Название статьи:
Проект по литературному чтению "Устное народное творчество" | Мой кабинет. Работа №349297. Номер работы: №349297
Дата публикации:
31.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Данная статья поможет сделать проект с детьми младшего школьного возраста на тему "Устное народное творчество".
Устное народное творчество изучается детьми с интересом на разных этапах работы над проектом.
Дети учатся работать в команде и индивидуально,развивается творческий потенциал ребенка.
Ребенок учится работать с информацией и разными источника сбора информации на заданнную тему.
Тема: Классный проект по литературному чтению УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Класс: 2 Б
Начало проекта:2021-2022 учебный год
Воспитатель ГПД: Степанова Надежда Петровна
Актуальность проекта:
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Оно имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 8-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Ведущая педагогическая идея.
Метод учебного проекта – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Цель проекта:
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение планировать работу над проектами;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Участники проекта:
учитель
учащиеся 2 Б класса
родители
библиотекарь
Срок реализации проекта: 2 года
Технология опыта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, проходной для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектом,, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
И отсюда выбор основных образовательных технологий:
1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.
2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.
3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.
Содержание проектной деятельности создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап - организационный (сентябрь 2020года)
2 этап - исполнительский (октябрь - май 2020-2021 года и сентябрь-май 2022-2023 года)
3 этап - заключительный (май- 2023 года)
Содержание проекта:
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавшего их проекта по теме Устное народное творчество. Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.
Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми;
наблюдения, походы в библиотеку.
В классе – 27 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.
Наша работа состояла из следующих этапов:
-определение практически значимой цели, формулировка задачи;
-обсуждение реализации поставленной цели;
-проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
-оформление материалов.
-выставка и оценка работ.
Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования;
- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
- развития интереса к истории своей страны, воспитанию любви к литературному чтению и процессам познания в целом.
На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители второклассников. Промежуточный этап проводился на празднике Моя любимая мама в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов ( дети пели частушки, рассказывали потешки и колыбельные песни). Предшествовала этому выставка всех детских работ.
Во втором-третьем классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Виды проводимых занятий по теме проекта:
Организационное занятие по обсуждению проекта
Встреча с библиотекарем Что такое книга?
Презентация Русские народные сказки
Выставка-показ сделанных страниц
Выставка-показ книг по проекту, сделанных детьми совместно с родителями.
Поход в театр Сказки.
Выступление перед одноклассниками со своими книгами.
Презентация по теме Устное народное творчество.
. Внедрение проектной деятельности в рамках данного предмета позволило строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создался положительный психологический климат, что особенно важно для семьи и учителя .
ПРОЕКТ СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт- Петербурга
Степанова Надежда Петровна
Скачать работу
Класс: 2 Б
Начало проекта:2021-2022 учебный год
Воспитатель ГПД: Степанова Надежда Петровна
Актуальность проекта:
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Оно имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 8-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Ведущая педагогическая идея.
Метод учебного проекта – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Цель проекта:
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение планировать работу над проектами;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Участники проекта:
учитель
учащиеся 2 Б класса
родители
библиотекарь
Срок реализации проекта: 2 года
Технология опыта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, проходной для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектом,, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
И отсюда выбор основных образовательных технологий:
1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.
2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.
3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.
Содержание проектной деятельности создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап - организационный (сентябрь 2020года)
2 этап - исполнительский (октябрь - май 2020-2021 года и сентябрь-май 2022-2023 года)
3 этап - заключительный (май- 2023 года)
Содержание проекта:
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавшего их проекта по теме Устное народное творчество. Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.
Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми;
наблюдения, походы в библиотеку.
В классе – 27 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.
Наша работа состояла из следующих этапов:
-определение практически значимой цели, формулировка задачи;
-обсуждение реализации поставленной цели;
-проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
-оформление материалов.
-выставка и оценка работ.
Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования;
- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
- развития интереса к истории своей страны, воспитанию любви к литературному чтению и процессам познания в целом.
На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители второклассников. Промежуточный этап проводился на празднике Моя любимая мама в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов ( дети пели частушки, рассказывали потешки и колыбельные песни). Предшествовала этому выставка всех детских работ.
Во втором-третьем классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Виды проводимых занятий по теме проекта:
Организационное занятие по обсуждению проекта
Встреча с библиотекарем Что такое книга?
Презентация Русские народные сказки
Выставка-показ сделанных страниц
Выставка-показ книг по проекту, сделанных детьми совместно с родителями.
Поход в театр Сказки.
Выступление перед одноклассниками со своими книгами.
Презентация по теме Устное народное творчество.
. Внедрение проектной деятельности в рамках данного предмета позволило строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создался положительный психологический климат, что особенно важно для семьи и учителя .
ПРОЕКТ СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт- Петербурга
Степанова Надежда Петровна