Проект по экологическому воспитанию детей ясельной группы «Путешествие в мир природы» | Белошкурская Татьяна Александровна. Работа №344580
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Участники проекта: воспитанники ясельной группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Вид проекта: образовательный, игровой.
Продолжительность проекта: сентябрь – май 2024 – 2025 уч. год
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Основными задачами направления являются:
· Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
· Заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
· Развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
· Установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций
· Развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
· Развитие логического мышления, творческих способности детей.
· Расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, свойствах воды, песка, глины и камня);
· Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
· Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
· Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
· Воспитывать желание сохранять окружающий мир природы;
Образовательная деятельность по экологической направленности «Природа и малыши» проводится 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут в соответствии с нормами СанПиН..
Система образовательной деятельности составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей раннего дошкольного возраста.
Направление реализуется с учетом ряда принципов:
· Направление соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие экологического сознания у детей раннего возраста.
· Ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
· Направление соответствуют возрастным особенностям воспитанников раннего возраста, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
· Направление обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в формировании предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста.
· Образовательная деятельность в направлении строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.
· Работа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей раннего возраста, благодаря чему возможно формирование у ребенка целостного представления о мире.
· Реализация данного направления позволяет расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, навыки грамотного поведения в природной среде.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Автор проекта: воспитатель Белошкурская Татьяна Александровна
Участники проекта: воспитанники ясельной группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Вид проекта: образовательный, игровой.
Продолжительность проекта: сентябрь – май 2024 – 2025 уч. год
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Основными задачами направления являются:
Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
Развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исслед
о
вательских навыков детей.
Установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций
Развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
Развитие логического мышления, творческих способности детей.
Расширять и углублять представления о предметах и явлениях прир
о
ды, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явл
е
ний, свойствах воды, песка, глины и камня);
Формировать у детей представления о правилах экологической культ
у
ры, поведения в природе.
Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде
.
Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
В
оспитывать желание сохранять окружающий мир природы;
Образовательная деятельность по экологической направленности «Природа и малыши» проводится 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут в соответствии с нормами СанПиН..
Система образовательной деятельности составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей раннего дошкольного возраста.
Направление реализуется с учетом ряда принципов:
Направление соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие экологического сознания у детей раннего возраста
.
Ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образов
а
тельной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обуч
е
ния.
Направление соответствуют возрастным особенностям воспитанников раннего возраста, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
Направление обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в формировании предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста
.
Образовательная деятельность в направлении строится по принципу п
е
рехода от простого
к
сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобрет
а
ет элементы новых знаний.
Работа строится с учетом принципа интеграции образовательных обл
а
стей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями д
е
тей раннего возраста, благодаря чему возможно формирование у ребенка целостного представления о мире.
Реализация данного направления позволяет расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, ра
з
вить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего м
и
ра, навыки грамотного поведения в природной среде.
Задачи развития экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных условиях (в лесу, на подворье). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать предпосылки к самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Актуальность проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).
Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
План реализации проекта
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Подбор методической литературы по теме
Диагностика детей по экологическому воспитанию
Октябрь
НОД по познавательному развитию «Фрукты»
Наблюдения на прогулках осенью
Ноябрь
НОД по речевому развитию «Овощи»
Загадки о животных и растениях
Декабрь
Наблюдения на прогулках зимой
НОД по речевому развитию в первой младшей группе «Загадки о животных»
Январь
Комплексное занятие по познавательному развитию и рисованию «Зима пришла»
Перспективное планирование дидактических игр по экологии
Февраль
НОД по познавательному развитию «Домашние животные»
Картотека дидактических игр по экологии
Март
НОД «Рыбка плавает в воде»
Наблюдение на прогулках весной
Апрель
Итоговое интегрированное занятие «Весна - красна»
Посадка лука
Май
Экологическое развлечение «Колобок»
Диагностика детей по экологическому воспитанию
СЕНТЯБРЬ
Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец)
Задания:
Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?
Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, карт
о
фель).
Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).
Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель, кап
у
сту (овощи).
Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он ее рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребенок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
Ребе
нок правильно п
оказывает и называет изображе
нные на картинке предметы – 3 балла.
Ребе
нок затрудняется в названии, отвечает с помощью навод
я
щих вопросов воспитателя – 2 балла.
Ребе
нок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.
Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь). Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).
Задания:
Кто изображе
н на картинке (животное, птица, рыба).
Найди на картинке кошку и покажи е
е
части тела (хвост, лапы, голову, уши, глаза, нос).
Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь).
Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей, кур
и
ца, утка).
Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка, л
о
шадь, овца, свинья, баран).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребенок должен правильно назвать и показать называемых животных.
Критерии оценки:
Ребе
нок правильн
о показывает и называет изображе
нные на картинке предметы – 3 балла.
Ребе
нок затрудняется в названии, отвечает с помощью навод
я
щих вопросов воспитателя – 2 балла.
Ребе
нок не может назвать и показать предметы
,
нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времен года. Как меняется жизнь животных при смене времен года.
Материал: картинки с изображением разных времен года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».
Задания:
Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
Какого цвета шкурка у зайчика зимой?
Где проводит зиму медведь?
Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом, осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребенку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том, как меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.
Критерии оценки:
Реб
е
нок правильн
о показывает и называет изображе
нные на картинке предметы – 3 балла.
Ребе
нок затрудняется в названии, отвечает с помощью навод
я
щих вопросов воспитателя – 2 балла.
Ребе
нок не может назвать и показать предметы
,
нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
ОКТЯБРЬ
Наблюдения на прогулках с детьми 2-3 лет
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой природы.
Цель и задачи наблюдений
Содержание наблюдений
Связь с различными видами детской деятельности
Живая природа
Животные
Птицы
(голуби, вороны, воробьи)
- дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей);
- учить узнавать пернатых по внешнему виду;
- учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.);
- закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных;
- формировать эмоциональную отзывчивость.
Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы - черные, все остальное - серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.
Голубь - птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей - бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают.
Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.
Подвижная игра «Птички и автомобиль».
Подвижная Игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.
Рассматривание картины «Таня и голуби».
Насекомые (бабочки, майские
жуки,
божьи
коровки)
- формировать желание наблюдать за насекомыми;
- дать представления о насекомых;
- подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются;
- показать отличительные особенности насекомых.
Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья.
Когда становится холодно, насекомые прячутся.
Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью).
Растения
Деревья
(ель, клен, береза, рябина)
- дать представления о деревьях;
- показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки);
- знакомить с характерными, особенностями осенних деревьев;
- показать, что осенью листья деревьев меняют окраску.
- учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный);
- знакомить с осенним явлением природы – листопадом;
- учить бережно, относиться к растениям;
- учить различать деревья по листьям;
- познакомить с плодами рябины.
Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья - это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков - маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы.
У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы.
Игра Мы осенние листочки», «Найди такой же лист», «Найди самый большой лист», «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист».
Изготовление гирлянд из осенних листьев.
Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
Травянистые растения
- дать представление о травянистых растениях;
- учить любоваться осенними цветами;
- учить различать высокие и низкие цветущие растения.
Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком - она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом.
На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др.
Игра «Побежали на травку - убежали с травки». Рисование травки.
Фрукты
(яблоки,
груши)
- закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах;
- расширять представления, о том, что осенью собирают фрукты;
- учить различать; по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши.
Яблоки и груши растут на деревьях.
Яблоки и груши созревают в конце лета и осеню. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты: бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми.
Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус».
Употребление фруктов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов.
Овощи
(репа, морковь, огурец, помидор):
- дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе;
- формировать, умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу.
- учить различать овощи по виду, вкусу, форме.
Взрослые убирают урожай на огороде.
Морковь, и репа растут в земле.
Морковь - твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цвета, круглая.
Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде.
Наблюдение за сбором урожая с огорода.
Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек», «Найди и назови».
Чтение, инсценировка сказки «Репка».
Неживая природа
Солнце
- формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.
Солнышко греет - на улице тепло.
Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее.
Капелька воды блестит на солнце.
Игра «Солнышко и дождик».
Разучивание потешек про солнышко
Ветер
- показать природное явление – ветер;
- учить определять ветреную погоду.
Дует легкий ветерок. Дует холодный, порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная - деревья качаются.
Дует ветер - вертушки крутятся на ветру.
Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!»
Дождь
- доказать, что осенний дождь может быть разным;
- показать простейшие связи между явлениями в природе.
Дождь может быть теплый и холодный.
После дождя - все кругом мокрое.
Идет дождь - появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека - он может запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами.
Капли" дождя стучат по крышам домов.
Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Рисование «Идет дождь».
Небо
- показать особенности осеннего неба.
Небо в начале осени - голубое.
Солнца на небе. Не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе - будет дождь или снег.
Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка», «Идет, дождик».
Вода
- дать элементарные представления о свойствах воды.
Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода - прозрачная. Грязная вода - непрозрачная.
Стало холодно - вода замерзла, на лужах образовался лед.
Опыты с водой. Чтение потешки «Водичка, водичка...»
Песок
- дать элементарные представления о свойствах песка.
Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки.
Лепка куличиков из песка.
Экспериментирование с песком. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».
Зима
Живая природа
Животные
Птицы
(голуби,
вороны,
воробьи,
синички,
снегири)
- расширять представления о птицах; голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире;
- формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду;
- учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм;
- формировать эмоциональную отзывчивость, на общение с живыми существами;
- формировать желание помогать птицам в зимний период.
Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало - птицы нахохлились.
Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками.
Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным.
На дереве сидит много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц.
П/и «Птички и автомобиль».
Рисование и лепка корма для птичек. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Сизари». Д/и «Найди пару».
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
П/и «Голуби и воробьи».
Растения
Деревья
(ель, клен, береза, рябина).
- расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки.
- показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.
Зимой клен и береза стоят без листьев. На елке вместо листьев зеленые иголочки. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые, Бели светит солнце, снег да деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев.
На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу.
Рисование «Белочка», «Деревья на нашем участке», «Ветки рябины».
Заучивание стихотворения Б. Ильиной «Наша елка». П/и «Раз, два, три - к дереву беги...»
Травянистые растения
- показать особенности травянистых растений в зимний период.
Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно
Неживая природа
Солнце
- показать, что солнце светит во все времена года.
Светит солнце, значит день солнечный.
Снег очень красиво блестит на солнце.
Солнце не светит - пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши.
Небо
- показать особенности зимнего неба.
Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным.
Рисование «Зимние пейзажи».
Ветер
- показать особенности ветреной погоды зимой
Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра.
Имитация звуков ветра.
Снег
- дать представление о свойствах снега.
Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т.д. Намело много снега - образовались сугробы. Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков.
Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть.
Если крепко сжать снег в ладошке он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть.
Чтение произведения Л. Воронковой «Снег идет» Экспериментирование со снегом.
Вода
- Продолжать знакомить с свойствами воды.
Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить, в формочке. Вода замерзла - получился лед. Если лед занести в комнату он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед.
Украшение елки цветными льдинками.
Экспериментирование с водой.
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в ясельной группе
Месяц
Название, цели и задачи игры
Сентябрь
Д/и «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты» - научить детей узнавать и называть овощи и фрукты.
Д/и «Чудесный мешочек» - учить детей определять фрукты и овощи на ощупь.
Д/и «Узнай и назови овощи или фрукты» - учить узнавать овощи и фрукты в натуре и на картинке и называть их.
Д/и «Узнай овощи или фрукты по вкусу» - упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус.
Д/и «Что где растет?» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи и фрукты.
Д/и «Варим компот» - расширять и уточнять знания детей о фруктах
Октябрь
Д/и «Найди лист, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
Д/и «Где какой листочек» - развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие листочки.
Д/и «Как живут деревья?» - формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями.
Д/и «Разберем и соберем» - закреплять умение находить и называть части растения.
Д/и «Разложи листочки по цвету» учить различать листья по цвету.
Д/и «Что бывает у осени?» - формировать у детей знания об осенних изменениях в природе.
Ноябрь
Д/и «Собери из частей целое» - учить различать части тела рыбки (глаза, плавники, хвост, рот).
Д/и «Найди рыбке свой домик» - учить детей подбирать рыбок по внешнему сходству.
Д/и «Где спряталась рыбка?» - закрепить знания детей о том, как устроен аквариум.
Д/и «Чудесный мешочек» (овощи) - учить узнавать и называть овощи.
Д/и «Разберем и соберем» - закреплять умение находить и называть части растения.
Декабрь
Д/и «Что бывает у зимы?» - учить детей вместе с воспитателем выбирать из предложенных картинок те, на которых изображены зимние объекты природы.
Д/и «Что наденем в зимний день?» - закрепить у детей знания о предметах зимней одежды.
Д/и «Где спрятался мишка?» - учить детей различать фикус и травку по внешним признакам.
Д/и «Назови правильно» - учить детей узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей)
Д/и «Чей малыш?» - учить называть животных и их детенышей.
Январь
Д/и «Покажи и назови» - учить детей узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей).
Д/и «Кого не стало? - развивать наблюдательность; учить назвать птицу, которая спряталась.
Д/и «Разрезные картинки» - учить детей собирать из частей целое изображение.
Д/и «На птичьем дворе» - Учить детей узнавать и называть домашних птиц. (утка, курица, петух).
Д/и «Кто как кричит» - закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах.
Февраль
Д/и «Назови правильно» - учить детей узнавать и называть диких и домашних животных.
Д/и «Чей малыш?» - учить называть животных и их детенышей.
Д/и « Кто, что ест?» - уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают.
Д/и Что бывает у зимы?» - учить детей вместе с воспитателем выбирать из предложенных картинок те, на которых изображены зимние объекты природы.
Д/и «Разберем и соберем» - закреплять умение находить и называть части растения.
Март
Д/и «Детский сад для зверят» - закрепить представления о домашних животных и их детенышах.
Д/и «Кто как кричит» - закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах.
Д/и «Кто где живет» - знания детей о месте обитания диких и домашних животных.
Д/и «Что мы делали сначала, что потом» - формировать элементарные знания детей по уходу за комнатными растениями с использованием схем, изображающих этапы ухода.
Д/и «Узнай овощи или фрукты по вкусу» - упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус.
Апрель
Д/и «Что бывает у весны?» - учить детей вместе с воспитателем выбирать из предложенных картинок те, на которых изображены весенние объекты природы.
Д/и «Когда это бывает?» - учить детей, читая стихи а, угадать о каком времени года идет речь.
Д/и «Покажи и назови» - учить детей узнавать и называть домашних и перелетных птиц.
Д/и «Собери из частей целое» - учить различать части тела рыбки (глаза, плавники, хвост, рот).
Д/и « Кто, что ест?» - уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают.
Май
Д/и «Собери картинку» - закрепить представления о частях дерева.
Д/и «Куда села бабочка?» - Учить детей узнавать и называть растения (дерево, трава, цветок, кустарник).
Д/и «Что умеет делать животное: скажем и покажем» - закреплять знания детей о повадках животных.
Д/и «Где мои детки» - Учить узнавать животных и их детенышей.
Д/и «Назови правильно» - учить детей узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей).
Наблюдение на прогулках
Весна
Живая природа
Животные
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы)
- расширять представления о поведении птиц весной;
- продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец);
- учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.;
- формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада;
- формировать доброе отношение к миру природы.
Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Птицы греются на солнце. Птицы купаются в лужах. Птицы прыгают по земле и клюют червячков. Птицы вьют гнезда. В домиках-скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики.
Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.
Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла». Аппликация «Скворечник».
Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи)
- закреплять желание наблюдать за насекомыми;
- расширять представления о насекомых;
- продолжать - учить различать насекомых.
Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле.
Мухи летают.
Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо».
Червяки
- показать, отличительные особенности червяка;
- продолжать учить беречь природу.
Всеядный вид червяка: длинный, похож на веревочку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений.
Лепка червячков для цыплят.
Растения
Деревья (ель, клен, береза, черемуха, яблоня)
- закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья;
- показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период;
- формировать бережное отношение к природе
На ветках деревьев появились почки.
Из почек распускаются маленькие зеленые листочки.
На березе появились сережки. Очень красиво цветут яблоня и черемуха. Цветы ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы - молодые деревца. Над цветками, растений кружат насекомые.
Рисование деревьев.
Кустарники
(сирень, смородина)
- закреплять представления: о кустарниках;
- показать изменения, происходящие, с кустарниками в весенний период;
- формировать бережное отношение к природе.
На ветках кустарников появились почки. Красиво цветет сирень. Цветы сирени ароматно пахнут.
Весной высаживают саженцы кустарников. Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво.
Овощи
(репа, морковь, огурец, помидор)
- показать посадку овощей;
- привлекать к посадке лука и гороха.
Семена гороха -горошина. Семена лука - луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука.
Употребление овощей в пищу.
Травянистые растения
- формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой;
- показать первые, весенние цветы.
На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Одуванчик - травянистое растение. У одуванчика - есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета. На месте цветка появляются пушинки - семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны. Появились первоцветы (мать-и-мачеха). Появились всходы на клумбах.
Разучивание стихотворения Е. Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик».
Неживая природа
Солнце
- формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце;
- показать, что весной солнце светит и пригревает землю.
Светит солнце, на крышах появились сосульки. Сосульки красиво блестят на солнце.
Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце, светит - тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Солнце пригрело землю - появились растения и насекомые.
Все рады весеннему солнышку.
Игра «Выложи солнышко из палочек».
«Закличка солнца». Игра с солнечными зайчиками.
Небо
- показать особенности весеннего неба.
Весной небо часто бывает голубым, безоблачным.
Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе - к дождю.
После дождя на небе появляется радуга.
Потешка «Радуга-дуга».
Ветер
- продолжать знакомить с природным явлением-ветром.
Ветер гонит облака по небу. Дует ветер - деревья качаются, вертушки крутятся.
Игра с вертушками и ленточками.
Дождь
- показать, что весенний дождь может быть разным.
Идет теплый дождь. Идет холодный дождь. Первая гроза и гром. Пошел дождь, люди раскрыли зонты.
Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся.
Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля.
Игра «Солнышко и дождик». Рисование: «Идет дождик».
Снег
- показать свойства снега весной.
Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый - снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает.
Рисование «Сосульки длинные и короткие».
Вода
- продолжать знакомить со свойствами воды.
Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная.
Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.
Экспериментирование с водой.
Песок
- продолжать знакомить со свойствами песка.
Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Когда идет дождь - песок мокрый.
После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка руки можно легко отряхнуть.
Экспериментирование с песком.
Мониторинг реализации проекта
Диагностико - результативный этап включает в себя анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами. Наиболее реальные результаты дает диагностика, основывающаяся на наблюдениях за ребенком, проводимая в привычных для него условиях общения с объектами природы, с учетом его настроения и желания. Результаты такого диагностирования используются педагогом для планирования собственной деятельности, при постановке и реализации педагогических задач.
Диагностирование же самих дошкольников является с этой точки зрения средством совершенствования образовательного процесса.
Деятельность воспитателя оценивается как эффективная, если группа детей в целом достигает определенного результата. В противном случае педагог ищет пути изменения ситуации (изменение педагогических технологий, использование технологий для индивидуальной работы с ребенком и т.п.).
В оценке эффективности реализации экологического проекта, экологическом образовании дошкольников диагностированию подлежит изменение объема их знаний; расширение представлений об окружающем мире; изменение поведения ребенка по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и в природе; формирование желания участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам природы и поступкам людей по отношению к ним (развитие эмпатии), воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира.
Заключение
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Экологическая культура - одна из составляющих культуры человека. Практическое использование завершенной работы проекта «Путешествие в мир природы» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу уникальной природы Республики Мордовии - маленькой частицы великой России.
Проведенная с детьми предварительная работа по подготовке к данному проекту позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой;
- у педагогов повысилось профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родители поняли значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Список использованных источников
1. Авдеева Н. Н., Л. О. Князева, Стеркина Р. Б. ОБЖ С. - Петербург детство пресс, 2004г.
2. Гризик Т. И. Познаю мир М. Просвещение 2004 г.
3. Доронова Т. Н. Природа искусство и изобразительная деятельность детей (Радуга) М. Просвещение 2007г.
4. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. Т. Ц. Сфера М. 2009г.
5. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологического образования дошкольников Т. Ц. Сфера М. 2009г.
6. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в д/с младшая и средняя группы Т. Ц. Сфера М. 2010г.
7. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. М. «РОСМЭН» 2007г.
8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
9. Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Лона-плюс г. Киров 2008г.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Метод. Рекомендации. Т. Ц. Сфера М. 2008г.