Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы: "Земля - наш общий дом" | Налимова Анастасия Николаевна. Работа №344930

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.

          Проект «Земля – наш общий дом» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. 

 

 

 

 

 

 

Проект по экологическому воспитанию

детей старшей группы

«Земля – наш общий дом»

 

 

 

 

 

 

Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.

Проект «Земля – наш общий дом» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. 

 

Актуальность проекта:

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также общества с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема сегодня - не только как сохранение окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она перерастает в вопрос предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологических культуры и сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

В данный период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых из исследуемых проблем.

 

Тип проекта: познавательно- информационный, групповой,

экологической направленности.

 

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшего

дошкольного возраста.

 

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2023 – май 2024

 

Цель проекта: Формирование экологических представлений о

природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования

у дошкольников элементов экологической культуры.

 

Задачи:

Познавательные:

Формировать у дошкольников основные представления и понятия о живой и неживой природе;

Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

 

Развивающие:

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

 

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

В

оспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому

.

 

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

Создание картотеки игр

.

Составление перспективно - тематического плана.

Обеспечение условий для проведения проекта.

Основной этап:

Чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки

), рассматривание

иллюстраций в книгах, экологические сказки;

рассказы воспитателя о живой и не живой природе, о заповедниках, памятниках природы;

беседы на экологические темы;

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;

целевые прогулки

на природе;

сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);

опыты и эксперименты;

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;

экологические тропы;

игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);

различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;

работа с календарем природы;

изготовление макетов.

Заключительный этап:

Итоговое развлечение «День Земли»

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Повыситься уровень наблюдательности;

Появился интерес к явлениям и объектам природы;

Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;

Пополнится развивающая среда в группе;

Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов в воспитании экологической культуры детей.

Работа с родителями

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»,

Беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию

:

 

«Что такое экологическая культура?».

(Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)

 

«Не причиняя вреда природе».

(Обговорить правила поведения в природе.).

 

«Сокровища леса».

(Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

 

«Солнечная система».

(О строении солнечной системы).

 

«Жители леса».

(О многообразии животных в наших лесах).

 

«Наблюдаем за явлениями природы».

(Как помочь детям усвоить смену

времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях).

Рекомендации для родителей (посещение экологических музеев, выставок, зоопарка, городских парков)

Ширмы для родителей по экологическому воспитанию

:

 

«Азбука поведения в природе»

 

«Прогулки в природу»

 

«Защитим друзей леса!»

 

«Поможем птицам»

 

«Чистый воздух»

Информационные листы

:

«Давайте беречь воду!»

«Пожар — это беда леса!»

Совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала

.

 

Формы реализации проекта:

Т

ематические беседы;

Непосредственная образовательная деятельность;

Наблюдения и экологические экскурсии;

Познавательное чтение;

“Уроки доброты”;

Лаборатория

“Опыты” (опыты и эксперименты);

Дидактические игры

;

Презентации;

Календарные праздники;

Р

азвлечения

;

Экскурсии;

Пополнение развивающей среды,

Выставки детских работ, семейных коллекций

 

Перспективное планирование:

Сентябрь

«Планета земля» (Развивать познавательный интерес к планете Земля, ее природе. Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь, формировать желание любить и беречь Землю. Расширять представления детей об охране природы. Научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.)

Беседы: «Что такое природа? Живая и не живая природа», «Планета Земля в опасности» (Дать простейшие представления о глобальном загрязнении экологии.), «Туристы и природа».

Чтение и рассматривание энциклопедии «Планета Земля».

Игра с глобусом «Покажи материки и океаны» (Формировать умение находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны и материки). Учить детей составлять рассказы по схеме о материках, развивать навыки общения. Обогатить знания детей об обитателях океана. Закрепить представления о месте жительства ребенка, как гражданина страны.)

Беседа с элементами экспериментирования на тему «Отчего происходит смена дня и ночи?»

17 сентября «День работника леса» (Презентация)

Экскурсия в лес

Октябрь

«Осень золотая» (Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.)

НОД по художественному труду «Осенний вернисаж» (Учить детей составлять композиции из сухих цветов, травы; использовать в работе бросовый материал: пластилин, проволоку, банты, искусственные цветы.)

Дидактическая игра «Вершки и корешки» (Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки)

Беседа на тему: «Осень чудесная в гости пришла» (Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых).

4 октября «День защиты животных» (Презентация)

НОД на тему: «Хлеб всему голова».

Праздник «Щедрая осень»

Ноябрь

«Дикие и домашние животные. Птицы» (Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных. Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому.)

Беседа «Звери и птицы готовятся к зиме»

12 ноября «Синичкин день» (Презентация)

Д/и «Узнай животное по загадке», «Узнай по описанию», «Чей хвост»

Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек)

Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»

30 ноября «День домашних животных» (Презентация)

Расскажи о домашних и диких животных.

 

Декабрь

«Природа зимой» (Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы.)

НОД «Профессии»

5 декабря «Всемирный день волонтеров»

Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека».

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками.

Д/И «Это правда или нет».

Познакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней.

Январь

«Эта волшебница – вода» (С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.)

Д/и «Зимнее путешествие капельки»,

НОД на тему «Кому нужна вода?»

Беседа «Какой бывает вода?», «От качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого»

Беседа на тему «Кто живет в воде?»

Экспериментирование:

Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.

15 января «Всемирный день снега» (Презентация)

Рисование на тему: «Зимушка, зима».

Февраль

«Природа родного края» (В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.)

Просмотр презентации «Природа России»

Беседа: «Что такое позёмка?»

Творческая мастерская на тему: «Природа родного края»

Игра: «Угадай время года по описанию».

Чтение пословиц и поговорок о природе.

НОД на тему «Безопасного поведения на улице»

 

Март

«Пришла весна. Природа весной» (Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять признаки весны. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями)

НОД на тему: «Весна пришла»

Рисование на тему: «Грачи прилетели» (Подберём краски для рисования весны.)

Огород на окне: «Посадка рассады»

Чтение художественной литературы (В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Ворбьишкина весна», «Весенние радости»; Е.Благинина «Весна», «На моем окошке».)

Дидактические игры: «Узнай и назови комнатное растение»

Экологическая игра «О чём просят комнатные растения?» (свет, тепло, воду).

 

Апрель

«Земля – живая планета» (Дать представления о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе.)

Д/и «Назови первые цветы».

19 апреля «День подснежника»

22 апреля занятие, посвящённое Дню Земли (презентация)

Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».

Д/и «Насекомые».

Создание коллективного коллажа нашей планеты

Путешествие к звёздам. (Презентация)

Май

«Экологический город» (Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов. Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.)

НОД «Строим экологический город»

Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».

Выставка рисунков: «Здоровая планета».

Занятие – сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево.

Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?»

Дидактические игры: «Умеете ли вы беречь лес?», «С какого дерева листок?», «Угадай, что где растет»

Развлечение «День Земли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к проекту

Экологические дидактические игры

«Вершки и корешки»

Игровой материал:

Картинки с изображением листьев, плодов, корней овощей.

Правила игры:

Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.

Ход игры:

Участники становятся в круг, образуя «корзинку», двигаются по кругу со словами. Дети останавливаются и говорят «корешки»:

Здесь чудо-корешки!

И для пищи мы важны.

Затем произносят «вершки»:

Куда чудеснее вершки,

все блюда с нами так вкусны!

Затем говорит воспитатель:

Опрокинулась корзина, разбежались корешки,

А за ними и вершки.

Дети бегают, не наталкиваясь друг на друга.

Тише, тише, не спешите

И друг друга находите:

Корешок найдет вершок,

А вершок – свой корешок.

После дети образуют пары. Кто-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.

«Когда это бывает?»

Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».

Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например, желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).

Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

«Угадай, что где растет»

Игра словесная, проводится со всеми детьми или с небольшой группой вне занятия.

Игровое действие. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечания.

1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.

2. Рекомендуем и другой вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4—5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней.

Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.

«С какого дерева листок»

Ход игры: предложить ребёнку разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.

 

Речевая задача «Кто обедал в птичьей столовой?»

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

Что это были за птицы? (Снегири.)

 

Вариант: В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.

Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.

В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.

А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.

Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?

 

Речевая задача «Где снежинки?»

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!

А на рукавицах блестят капельки воды.

Где же снежинки?

 

Речевая задача «Волшебные льдинки»

Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.

Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.

До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

Речевая задача «Когда это бывает?»

Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?

Речевая задача «Что здесь случилось?»

Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

— Откуда взялось столько воды? — подумал заяц, но так и не догадался.

Расскажите, ребята, что здесь случилось.

Речевая задача «Что случилось на прогулке?»

«В понедельник мы поедем в лес», — сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.

Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка», — сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?

 

Пальчиковые игры

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним

и указательным пальцами обеих рук)

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

(указательный левой руки)

Перец, томат, кабачок,

(средний)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный)

Лук и немножко горошка.

(мизинец)

Овощи мы собирали,

(мизинец правой руки)

Ими друзей угощали,

(безымянный)

Квасили, ели, солили,

(средний)

С дачи домой увозили,

(указательный)

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород.

(большой палец правой руки)

 

«Наш лесок»

Наш лесок, он не низок не высок.

Зелен светел наш лесок,

Мы когда учиться стали,

В том лесочке насчитали,

8 сосенок густых,

5 березок молодых,

7 осинок невеличек,

9 елочек сестричек.

Хорошо в лесу таком,

Каждый кустик нам знаком.

 

«Перелётные птицы»

Тили – тили, тили – тили –

На юг птицы улетели!

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Улетел от нас скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились:

Кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж!

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,

начиная с мизинца левой руки)

 

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют

пальцы обеих рук (на каждую примету))

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком

принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

(сжимают руки в «замок»)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводят руками перед собой)

 

«Хризантемы»

Ах! Какие хризантемы!

(Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы.

(Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали!

(Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали!

(Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало.

(Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало…

(Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили?

(Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили!

(горестно покачать головой)

 

«Бегония»

Какое красивое имя – бегония!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит.

(Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная

(Поочередное соединение всех пальцев с

большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит.

(Хлопки)

 

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались –

(Хлопки)

Вот какой огромный лист!

(Растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи,

(Потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем:

(Сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист

(Прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно.

(Поглаживаем кисти («моем»))

Зеленей ты становись.

(Хлопки)

Ростом - с воспитателя!

(Потянуться, руки поднять вверх)

 

Анкета для родителей по экологии

 

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

 

 

Анкета для родителей, определяющая их отношение к экологическому воспитанию дошкольника.

1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города, края? ___________________________________________________

2. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие места нашего города и района вы можете предложить, как маршрут семейного похода выходного дня? _________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу, устраиваете совместные праздники? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите места, которые ваша семья выбрала для выездов на природу___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Нужна ли вам помощь специалистов в организации совместного отдыха с ребенком, получении информации о природе района, города, области, в чем – то ещё? ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Хотели бы вы принять участие в туристических походах совместно с воспитанниками и педагогами ДОУ? __________________________________ _________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

 

 

 

Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей».

 

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность

человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во - первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.). Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п. Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

 

 

 

 

Стихи:

- А. С. Пушкин;

- Ю. Тувим. Овощи;

- Н. Минский. Листопад;

- С. М. Гробецкий. Первый снег;

- Н. Стачнева. Осенняя гамма;

- А. Толстой. Осень;

- А. Блинов. Последний листок;

- И. Бунин. Первый снег;

- Н. Никитин. Встреча зимы;

- К. Бальмонт. Снежинка;

- Н. Грибачев. Ну, морозы;

- А. Яшин. Покормите птиц;

- С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;

- С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;

- З. Александрова. До свидания, зима;

- А. Плещеев. Осень наступила;

- Н. Некрасов. Перед дождем.


Рассказы:

- Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;

- Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;

- В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;

- К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;

- Н. Сладков. Зимний запас;

- М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;


Сказки:

- Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;

- С. Маршак. 12 месяцев;

- П. Бажов. Серебряное копытце;

- В. Одоевский. Мороз Иванович;

- Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

- Сербская. Почему у месяца нет платья.


Картины:

Натюрморты:

- Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

- М. Кончаловский. Поднос и овощи.

- М. Коровин. Цветы и фрукты.

- И. Машков. Натюрморт с фруктами.

- М. Сарьян. Осенние цветы.


Пейзажи:

- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

- Ф. Васильев. Перед дождем.

- А. Герасимов. После дождя.

- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

- В. А. Цыплаков. Ока зимой.

- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

- И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

- Б. Щербаков. Вихри грозовые.

- К. Юон. Лыжники, конец зимы.


Уголок природы:

- Экспериментирование;

- Центр песка и воды;

- Природа;

- Комнатные растения и картотека к ним;

- Оборудование для ухода за растениями;

- Дневник и журнал наблюдений;

- Календарь природы;

- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

- Природный материал (чернозём, песок, камни);

- Гербарий.


Мини-лаборатория:

- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

- Микроскоп;

- Природный материал;

- Библиотека;

- Познавательная литература о природе;

- Литература по уходу за животными;

- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям.


Эколого-развивающая среда:

- Настольно-печатные игры;

- Дидактические игры;

- Уголок изотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×