Проект Патриотическое воспитание - одна из главных ценностей в системе Российского образования «Малая Родина - сила России» | Наталья Викторовна Герт. Работа №353832
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Сегодня для России нет более важного, чем патриотизм подрастающего поколения. Наблюдается падение интереса к прошлому России и ее истории. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач дошкольного образования. Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, обретая все большее значение, стало задачей государственной важности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач нашего времени.
Чувство патриотизма начинается с самого простого: любви к родителям, бабушкам, дедушкам, своей семье, к своему дому, месту где родился, детскому саду. И конечно же все это начинает формироваться в раннем возрасте.
Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, его окружения, от семьи, от атмосферы, которая царит в доме, как они его воспитывают, какой пример они ему подают. Общаясь с мамой и папой - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и защиту. Именно с этим ощущением начинается его любовь к своей семье, родному дому, к своей малой Родине. У каждого ребенка, у его семьи есть своя история, которую ему необходимо знать, гордиться ею. Воспитывать маленького патриота родители должны начинать с самого близкого для него - родного дома, улице, где он живет, детского сада.
Гуляя с ребенком по улицам родного города родителям нужно познакомить с достопримечательностями, с парками, с историей города, с работой общественных учреждений (почты, магазины, библиотеки и т. д.). Вместе с ребенком принимать участие по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада. В минуты досуга читать ему книги о Родине, его героях, традициях, культуры народа, русские народные сказки. Проводить с ребенком беседы о прошлом семьи, ее традициях.
Важно, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни.
Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Незабудка», г. Мегион.
Проект
Патриотическое воспитание - одна из главных ценностей
в системе Российского образования
«Малая Родина - сила России»
Воспитатель:
Герт Н.В.
г. Мегион
2024г.
Тип проекта: групповой, познавательно-образовательный, творческий.
Возраст участников проекта: дети 6-7лет
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: краткосрочный (5 недель)
Актуальность проекта
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, педагогам необходимо задуматься какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи огромную значимость приобретает знакомство дошкольников с малой Родиной и является приоритетной задачей.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта: сформировать у дошкольников чувство любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей родного города, государства (история, символика, достопримечательности);
- расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её;
- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
- воспитывать интерес и любовь к родному городу, государству, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Предполагаемый результат:
- дети могут знать и называть место проживания: город, район, государству, символику города, достопримечательности, страны.
- бережное отношение к природе своего края;
- дети знают улицы города, адреса, где находится их дом, детский сад; идут в детский сад с удовольствием.
- дети проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах, играх.
-между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1.Определение цели и задач проекта;
2.Разработка комплексно-тематического плана;
3.Подбор методической, справочной и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
4.Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию;
5.Ознакомительная консультация для родителей о проекте.
2 этап – основной, практическая деятельность
Дата
Совместная деятельность
Работа с родителями
1 неделя
- Беседа с детьми на тему: «Моя Родина Россия». Рассматривание альбома. Достопримечательности города.
Цель: воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
- Чтение художественной литературы А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей».
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, обсуждать прочитанное.
- Заучивание пословиц и поговорок о Родине.
- Сюжетно-ролевые игры: «Мой адрес», «Малая Родина».
Цель: обогащение игрового опыта, развивать умение распределять и обыгрывать взятые на себя роли.
Дидактическая игра: «Собери флаг, герб нашего города», «Узнай по описанию кто это», дубль «Наша Родина»
Цель: закрепить знания детей о символики нашего города
- Игровая ситуация: «Передай свое тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму»
Цель: воспитывать доброту, уважение к окружающим.
- Рисование «Красная площадь»
Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.
Консультация:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Оформление патриотического уголка.
2 неделя
- Беседа с детьми на тему «Путешествие по родному городу Мегион» «Моя улица». Цель: формирование патриотических чувств и закрепление представления о родном городе - Мегионе. Сюжетно ролевая игра: «Путешествие по городу»
Цель: обогащение игрового опыта, развивать умение распределять и обыгрывать взятые на себя роли.
- Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова»
Цель: расширение представления о положительных качествах людей.
- Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город». - Чтение художественной литературы о городе: заучивание стихотворения В.Козлова «Мегиония»
Цель: учить слушать новое произведение, вести беседу по прочитанному, развивать память, воображение.
- Ситуация «Где мы будем жить, если не будет дома?»
- Дидактическая игра: «Собери флаг, герб нашего города»
Цель: закрепить знания детей о символики нашего города.
- Рисование, раскраска ««Мой город Мегион», «Флаг города Мегион»; аппликация «Герб Мегиона»
- Подвижная игра «Машины на нашей улице».
- Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»
Цель: обогащение словарного запаса, умение составлять рассказ по мнемотаблице.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
-Экскурсии по родному городу (фотоотчёт «Достопримечательности нашего города Мегион»)
3 неделя
- Беседа с детьми на тему: «Семейные праздники, традиции». «Моя любимая семья».
Цель: формировать уважительное отношение к семейным традициям.
-Сюжетно-ролевые игры: «Встречаем гостей», «Семейный пикник».
Цель: распределять роли по желанию играющих, воспитывать дружелюбные отношения.
- Чтение художественной литературы «Вот какая мама» Е.А.Благинина, Т. Бокова «Папа»
- Пословицы и поговорки о семье, о дружбе.
Цель: развивать память, работать над выразительностью речи.
- Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете»
-Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «О странах мира»
Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.
- Лепка «Птица счастья – семейный талисман».
Цель: развивать мелкую моторику, координацию рук.
Консультации для родителей по теме: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Папка-передвижка:
«Как мы помогаем родным».
4 неделя
- Беседа на тему: «Природа родного края». Красная книга.
КВН «Что вызнаете о природе родного края»»
Цель: формировать представления о растительной и животной среде родного края.
- Целевая прогулка по территории детского сада «Наша природа»
Цель: показать детям изменения, происходящие в природе, с приходом осени.
- Дидактические игры: «Что где растет?», «Кто где живёт?», «Птицы нашего города», «Чей хвост?» Цель: выявлять знания детей об объектов живой природы. - Чтение художественной литературы: загадывание загадок о животном и растительном мире. Цель: продолжать воспитывать в детях любовь к природе родного края через художественное слово. -- - Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница», «Аптека», «Овощной магазин». Цель: способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей природе. - Аппликация: коллективная работа «Как прекрасен этот мир, посмотри» Цель: развивать координацию движений рук, умение работать ножницами, развивать воображение, воспитывать любовь к природе.
Консультации для родителей:
«Что грозит нашей природе»
Выставка поделок «Осенняя фантазия»
5 неделя
- Беседа с детьми: «Главные символы родного города», «Герб разных стран»
Квест-игра с детьми: «Путешествие по России»
Цель: закрепить знание детей о пройденной теме.
- Дидактическая игра: «Составь предложение с парами слов», «Слова рассыпались», «Объясни словечко»
- Чтение художественной литературы: заучивание стихотворений С.Крупинина, В.Степанов «Герб России», А.Александров «Чтоб отразить России широту»
Цель: учить выразительно, читать наизусть стихотворение.
- Игры со строительным материалом
«Дом построим – будем жить».
Цель: продолжить учить работе с различным строительным материалом.
- Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси - лебеди».
- Рисование «Наш любимый город»
Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.
Консультации для родителей:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Буклет: «Права и обязанности в семье»
Изготовление герба семьи
3 этап – заключительный
- Оформление проекта, подведение итогов.
- Создание электронной презентации.
- Совместное оформление стенгазеты «Наш любимый город Мегион»
- Совместное чаепитие «Наша дружная семья»
Список используемой литературы:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021
3.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
5. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
6. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
7.Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016