Проект на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах" | Давыдова Наталья Андреевна. Работа №280032
Автор: Давыдова Наталья Андреевна
, одним из важных свойств окружающих предметов является форма. Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр – стаканом, столбиком. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур, постепенно перестраивается. В соответствии с современными требованиями родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО, поэтому очень важно закрепление и повторение материала среди наших воспитанников.
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивных игр.
Тема проекта: Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивных игр.
Постановка проблемы:
В МБДОУ № 72 г. Калуги была проанализирована проблема, к восприятию формы путем проведения диагностики, анкетирования родителей и бесед с детьми. Выяснилось, одним из важных свойств окружающих предметов является форма. Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр – стаканом, столбиком. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур, постепенно перестраивается. В соответствии с современными требованиями родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО, поэтому очень важно закрепление и повторение материала среди наших воспитанников. Наряду с этим, были также выявлены другие затруднения
1) отсутствие необходимых условий по формированию элементарных математических представлений в свободной самостоятельной деятельности детей;
2)Недостаточная компетенция педагогов, по организации интерактивных игр.
3) Низкий уровень по результатам диагностики детей, отсутствие интереса к восприятию формы и обследование предмета. За недостаточностью материала, использование часто одного и того же пособия
4) родители не уделяют должного внимания к подбору интерактивных игр.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Знание геометрических фигур и форм предметов представляет собой в известном смысле высший уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов. Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильно и слуховое. Для этого можно использовать инновационные – коммуникативные технологии, а именно интерактивные игры. Обоснование необходимости проекта.
В ходе реализации проекта:
1) будут созданы интерактивные и игры в соответствии с уровнем сформированности у детей представлений о форме
2)интерактивные игры будут включены в занятия по формированию элементарных математических представлений в свободной самостоятельной деятельности детей;
3) родителям представим наглядный подбор интерактивных игр, направленных на освоение и закрепление знаний о геометрических фигурах в домашних условиях.
Таким образом, необходимо организовать определенную систему мероприятий по устранению выявленных затруднений в группе воспитанников.
Цель проекта: создание системы мероприятий, направленных на формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивных игр.
Задачи:
1.Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, подобрать диагностику, оценить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к геометрическим фигурам.
2. Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к геометрическим фигурам.
3. Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, методы и приемы (интерактивные игры), направленные на формирование интереса к восприятию геометрической формы.
4. Создать необходимые условия в группе для реализации плана, организовать
5. Повышать родительскую компетентность в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к геометрическим фигурам, через интерактивные игры.
Стратегия и механизмы достижения поставленных задач:
Задачи Механизм достижения
Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста; - изучение особенностей дошкольного детства;
- формирование психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста.
Определить содержание ознакомления детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами; - определение дидактических задач по ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами;
- выявление методов и приемов работы с дошкольниками в рамках формирования представлений о геометрических фигурах.
Выявить особенности применение интерактивных игр в процессе формирования представлений о геометрических фигурах; - определение особенностей интерактивных игр для дошкольников в области формирования представлений о геометрических фигурах;
- подбор интерактивных игр для дошкольников в области формирования представлений о геометрических фигурах.
Разработать комплекс интерактивных игр, ориентированных на формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста. - определение целей формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
- подготовка комплекса интерактивных игр в соответствии с целями формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Рабочий план реализации проекта:
Задача 1: Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, подобрать диагностику, оценить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к геометрическим фигурам.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературы.
Подобрать и провести диагностику с детьми,
анкетирование родителей Май – сентябрь 2019 См. Приложение 19,2,8
2. Провести итоговую диагностику, сравнительный анализ данных первичного обследования и итогового Май 2019 См. Приложение 20
Задача 2: Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста,по формированию представлени о геометрических фигурах с использованием интерактивных игр.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Составить перспективный план мероприятий
2. Организовать проэктную деятельность: «В стране геометрических фигур» с использованием интерактивного проэктора Сентябрь 2019 См. приложение 3
3. Поучавствовать в конкурсе: «Моя интерактивная игра» Октябрь 2019 См. Приложение 6
4.Изготовить «Домик для Кумы Тыквы» Ноябрь 2019 См. Приложение 17
4. Проведение открытого НОД, совместно с родителями «Поездка в Ельник» Декабрь 2019
5. Проведение тематического вечера – развлечений
«В гостях у королевы Геры» Январь 2020
6. Целевая прогулка по территории МБДОУ «Где фигура» Февраль 2020 стенгазета
7. Составление интерактивной игры: «Части суток» Март 2020 См. приложение 15
8. Интерактивная игра на тему «кто найдет быстрее» Апрель 2020 Изготовлен фотоколлаж
9. Изготовить лэпбуки: « Королева математической страны» и «Веселая математика». Май 2020 См. Приложение 13
Задача 3: Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, методы и приемы, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах с использованием интерактивных игр.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Подготовить консультацию для педагогов «Интерактивные игры с элементами мастер класса»
Сентябрь 2020 См. Приложение 4
2. Подобрать рекомендации по развитию интереса к интерактивным играм для родителей Октябрь 2020 См. Приложение 5
3. Разработать памятку для родителей «Занимательная математика с ребенком» Ноябрь 2021 См. Приложение 7
4. Разработать и провести анкетирование «компьютерные игры дома» Декабрь 2020 См. Приложение 8
1. Разработать список интерактивных игр по блокам: многоугольник, обьемные фигуры Январь 2021 См. Приложение 11
2. Изготовить интерактивные игры, с элементами анимации Февраль 2021 См. Приложение 9
3. Подготовить материал к родительскому собранию «развивающие компьютерные игры». Март 2021 См. Приложение 10
4. Разработать рекомендации для родителей: «Временное ограничение игры в компьютер» Май 2021 См. Приложение 14
Задача 4: Создать необходимые условия в группе для реализации плана
Мероприятия (с детьми) Сроки Отметка о выполнении
1. Блок нода, на совершенствования умение различать и называть плоские и объемные фигуры. Сентябрь 2019 Апробация перспективного плана мероприятий
1. Проект «Математическая неделька» Интерактивная прогулка в парк им К.Э. Циолковского «Калуга космическая» Октябрь 2019 См. Приложение 16
2. Работа с интерактивной доской
Рассматривание плоских геометрических фигур
Рисование на интерактивном столе Табличек с изображением геометрических фигур
Ноябрь 2019 Апробация перспективного плана мероприятий
3. Интерактивная игра: «К ежику на день рождения» «Продолжи фразу из сказки» Образовательная ситуация «Какая фигура» Презентация – мультфильм «ЦАРСТВО ОБЬЕМНЫХ ФИГУР»
4. Проект «Разноцветное настроение» [10, 129] Декабрь 2019 Апробация перспективного плана мероприятий
Проект «Секреты ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ фигур »
Беседа на тему: «что такое многоугольник» с сопровождением презентации
Интерактивная дидактическая игра: «Найди цифру» Январь 2020 См. Приложение 11
5. Интерактивная игра: «Подбери заплатку для платья», «Математические горки»
Чтение сказки «Кунец круг», «Граф треугольник»
Просмотр презентации: «Где живет цилиндр»
Февраль 2020 Апробация перспективного плана мероприятий
6. Беседа с элементами интерактивной игры: «Ступеньки»
7. Вечер развлечения «В стране геометрии»
8. Интерактивная игра: «Собери ребус» Март 2020 Апробация перспективного плана мероприятий
9. Образовательная ситуация:»Цветик семицветик»
10. Загадки королевы Геры Апрель 2020 Апробация перспективного плана мероприятий
11. Блок интерактивных игр: «В гости к царице Математики» Май 2020 Апробация перспективного плана мероприятий
Задача 5: Повышать родительскую компетентность в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах, с использованием интерактивных игр.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1)Провести консультацию для родителей «Возрастные особенности 5 – 6и лет» Сентябрь 2019 См. Приложение 1
1. Провести мастер класс, по работе с интерактивной доской Октябрь 2019 См. Приложение 15
2. Подобрать и дать рекомендации по классификации интерактивных игр, направленных на освоение геометрических форм Ноябрь 2019 См. Приложение 7
3. Дать консультацию на тему: «Плоскостные, обьемные геометрические фигуры» Декабрь 2019 Участие в конкурсе МБДОУ
4. Вместе с родителями, сделать интерактивную игру: «Занимательная математика» Январь 2020 См. Приложение 7
5. Подготовить классификацию интерактивных игр:
- плоскостных
- обьемных Февраль 2020 Участие в конкурсе
6. Подготовиться к родительскому собранию на тему: «Логическое мышление ребенка старшего дошкольного возраста» Март 2020 Поход в Музей космонавтики
7. Изготовить интерактивную газету «Как мы любим королеву Геру» Апрель 2020 См. Приложение 12
8. Изготовить лэпбуки: «Геометрическая грамота», «обьемные фигуры» Май 2020 См. Приложение 13
Ресурсы для реализации проекта:
1) Наличие теоретической и методической разработанности темы проекта
2) Наличие развивающих интерактивных игр, в соответствии с возрастом ребенка.
3) Материально-техническая база учреждения (ноутбук, интерактивное оборудование для просмотра видео и презентаций)
4) Наличие компетенций педагога в вопросах формирования элементарного математического представления, умением пользоваться технологическим оборудованием.
Продукт проекта: система мероприятий, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в области формирования представлений о геометрических фигурах посредствам применения интерактивных игр.
Критерии эффективности проекта:
В общем виде результаты реализации проекта можно представить как факт выполнения каждой задачи.
Критерии Показатели Методы оценки
Наличие разработанной системы мероприятий Система содержит: описание организации работы, учебный план, комплексно-тематический план. Анализ документации
Наличие плана мероприятий Соответствие плана условиям МБДОУ № 72 Анализ созданных условий и документации
Уровень компетентностей родителей Положительные результаты анкетирования Анкетирование
Степень реализации проекта: на данный момент проект полностью закончен
Дальнейшие перспективы:
В качестве основного механизма продвижения проекта предполагается широкое информирование педагогического коллектива о преимуществах применения предложенной системы работы, ее актуальности и эффективности. Возможны следующие механизмы развития проекта:
• использовать в работе с детьми проектный метод;
• активное использование информационных компьютерных технологий современных образовательных технологий;
• презентация автором проекта на методических объединениях, семинарах-практикумах, круглых столах и т.д.;
• публикации материалов в печатных изданиях, сети Интернет, сайте ДОУ;
• в работе с родителями (законными представителями) воспитанников использовать неформальные встречи, посиделки, совместные с детьми мероприятия, что сближает родителей и повышает их доверие к детскому саду.