ПРОЕКТ «Организация волонтерского движения детей в ДОУ». | Кузина Мария Николаевна. Работа №336682
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Волонтерское движение в России сейчас развивается довольно бурно и в большинстве случаев направлено на организацию данного движения с подростками.
Но, учитывая, что одной из основополагающих функций Федеральной образовательной программы дошкольного образования является: «обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами».
Муниципальный конкурс педагогических и управленческих проектов «Расширяя горизонты»
Номинация «Дошкольное образование»
ТЕМА ПРОЕКТА
«Организация волонтерского движения детей в ДОУ».
Кузина Мария Николаевна, воспитатель
МБОУ «ВОК» СП Детский сад 2 корпус 4
Швецова Татьяна Сергеевна,
воспитатель
МБОУ «ВОК» СП Детский сад 2 корпус 4
2023-2024 учебный год
Аннотация проекта.
Современное российское общество в настоящее время переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Преобладание материальных ценностей над духовными искажает представления детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Отсутствие опыта у детей дошкольного возраста в проявлении социально-нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии, ставит вопрос о необходимости осознанного участия подрастающего поколения в жизни общества.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Обоснование проекта.
Волонтерское движение в России сейчас развивается довольно бурно и в большинстве случаев направлено на организацию данного движения с подростками.
Но, учитывая, что одной из основополагающих функций Федеральной образовательной программы дошкольного образования является: «обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами». А также учитывая задачу образовательной деятельности в области социально-коммуникативного развития ФОП ДО, а именно: «знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;».
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который позволит решить поставленные задачи. Организация волонтёрского движения позволит не только решить представленные выше задачи, но и поможет развить у детей определенные жизненные качества и ценности: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными группами людей, уважение к людям пожилого возраста.
Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Цель проекта: внедрение волонтерского движения в образовательную деятельность детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- познакомить детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России.
- продолжать формировать коммуникативные способности к сотрудничеству, позитивные установки на добровольческую деятельность;
- расширять представления детей о государственных праздниках;
- создать необходимые условия для детей, родителей (законных представителей) и педагогов возможность приобретения новых знаний, развития творческого потенциала и уверенности в своих силах
- воспитывать уважительное отношение к достижениям своей страны, к людям труда;
- воспитывать у детей милосердие, заботу, внимательность, желание безвозмездно помогать другим людям.
Содержание проекта
Запланированные мероприятия, разнообразные формы работы с детьми и родителями (законными представителями) в рамках проекта внесены в перспективный план, который составлен с учетом матрицы воспитательных событий ФОП ДО. Систематизация знаний, актуальность проводимой работы позволит детям получить новый бесценный опыт для успешной и адекватной социализации в обществе. Для детей будет разработан ежемесячный «Календарь добрых дел», где будут отображены иллюстрациями запланированные мероприятия. Также оформлен еженедельный стенд «Я помогу», который позволит детям самостоятельно выбирать свою деятельность в рамках реализации проекта. Во время проведения запланированных мероприятий будет пополнять фотоальбом «Наши добрые дела», который будет доступен для просмотра всеми участников образовательного процесса, а также размещение фотоотчетов в родительской группе в «ВК».
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Кадровые ресурсы: воспитатели детей младшей группы и старшего дошкольного возраста; воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители)
Материальные ресурсы: устройство для выхода в сеть интернет, устройство для просмотра ознакомительных презентаций, видеороликов; ксероксная бумага, принтер для распечатки методических материалов; материалы для изготовления поделок своими руками: цветная бумага, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры; ламинатор.
Финансовые ресурсы: оплата выхода в сеть интернет, приобретение бумаги, распечатка фотографий, заправка картриджа, распечатка цветных иллюстраций, листы для ламинирования
Информационные ресурсы: методическая литература по теме, электронная библиотека.
Партнеры проекта.
Сотрудники полиции.
Приют для бездомных животных
Целевая аудитория проекта.
- педагоги МБОУ «ВОК» СП «Детский сад № 2 корпус 4
- дети старшей разновозрастной группы (в возрасте 5-7 лет) МБОУ «ВОК» СП «Детский сад № 2 корпус 4 – 12 человек
- родители (законные представители) детей старшей разновозрастной группы - 15 человек
- население д. Рябины Верещагинского ГО, обратившихся за помощью к участникам проекта.
План реализации проекта
Сроки реализации проекта: долгосрочный (01.08.2024-31.05.2025)
Этапы
Деятельность педагога
Сроки
Ответственные
Продукт
Диагностический
Проведение педагогического мониторинга по заявленной тематике
02.08.2024 - 06.08.2024
Кузина М.Н.
Швецова Т.С.
Результат педагогического мониторинга.
Ознакомительный
Изучение информационного, наглядного материала для ознакомления дошкольников с волонтёрским движением детей в ДОУ. Выявление затруднений у местного населения пожилого возраста для оказания им посильной помощи детьми старшего дошкольного возраста.
06.08.2024 -
27.08.2024
Швецова Т.С.
Кузина М.Н
Подбор наглядного, информационного материала, разработка конспектов бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Создание календаря добрых дел и стенда «Я помогу».
Практический
Проведение тематических бесед, акций, праздничных мероприятий, спортивных развлечений, проведение педагогического мониторинга.
Ежедневное планирование добрых дел с самостоятельным выбором, представленных на стенде «Я – помогу».
30.09.2024-
30.05.2025
Кузина М.Н.,
Швецова Т.С.,
Маркова М.В.,
воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
Подведение результатов педагогического мониторинга, добровольное и активное участие детей и родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях.
Заключительный
Итоговое собрание участников проекта.
Награждение.
31.05.2025
Швецова Т.С., воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.
Подведение итогов о реализации проекта. Награждение детей – волонтёров и их родителей (законных представителей) за активное участие в проекте. Создание альбома с фотографиями «Наши добрые дела».
Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты:
- дети знакомы с назначением и доступными практиками волонтерства в России;
- у детей развиты на достаточном уровне коммуникативные способности к сотрудничеству;
- дети имеют позитивные установки для волонтерской деятельности;
- у детей расширен запас знаний о государственных праздниках родной страны;
- дети проявляют уважительное отношение к людям труда, демонстрируют чувство гордости за достижения своей страны;
- эффективное использование педагогами воспитательных средств и методов позволят детям проявлять милосердие, доброту, бережное отношение к природе, способность оказать безвозмездно посильную помощь людям, обратившихся к ним.
- создание альбома с фотографиями «Наши добрые дела».
Долгосрочные результаты:
-расширениее связей с родителями и социальными партнерами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Реализацию проекта можно считать эффективной, если пройдут следующие изменения:
- дети проявляют активную жизненную позицию и самостоятельную инициативу в рамках волонтерского движения;
- положительная динамика удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников деятельностью педагогов по внедрению волонтерского движения.
- участие педагога в семинарах, конференциях и других практических мероприятиях по теме проекта.
Методы оценки.
- проведение педагогического мониторинга детей по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”.
- педагогическое наблюдение за деятельностью детей в рамках проекта.
- анкетирование родителей и детей по теме проекта
Предполагаемые риски.
Риски
Механизмы устранения
Недостаточный уровень заинтересованности родителями проектом.
Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через подготовку мероприятий.
Неосознанная позиция родителей по отношению к основам гражданственности и патриотизма у старших дошкольников.
Создание семейного клуба «Родина- заветное место в нашей душе» для формирования субъектной позиции родителей по отношению к основам гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Недостаточное количество времени для реализации проекта из-за большой загруженности участников проекта.
Предоставить участникам проекта перспективный план работы и сроки реализации запланированных мероприятий в рамках проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта
-создание ежегодного волонтерского движения
- изучение и внедрение инклюзивного волонтерства в ДОУ
- профессиональная компетентность педагога и умение эффективно использовать методы и приемы по основам гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, которые позволят выйти на новый уровень обучения и воспитания дошкольников, что повлечет за собой трансляцию опыта работы для педагогического сообщества.
Список литературы
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
«От Рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.
Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных
исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017.
С. 80-81.
“Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста№” пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.Д. Маханева М.: АРКТИ,2004 год
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/01/20/pedagogicheskiy-proekt-volontyorskoe-dvizhenie-v-dou
https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-dlia-territorialnykh-organov-mchs-rossii_8/3/
Приложение 1
Перспективный план
Название мероприятия
Цель
Участники
Сентябрь
1. Беседа с детьми «Кто такие волонтёры и что входит в их обязанности?».
Ознакомление детей с деятельностью волонтерского движения
посадка цветов, кустов и деревьев;
благоустройство и обустройство дворов, участков, улиц;
помощь животным;
помощь пожилым людям
просветительские беседы;
экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
пропаганда здорового образа жизни; и
др
).
воспитатели, дети
2. Создание логотипа для волонтёрского движения детей ДОУ .
Помочь детям с выбором логотипа волонтерского движения, основываясь на их знания, понимания важности труда волонтеров.
воспитатели, дети.
2. Календарь добрых дел.
Создание ежемесячного календаря добрых дел для ознакомления детей с предстоящей деятельностью.
(Составляется ежемесячно в течении года)
воспитатели, дети
3. Стенд «Я помогу»
Создание стенда для самостоятельного выбора того мероприятия, где ребёнок сможет оказать посильную помощь
воспитатели, дети
4. Альбом «Наши добрые дела»
Развитие осознания важности и значимости волонтёрского движения воспитание чувства гордости, удовлетворения за самостоятельное оказание помощи.
воспитатели, дети
5. Трудовой десант (2раза в месяц по запросам)
Оказание помощи детьми и педагогами старшей группы, по запросам воспитателей младшей группы
воспитатели, дети
Октябрь
1. Организация праздничного мероприятия «День пожилого человека»
Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению, организация праздничного мероприятия детьми и педагогами для пожилых людей.
воспитатели, дети. родители
2. Трудовой десант (2 раза в месяц по запросам)
Оказание помощи детьми и педагогами старшей группы, по запросам воспитателей младшей группы
воспитатели, дети
3. Беседа с просмотром презентации «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!
Формирование у детей бережного отношения к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний воспитанников детского сада о том, как выращивают и производят хлеб; помочь детям почувствовать атмосферу военных лет. напомнить детям о правилах обращения с хлебом;
воспитатели, дети
4. Акция «Поможем братьям нашим меньшим»
Сбор корма для кошек и собак
Оказание помощи бездомным животным совместно с родителями, воспитание чувства заботы и бережного отношения к братьям нашим меньшим.
воспитатели, дети, родители
Ноябрь
1. Проведение акции «Рука к руке», посвященной Дню народного единства
Изготовление ладошек с историей возникновения праздника и вручение их прохожим
воспитатели, дети, родители
2. Сотрудник полиции в гостях у дошколят
Знакомство детей с функциями добровольческих отрядов, помогающим полицейским в поиске пропавших людей.
воспитатели, дети, родители, сотрудник полиции
3. Организация праздника «День матери»
Формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме.
воспитатели, дети, родители
Декабрь
1. Беседа «Мир спасёт доброта»
Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
воспитатели, дети
2. Герой отечества в гостях у дошколят
Формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, чувства гордости и уважения к воинам, защитникам Отечества
воспитатели, дети, гость
3. Акция «Подарки для ёлки».
Изготовление безопасных ёлочных игрушек для малышей
4. Акция «Дарим радость»
Изготовление открыток своими руками людям с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание чувства уважения по отношению к людям, имеющим проблемы со здоровьем
воспитатели, дети, родители
Январь
1. Акция «Трудовой десант» (уборка снега у памятника д. Рябины)
Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного села, воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к людям, защищавшим страну.
воспитатели, дети, родители
2. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» с детьми младшей группы (игра в снежки, катание на санках).
Организация разнообразной двигательной деятельности детей, родителей и педагогов старшей группы на прогулке, через тесное сотрудничество с педагогами и детьми младшей группы воспитанников.
воспитатели, дети, родители
3. Видеофильм «Всемирный день спасибо»
Создание видеофильма о потребности в благодарности за совершение добрых поступков, воспитывать сострадание и отзывчивость в добром отношении друг к другу.
воспитатели, дети, родители
Февраль
1. День спонтанного проявления доброты
Выявление у детей умения сопереживать, заботиться, оказывать помощь без участия педагога.
Все участники образовательной деятельности
2. Спортивное развлечение «День здоровья»
Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Воспитатели, дети, родители.
3. Беседа «Как стать защитником своей Родины?»
Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей Родине, уважение к военным профессиям. Расширять знания детей о значимости данной профессии.
Воспитатели, дети
Март
1. Создание Красной книги для детей младшей группы «Всемирный день дикой природы»
Воспитание бережного отношения к животным дикой природы;
воспитатели, дети
2. Акция «Сердечки помощи»
Распространение информации об оказании посильной помощи детьми и сотрудниками детского сада, людям обратившимся за ней.
воспитатели, дети, родители
3. Мамины помощники
Формирование трудовых навыков через оказание посильно помощи маме и бабушке с последующим представлением своих результатов перед сверстниками
воспитатели, дети, родители
4. Всемирный день кошек
Организация сбора сухого корма для приюта животных
воспитатели, дети, родители
Апрель
1. Акция «Подари книгу детскому саду»
Привлечение детей и родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях, популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы художественной литературой.
воспитатели, дети, родители
2. Встреча с интересной книгой «Ю.Нагибин. Рассказы о Гагарине»
Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны, уважительное отношение к людям разных профессий.
воспитатели, дети
3. Рецепт защиты земли
Создание детьми дошкольного возраста, различных способов защиты планеты Земля от загрязнения, становление осознанно-правильного отношения к природе, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
воспитатели, дети, родители
Акция «Береги первоцветы!»
Формирования у детей дошкольного возраста элементов экологической культуры и бережного отношения к природе.
Май
Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…».
Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;
воспитатели, дети, родители
Акция «С праздником, ветераны!».
Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда.
воспитатели, дети, родители
Акция «Посади дерево».
Посадка деревьев и кустарников; воспитание бережного отношения к окружающей природе.
воспитатели, дети, родители
Итоговое собрание волонтеров и родителей.
Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение.
воспитатели, дети, родители
Приложение 2
Пример Календарь добрых дел октябрь
Предстоящее мероприятие
Предстоящее мероприятие Логотип волонтерского движения, выбранный детьми
Предстоящее мероприятие «Беседа…
Деятельность детей
Помощь малышам
Просмотр презентации, рассказ воспитателя
Приложение 3
Анкета-беседа «Кто такой волонтер?»
1.Кто такие волонтеры?
_________________________________________________
2.Как вы думаете, почему люди становятся волонтерами?
_________________________________________________
3. Как вы думаете, кому помогает волонтер?
_________________________________________________
4.Каким должен быть волонтер? Назови качества
_________________________________________________
5. Хотели бы вы стать волонтерами?
_________________________________________________
6. Как вы думаете, волонтеры получают награду (деньги) за свою работу?
_________________________________________________
Ответы детей могут быть в любой форме (устный ответ, рисунок и т.д.)
Приложение 4
Анкетирование родителей
«Волонтерство – дань модным тенденциям или воспитание?»
Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
Да
(если «Да», то каких?)
Нет
Как Вы относитесь к идее создания волонтерского
движения
в ДОУ?
Положительно
Отрицательно
В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров
старшего дошкольного возраста
?
__________________________________________________________________________________________________________
Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского
движения
ДОУ
?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?
__________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
Нужно
Не нужно
Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
__________________________________________________________________________________________________________
Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
Да
Нет
Ваши предложения по этому направлению
__________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
Приложение 5
Диагностическая карта
СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Ф.И. ребёнка
В сфере социальных отношений
проявляет положительное отношение к миру, людям и самому себе;
стремится сохранять позитивную самооценку
способен на сочувствие, сопереживание
владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
способен договариваться и дружить со сверстниками
старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами
выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью
соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения
Начало года
Конец года
Баллы
Уровень
Баллы
Уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма
Ф.И. ребёнка
проявляет патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям
стремится принимать участие при поддержке взрослых в социальных акциях, волонтерских мероприятиях, в праздновании событий, связанных с жизнью родного города (поселка).
знает государственным праздникам, событиям, происходящим в стране, испытывает чувство гордости за достижения в области искусства, науки и спорта
Начало года
Конец года
Баллы
Уровень
Баллы
Уровень
1.
2.
3.
В сфере трудового воспитания
Ф.И. ребёнка
проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком
проявляет самостоятельность и инициативу в труде
самостоятелен и ответственен в самообслуживании
добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье
Начало года
Конец года
Баллы
Уровень
Баллы
Уровень
1.
2.
3.
В области формирования основ безопасного поведения
знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому
знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию
Начало года
Конец года
Баллы
Уровень
Баллы
Уровень
1.
2.
3.
Приложение 6
Пример Стенд «Я помогу»
Фото детей
День недели
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Знаки помощи:
Сбор детей младшей группы на прогулку
Оказание помощи в очистке от снега
прогулочной территории детей
мл. группы –
Оказание помощи в уборке игрушек -