Проект «Ознакомление детей с эпосом олонхо через картинно-схематическую модель» | Степанова Федора Егоровна . Работа №308590
Картинно-схематическая модель(план-рамки)- представляет собой схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Каждое изображение «картина»- это квадрат (рамка), в которой в виде схемы отражены события отдельного эпизода. Рамки связаны между собой стрелкой, показывающей последовательность развития события.
Данный вид модели помогает выделить смысловые части текста, определить последовательность изложения, сосредоточиться при пересказе олонхо.
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем. Во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их интересует отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения.
Проект «Ознакомление детей с эпосом олонхо через картинно-схематическую модель»
Введение
Актуальность исследования:
Олонхо является самым крупным эпическим жанром народа саха. Эпос как феномен педагогической культуры народа воплощает в себя ценные средства, методы, приемы, формы воспитательного воздействия на личность. Олонхо- устное народное творчество, богатство якутской культуры, вершина развития якутской устной поэзии, в нем синтезировано все лучшее, что было достигнуто духовной культурой якутов. Это сказание, которое исполняется различными тональностями, напевами, голосом. Олонхосуты в совершенстве владели различными способами дыхания, их слушали и одновременно очищались, лечились. Олонхо часть философии якутов. Учитывая, что сам текст олонхо создан народом, он трудно воспринимается детьми. Поэтому для усвоения текста использовала картинно-схематическую модель(план-рамки). Данный вид модели помогает выделить смысловые части текста, определить последовательность изложения, сосредоточиться при пересказе текста на основе предложенной модели.
В данном исследовании нами предпринята попытка рассмотрения возможностей выучить старших дошкольников с произведением олонхо, через картинно- схематическую модель.
Цель: Составить методическую разработку для усвоения старших дошкольников с произведением олонхо, посредством использования картинно-схематическую модель.
Задачи:
Изучить методику использования картинно-схематическую модель.
Изготовить картинно- схематическую модель
Выучить слова
олонхо
«
Кер
буурай
» автора Никита Семеновича Александрова, при этом используя картинно-схематическую модель.
В разработке этой методики, принимали участие известные ученые и практические работники-педагоги, методисты: Н.С.Карпинская, Л.П. Федоренко, Г.А.Фомичева, О.С.Ушакова.
Новизна и теоретическая значимость исследования: связана для применения картинно-схематических моделей в речевом развитии ребенка и обоснованием позитивного влияния метода картинно-схематическихмоделей на эффективность процесса развития активного словаря детей старшего возраста.
Практическая значимость: данная методическая разработка может быть использована в практике работы с детьми.
База исследования: МБДОУ детский сад №6 «Олонхо кэскилэ» С.Бердигестях Горного улуса Республики Саха(Якутия).
В практической части доклада мной изготовлены материалы:
Картинно-схематическая модель(план-рамки)- представляет собой схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Каждое изображение «картина»- это квадрат (рамка), в которой в виде схемы отражены события отдельного эпизода. Рамки связаны между собой стрелкой, показывающей последовательность развития события.
Данный вид модели помогает выделить смысловые части текста, определить последовательность изложения, сосредоточиться при пересказе олонхо.
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем. Во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их интересует отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей.
Таким образом, в результате данного исследования мы пришли к следующим выводам:
-Развивается память, воспитывает нравственные качества.
-Обьем запоминания строк олонхо с помощью картинно-схематической модели повышается.
-Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье обществе.