает,

мельничные

колеса

вертит, освежает,

тучи гоняет.

Подбор

к

действиям

предмета.

На

небе

сверкает,

землю

согревает,

тьму

разгоняет,

освещает.

Что это?

– Солнце.

Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.

Высказывания детей 6-7 лет:

“Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха,

пчела

и т.д.

Подбор обстоятельств. Учиться можно как? – хорошо, лениво, прилежно, и т.п.

7.Вставление

детьми

пропущенных

слов.

Воспитатель

читает

предложения,

дети

вставляют

подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д., например, «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?).

Давая детям предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.

Распространение

предложений.

Воспитатель

говорит:

«Садовник

поливает...

(что?

где?

когда?

зачем?). Дети идут... (куда?

зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность

построения

предложений.

Добавление

придаточных

предложений

(подведение

к

будущим

упражнениям

по

грамматике). Воспитатель

читает

главное

предложение,

а

дети доканчивают

придаточное.

Предложения детей 5-6 лет: Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода.

Если занятия ведутся с детьми, умеющими читать, то главное предложение пишется на доске.?

Составные

части

целого.

Называется

предмет,

определяются

его

составные

части,

например, поезд-паровоз, платформы, вагоны; дерев

о-

ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п.

Или дается задание: по частям

определить целое, например, циферблат, стрелки, маятник. Что

это?

Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает,

гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее

животное.

Или

называются

животные;

дети

должны

подобрать

соответствующие

глаголы

голоса.

Составление предложения с несколькими заданными словами. Даются три-четыре слова,

например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей

принимают

приблизительно

такую

форму:

«Собака

залаяла,

старик

испугался»;

«Старик

замахнулся

палкой, собака

испугалась и

убежала».

Составление предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по

 

смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольнико

 

 

    Консультация для родителей

«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника :

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Как развивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле, но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Какие же упражнения провести с ребенком можем мы сами.

Упражнения для развития речи дошкольника :

1. Упражнение «Беседа по картинке».

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду. ", "А как бы ты поступил…"). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т. п.)" – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т. п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение «Большой – маленький».

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

- Смотри, кто это на картинке?

- Девочка и мальчик.

- Какая девочка?

- Маленькая.

- Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

- Какая коса у девочки?

- Большая.

- Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи : наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.

Начиная с самого рождения, читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни ипотешки бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек.

Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток", позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. «Отгадай загадку».

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т. е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе.

Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

Приложение№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×