Проект мини-музей "Русская изба" | Наталья Васильевна Рябова. Работа №310730
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная учреждение
Детский сад « Колосок»
ПРОЕКТ
Мини-музей
«Русская изба»
Подготовила:
воспитатель
Рябова Н. В.
2023 г.
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
;· ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать
· человечность, положительные качества; ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь
· природу, заботиться о младших, уважать старших; ценность слова, как возможность общаться;
· переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства; ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык,· культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание; ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви,
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно- эстетическое развитие
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Гипотеза
. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Методы исследования. *Посещение Русской избы. *Беседы с детьми. *Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне. *Чтение художественной литературы.*Театрализованные игры. *Рассматривание быта и посуды. *Заучивание потешек, прибауток, *Использование русских песен и танцев. *Проведение русских народных игр. *Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. *Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. *Рассказ о народных обычаях и традициях.
Участники проекта: воспитатели, дети(2-6 лет), родители,
Сроки реализации: долгосрочный
Цель проекта: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
-Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
-Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.
. В работе используются различные методы и приемы:
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, проведения дидактических игр; экскурсий по селу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Предмет исследования. Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) отражает специфику дошкольного возраста детей. Периодически Русская изба пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Предполагаемый результат
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись). Посещение музея «Русская изба».
Реализация проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Цель: разработать проект. *Изучение литературы по данной теме; *Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта; *Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём; *Составления графика посещения детьми Русской избы; *Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
ОСНОВНОЙ ЭТАП. Цель: реализация проекта в образовательную практику. В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др
Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду в 2010 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В наши дни , дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей истокам русской народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определенная работа: были оформлены уголки народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками, проводились игры-занятия.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий создания обстановки, которая средствами наглядности и образности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Поэтому мы решили выделить уголок и оборудовать его в виде мини-музея « Русской избы», где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русском народном фольклоре.
Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.
Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.
Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, по. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты — тем и рады», « Какова хозяйка — таков и стол».
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры
Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом
Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.
Формы работы с родителями.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,)
- семинары-собеседования на диалоговой основе); факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
-выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные экскурсии
- совместные с родителями праздники.
Заключительный
Вывод:
Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. .
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная учреждение
Детский сад « Колосок»
ПРОЕКТ
Мини-музей
«Русская изба»
Подготовила:
воспитатель
Рябова Н. В.
2023 г.
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
; ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать
человечность, положительные качества; ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь
природу, заботиться о младших, уважать старших; ценность слова, как возможность общаться;
переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства; ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание; ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви,
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно- эстетическое развитие
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Гипотеза
. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Методы исследования. *Посещение Русской избы. *Беседы с детьми. *Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне. *Чтение художественной литературы.*Театрализованные игры. *Рассматривание быта и посуды. *Заучивание потешек, прибауток, *Использование русских песен и танцев. *Проведение русских народных игр. *Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. *Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. *Рассказ о народных обычаях и традициях.
Участники проекта: воспитатели, дети(2-6 лет), родители,
Сроки реализации: долгосрочный
Цель проекта: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
-Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
-Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.
. В работе используются различные методы и приемы:
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, проведения дидактических игр; экскурсий по селу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Предмет исследования. Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) отражает специфику дошкольного возраста детей. Периодически Русская изба пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Предполагаемый результат
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись). Посещение музея «Русская изба».
Реализация проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Цель: разработать проект. *Изучение литературы по данной теме; *Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта; *Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём; *Составления графика посещения детьми Русской избы; *Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
ОСНОВНОЙ ЭТАП. Цель: реализация проекта в образовательную практику. В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др
Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду в 2010 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В наши дни , дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей истокам русской народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определенная работа: были оформлены уголки народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками, проводились игры-занятия.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий создания обстановки, которая средствами наглядности и образности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Поэтому мы решили выделить уголок и оборудовать его в виде мини-музея « Русской избы», где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русском народном фольклоре.
Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.
Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.
Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, по. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты — тем и рады», « Какова хозяйка — таков и стол».
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры
Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом
Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.
Формы работы с родителями.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,)
- семинары-собеседования на диалоговой основе); факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
-выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные экскурсии
- совместные с родителями праздники.
Заключительный
Вывод:
Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. .
Приложение
Конспект образовательной деятельности в форме
Экскурсия в музей « Русская изба»
( разновозрастная группа)
Цель: познакомить детей с бытом русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.
Задачи:
Образовательные:
Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
Воспитывающие :
Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол, гребень.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия:
игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину ? Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток
Покажи нам все дорожки
Где прошли бы наши ножки!
А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком из группы).
Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Дети: в русскую избу.
Воспитатель: правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным - давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?
Дети: печка!
Воспитатель
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).
Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
Воспитатель: в нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье . Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь)
Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: для отдыха и сна людей.
Воспитатель: правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания),сушили одежду ( валенки, носки и чулки).
Воспитатель: ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Дети и Воспитатель( имитируют движения)
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку,
Разогрели бы мы печку!
Ребята, а какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).
( Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).
В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!!!
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: чугунок
Воспитатель: чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
А мы будем , в русской печи, готовит вкусные щи и ароматную кашу!
Воспитатель: чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
Дети: ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку
Воспитатель: ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: ребенок
Воспитатель: посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Дети и Воспитатель (поют колыбельную)
Котя -котя, коток,
Котя - серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Шубку кунью я куплю
И сапожки закажу.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать
Воспитатель: ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.
Дети: самовар.
Воспитатель: да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Воспитатель: раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
Воспитатель: женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель ( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Воспитатель: ребятки, а для чего пряжа нужна была?
Дети: чтобы вязать носки, одежду.
Воспитатель: хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.
Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,
Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться – танцевать, выходные деньки встречать!
Воспитатель: ребята, вам понравилось в русской избе? Еще придем?
А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь в наши группы укажи!