Проект "Мини - музей "Декоративно-прикладное искусство" о | Пономарь Елена Юрьевна. Работа №362293
Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступны пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни. В выборе содержания для знакомства с нашими традициями мы остановились на русских народных традициях, в частности на народных промыслах. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками.
Мини-музей
«Народные промыслы»
Мини-музей «Народные промыслы»
Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступны пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни. В выборе содержания для знакомства с нашими традициями мы остановились на русских народных традициях, в частности на народных промыслах. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи. При создании мини-музея мы используем не только готовые изделия, но и те предметы, которые создали сами дети. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через виды деятельности, присущие дошкольникам.
Цель:
познакомить с разнообразием народного творчества и его местом в ДОУ.
Задачи:
-Привлечь родителей к культурно - досуговой деятельности ДОУ;
-Развивать познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
-Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
-Через декоративно-прикладное искусство знакомить детей с историей и народными традициями;
-Приобщать дошкольников к художественным ценностям;
-Учить детей видеть красоту предметов народного творчества;
-Духовно-нравственно развивать, формировать патриотические чувства детей;
-Воспитывать у детей интерес к культурным ценностям своего народа.
Расположение мини-музея:
Коллекция мини – музея располагаются на полках в группе. Экспонаты данных коллекций можно посмотреть, потрогать. ..
Они могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, «художественно – эстетической» направленности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Структура управления мини-музеем:
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, доступном для детей. Предоставляется краткое описание каждого экспоната и прилагается к паспорту мини – музея.
План работы по созданию мини-музея «Народные промыслы»
Подготовительный этап:
Сбор экспонатов .
Содержание работы:
-определение названия мини – музея
-выбор места для размещения;
- проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду»;
-создание картотеки музея в паспорте группы для посещения родителей с детьми;
-рассматривание на карте мест, откуда привезены экспонаты;
-проведение образовательной деятельности в мини – музее;
-оформление паспорта мини – музея «Народные промыслы».
Перспектива развития:
Пополнение наглядным материалом.
Проведение экскурсий для других групп старшего возраста
на базе мини – музея.
Разделы и экспонаты мини-музея
1.Раздел Хохлома состоит из следующих экспонатов:
2.Раздел гжельская роспись состоит из следующих экспонатов:
3.Раздел матрешки состоит из следующих экспонатов:
4.Раздел вышивка состоит из следующих экспонатов:
5.Раздел плетеные изделия состоит из следующих экспонатов:
6.Раздел народная кукла состоит из следующих экспонатов:
7.Раздел берестяные изделия состоит из следующих экспонатов:
8.Раздел музыкальные инструменты состоит из следующих экспонатов:
9. Раздел одежда в народном стиле состоит из следующих экспонатов:
10.Раздел литература состоит из 3х экспонатов.
Предполагаемые результаты:
1. Знание детьми изделия русского народно – прикладного искусства.
2. Умение называть изделия русского народно – прикладного искусства.
3. Обогащение социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного опыта детьми.
Паспорт мини-музея "Народные промыслы России
Актуальность: в создании мини–музея есть свои преимущества, дети
чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Мини-музей, который создан в группе, можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель создания: формирование у детей познавательного интереса к
русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и
организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
● Продолжать знакомить детей с народными промыслами.
● Способствовать умению проводить сравнительный анализ по
фотоиллюстрациям или представленным образцам.
● Содействовать развитию речи ребенка обогащать словарь, повышать
выразительность речи.
● Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах
деятельности.
● Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
● Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества,
формировать эстетический вкус.
● Развивать навыки художественного творчества детей.
● Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи,
ритмично располагая узор, знакомить с цветовым строем и элементами
композиции различных видов росписи.
● Учить детей расписывать плоскостные и объемные формы, используя
элементы выбранной росписи.
Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка,
элемент, золотая хохлома, купавка, оживки, осочки, гжель, ремесло, ковань,
промысел, лозоплетение, рушники, обереги.
Расположение мини-музея: коллекция мини – музея располагаются на
полках ,стеллажах в группе. Экспонаты данных коллекций находятся в
свободном доступе у детей на уровне досягаемости. Их можно посмотреть,
потрогать. Они могут быть использованы в процессе непосредственно
образовательной деятельности, «художественно – эстетической»
направленности.
Перспективный план работы в мини-музее:
1-й этап – Организационный
● Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи).
● Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
● Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
● Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Работа с родителями:
● Предложить родителям помочь со сбором предметов народных промыслов
для мини-музея.
● Рекомендация в выходные дни посетить с детьми городской музей.
2-й этап основной - познавательно-практический
● Тематические беседы: «Русские ремесла и старинные народные промыслы
России», «Славься Россия чудо-мастерами», «История матрешки».
● Рассказывание по картине русских художников «Масленица».
● Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Веселые матрешки», «Синеголубое чудо. Гжель»,
● Чтение: русская народная сказка «Ховрошечка», Е. Ожич «Ремёсла русского
народа», А. Морозова «Промыслы и ремёсла России».
● Рассматривание альбомов и наглядно – демонстрационного материала:
«Хохлома», «Дымковская игрушка», «Народная игрушка», «Гжель»
● Рисование «Укрась тарелочку».
● Сюжетно – ролевая игра «Угостим матрешек чаем».
● Знакомство с картой «Народные промыслы России».
Работа с родителями:
● Оформление папки-передвижки для родителей «Год культурного наследия
народов России».
● Тематические беседы: «Искусство Жостово»
● Рассказывание по картине русских художников «Ярмарка», «Городец - город
мастеров».
● Подбор дидактических игр: «Укрась поднос», «Народные промыслы».
● Пластилинография «Жостовский поднос».
● Рисование «Городецкая роспись деревянной доски», «Укрась матрешку».
● Лепка «Дымковкая башня».
Работа с родителями:
● Помощь родителей в сборе материала по теме мини-музея.
Заключительный 3-й этап:
● Оформление мини музея «Народные промыслы».
● Подготовка презентации проекта мини-музея «Народные промыслы» для
родителей и педагогического коллектива детского сада.
Мини музей реализовывается через следующие виды совместной
деятельности:
● Познавательная деятельность.
● Речевая деятельность.
● Художественно-эстетическая деятельность.
● Социально-коммуникативная деятельность.
● Работа с родителями.
Результативность мини музея:
● Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное
влияние на мыслительную деятельность дошкольников.
● При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед
детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются
многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
● Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и
находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой
доставляет детям большое удовольствие.
● Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении.
● Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских
чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры, дымковские
глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров,
дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что
способствует развитию грамотной связной речи.
● Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью
смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. Таким образом, можно констатировать, что
декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания
дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к
действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. В
результате проведения комплексной работы по приобщению детей к
декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной
живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким
образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень
интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Конспект занятия по декоративному рисованию "Укрась
тарелочку"(гжельская роспись)
Задачи:
• Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и
располагать его на круге, заполняя середину и края тарелочки.
• Закреплять умение рисовать кистью и красками.
• Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие.
Материалы: Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской
росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, гуашь синего цвета,
баночки с водой.
Ход занятия:
В: Ребята, вспомните, о каких видах росписи мы с вами говорили (хохломская,
гжельская, городецкая). Послушайте стихотворение, о чем в нем говорится?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы -невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем народам ее названье-Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку легко перевела.
В: Почему эту роспись так назвали?
Гжель - название одного из сел. Люди, жившие в этом селе, занимались
гончарным промыслом, делали посуду из глины, фарфора. Мастера делали
кружки, бокалы, кувшины, конфетницы, чайные сервизы, сахарницы, статуэтки
(Показывает предметы из гжельской керамики и фарфора).
В: Чем гжель отличается от других видов росписи? (синий и голубой цвет).
Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба,
родные белоснежные просторы. В росписи использовался белый и синий цвет, но опытный мастер может получить больше 30 оттенков цвета. Мы будем использовать с вами синий, белый и голубой цвета.
В: Как можно получить голубой цвет? (синий смешать с белой краской или в
синий цвет добавить побольше воды).
В: Из каких элементов состоит гжельская роспись?
Капелька - она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки, может
иметь прямую или наклонную форму.
Бордюры и сеточки - это полосы, выполненные с использованием тонких,
широких, прямых и волнистых линий, точек и сеточек.
Простые растительные узоры - веточки, листочки, усики, цветочки.
(Физкультминутка)
Сегодня мы с вами будем расписывать тарелочки, используя элементы
гжельской росписи. Не забудьте, что узор должен быть в центре тарелочки и по ее краям. Посмотрите, какую тарелочку сделала я, а вы придумайте свой узор и распишите свои тарелочки.
(Дети расписывают тарелочки. Во время работы можно включить
мелодии русских народных песен).
Анкета для родителей
«РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ
РЕБЕНКА»
Пожалуйста, отметьте удобным вам способом нужный вариант ответа или
напишите свой.
1. Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок представления о
традиционном укладе жизни и быта русского народа?
А. знает достаточно для своего возраста.
Б. имеет элементарные представления,
В. не имеет совсем.
2. Интересно ли лично вам декоративно-прикладное творчество?
А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;
Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с
ребенком;
В. нет.
3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Как вы знакомите ребенка с народным декоративно-прикладным
искусством?
А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного
творчества, в Доме детского творчества;
Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,
В. _____________________________________________________________
5. Есть ли в вашей семье традиционно русские предметы быта,
одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?
А. да, это _____________________________________________________
Б. нет.
6. Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет ли ребенок к
ним интерес?
А. да, рассматривает, задает вопросы.
Б. нет, не интересуется.
7. Какие народные игрушки Вам знакомы?
___________________________________________________________________
8. С какими народными игрушками Вы играли в
детстве? _____________________________________________________
9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?
А. да.
Б. нет.
10. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная
игрушка?_____________________________________________________
_____________________________________________________________
11. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со
своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?
____________________________________________________________
12. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка
были народные игрушки?
А. да.
Б. нет.
13.Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской
народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?
________________________
_______________________________________
Занятия по рисованию
«Укрась матрешку»
Задачи:
• Познакомить детей с разными видами матрёшек (Семёновская,
Сергиевская, Полхово-майдановская).
• Развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку используя
изученные приёмы рисования.
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей
в изобразительной деятельности.
• Формировать основы эстетического воспитания.
• Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения
народного декоративного искусства.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость.
Предварительная работа: Рассматривание игрушек народно
прикладного промысла (матрёшек, дымковских, филимоновских); игры с
матрёшками, беседы о народных игрушках.
Материал: краски, кисти, белые силуэты матрёшек, сундук, деревянные
матрешки, стаканчики с водой, восковые малки, салфетки, подставки для
кисточек.
Ход занятия:
На столе стоит накрытый салфеткой сундучок.
В: Ребята, хотите узнать, что спрятано под салфеткой? Чтобы узнать мой
секрет, надо отгадать загадку:
Большой ящик, на нём крышка и большой ещё замок.
Царь хранит в нём золотишко, чтоб украсть никто не смог. (сундук)
(Воспитатель снимает салфетку, показывает сундук и открывает крышку)
В: Ребята, если хотите узнать, что в сундуке, отгадайте ещё одну загадку:
Алый, шёлковый платочек.
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть, может пять, а может шесть.
Разрумянились немножко. Это русская (матрёшка)
В: Молодцы! Конечно. это матрёшка! Посмотрите какие у нас есть матрёшки.
А вы знаете, что нашим матрёшкам уже 120 лет! Когда-то очень давно один
мастер увидел японскую деревянную игрушку-неваляшку которая изображала
старика монаха. И решил он сделать такую игрушку для своих детей. А
знакомый художник её разрисовал красками. Сарафан у матрёшки был
красный. а платочек на голове жёлтый. На переднике были красивые цветочные
узоры. Когда люди увидели эту игрушку, то воскликнули «Ах какая Матрёна!»
И вот с тех пор эту игрушку стали звать Матрёна, а ласково-Матрёшка! Что же
общего в этих матрёшках (они все из дерева, все открываются, все расписные
и красивые). А чем отличаются? (по-разному расписаны).
Задание: Найди одинаковые половинки на магнитной доске.
В: Вот молодцы, теперь вы видите сами, что у всех матрешек разные узоры.
Давайте рассмотрим их узоры. Из чего состоят? Где расположены цветочки?
Большие они или маленькие? Что ещё нарисовано (ответы детей)
В: открываю пустую матрёшку (пусто). Ну вот, все матрёшки с подружками,
а эта одна. Скучно и плохо, когда нет друзей. Что-же делать? (ответы детей)
Как помочь? (предложения детей). Ну если все согласны, тогда давайте
приступим к работе. Но сначала нам надо подготовиться. Подготовим ваши
ручки к работе.
Прежде чем рисовать, надо пальчики размять.
Указательный и средний, безымянный и последний.
Поздоровались с большим!
А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко
Кулачки разжали-сжали, вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера за работу всеем пора!
В: А рисовать вы будете восковыми мелками и красками. Сначала вы
нарисуете контур цветов восковыми мелками. А потом закрасите красками.
Восковые мелки помогут вам, чтобы краска не растекалась, а осталась в
цветочках. Приступайте к работе (педагог помогает и подсказывает детям).
В: Молодцы ребята! Какие красивые у вас получились матрёшки, нарядные!
А главное все такие разные и радостные! Наша матрёшка будет очень рада
таким подружкам!
Конспект занятия по пластилинографии
«Жостовский поднос»
Задачи:
• Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять
несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих
элементов;
• Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями
росписи данного народного промысла, с этапами работы над
декоративной композицией;
• Развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение
вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение
и фантазию ребенка.
• Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла,
народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином
самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Материал: Пластилин разных цветов и оттенков, стека, дощечки для лепки,
салфетки, бумажные шаблоны подносов, выставка жостовских подносов,
картинки цветов.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Ход занятия:
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы,
которые висят на доске. Дети сели на ковер.).
В: Ребята, как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где мы живем.)
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
В: Да. Родина, это место, где человек родился, живет. Ребята, мы с вами
сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы,
среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте
находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше
этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас
в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня? (жостовскими
подносами.)
В: Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются
друг от друга?
(Формой, размером, на подносах разный фон.)
В: Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах? (Цветы. Букеты из
цветов.)
В: А какие цветы вы знаете? (Ромашки, пятилистники, розы и т.д.)
(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит
изображения цветов)
В: Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы
люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на
подносы. Создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и
легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски
в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы
знаете. Как он называется? (замалевка.)
В: Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает
письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет
букет. Называется? (Бликовка.)
(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
В: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем
делать. Отщипываем кусочек пластилина. Катаем шарик. Прикладываем на
поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок). Теперь
указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками).
Катаем шарик для сердцевины. Еще один цветок. Теперь украсим наши
подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики)
расплющиваем. Прикладываем к подносу. (Воспитатель помогает тем, кто
затрудняется в выполнении работы.)
В: Чем мы сегодня занимались? Что Вам понравилось больше всего? Какие
вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи
правильные, красивые. Давайте организуем ярмарку подносов по жостовскому
промыслу. И посмотрим чей поднос Вам нравится больше всего?