"Проект по математике и краеведению «История Астраханского края и Кремля» | Алибаева Фарида Шамгуновна, Алтайгулова Лидия Джумашевна. Работа №312520
Проект по изучению историии края и достопримечательностей города создавлся вместе с ученицей 5 класса, с целью расширить кругозор учащихся, углубить знания о родном городе, привитие любви к Родине, уважение к людям , к истории, желание сохранить красоту. С другой стороны совершенствовать вычислительные навыки при решении задач, развивать логическое и простанственное мышления. Материал этого проекта можно использовать учителям, например , математики, начальных классов при изучении и закреплении материала.
Проект по математике и краеведению
«История Астраханского края и Кремля»
Автор: Богомолова Василиса
Руководители работы:
Алибаева Фарида Шамгуновна,
Алтайгулова Лидия Джумашевна
Должность:
учителя математики и физики
Введение.
Словно лебедь белая
Над рекою синей
Всплывает Астрахань
Пристаью России
Веют ветры с каспия
Со степей горячих,
Астрахань, Астрахань-
Город мой любимый.
Основополагающий вопрос: Много ли мы знаем о нашем крае, о жемчужине Астраханского края – Астраханском Кремле.
Проблемные вопросы
1.А знаете ли вы, кто создал Астраханскую губернию?
2.какие территории вошли в ее состав?
3. Что мы знаем о нашем Кремле?
Цель исследовательского проекта: собрать материал об истории создания губернии, о Кремле.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Подготовить рассказ по данным вопросам
3. Выяснить следующее: когда появилась губерния, что входить в Астраханский Кремль, где расположен, какую форму имеет, какова высота самой высокой башни, каков периметр.
4. Изучить архивы (документы, фотографии).
Объект исследования: Астраханский Кремль
Для решения поставленной цели и задач выдвинула гипотезу: если я соберу материал истории появления губернии, о Кремле, которые имеют свою неповторимую историю, то восполню недостаток информации об истории и смогу рассказать своим одноклассникам интересные факты
Методы исследования:
- Наблюдение.
- Работа с архивными документами, фотографиями.
- Посещение Кремля.
Актуальность избранной темы:
В этом году на уроках географии, математики и истории и на День города мы говорили, что «Мы – граждане единого Отечества», о истории нашего края.
«Великая сила заключена в коротеньком слове «мы». Она не случайна. Люди нуждаются друг в друге.
Чувство единства связывает между собой земляков – людей родившихся, или долго живущих в одном селе, городе, крае» - прочитали мы на страницах учебника.
В народе говорят: «Человек без родины, что дерево без корней».
А что мы знаем о своей малой родине?
Город Астрахань- моя малая родина
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Если учащиеся будут знать, какие люди жили в далеком прошлом, что они делали для развития города, это означает, что они будут знать историю и культуру своего города, своей страны, где мы живём, знать её народ. В данной работе я хотела изучить и раскрыть как можно больше нового о родном селе.
Практическая значимость исследования: Данный материал можно использовать на уроках истории, математики, географии, при проведении классных часов и викторин.
Основная часть
1.История нашей губернии
Начало XVIII века ознаменовалось для Астрахани, как и для всей России, смелыми преобразованиями царя-реформатора Петра I. Учитывая возросшую торговую и политическую роль Астрахани, связывая с ней широкие военные планы по укреплению южных рубежей России, Петр I подписал 22 ноября 1717 года Указ об образовании самостоятельной Астраханской губернии: "...Астраханской губернии быть особо, а к Астрахани города Симбирск, Самара, Сызрань, Кашкар, Саратов, Петровский, Дмитровской, Царицын, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев, Терек росписать...". Высшая должность возлагалась на губернатора как "первого блюстителя неприкосновенных прав верховной власти".
В 1719 году в Астрахань прибыл первый, назначенный царем губернатор Артемий Петрович Волынский. В полученной от Петра I инструкции. Волынскому предписывалось строить при море крепости, магазины и амбары, "суды наскоро делать, прямые, морские...". На него возлагались сооружение военно-морского порта, Адмиралтейства, создание Каспийской флотилии. Царь готовился к Персидскому походу и с этой целью в июне 1722 года высочайше посетил знойную Астрахань. Астрахань встретила Петра I, только что получившего титул Императора, Отца Отечества, торжественно и шумно. Город со своей своеобразной архитектурой, со своим неповторимым восточным колоритом произвел большое впечатление на великого преобразователя.
2.Первой достопримечательностью, которая запала в сердце императора, был Астраханский кремль и его главная святыня – Успенский собор, та самая Соборная церковь, о которой писал Волынский. От Никольских ворот, к которым император подъехал на шлюпке вместе с императрицей и свитой, он направился через кремлевскую площадь в успенский собор. Толпы народа встречали прибывших громовым «Ура!», кидали вверх шапки и шляпы, плыл праздничный колокольный благовест. Величественный вид собора произвел на Петра Алексеевича огромное впечатление, и впоследствии он не раз делился
своими впечатлениями.
Какую форму имеет Кремль? (Напоминает форму прямоугольного треугольника). Какой треугольник называется прямоугольным?
Форму Кремля продиктовало его местоположение на Заячьем бугре. Летопись тех лет гласит: “…избрание сего бугра доказывает чрезвычайную дальновидность, ибо бугор сей ограждён самой природою: со стороны к востоку окружён непроходимыми болотами, тинами, с севера – Волгою, с полудня – глубочайшим озером…”Для защиты от врагов Кремль окружён мощными стенами.
1.Задача на нахождение периметра Кремля.
Протяженность стен вместе с башнями 511м, 707 м, 326 м.
- Что можем узнать, имея такие данные? (периметр Кремля).
Р = 511 + 707 + 326 = 1544(м) Периметр Кремля: 1544 метра.
Вдоль стен кремля расположено 7 башен.
1.Артиллерийская башня
2.Красные ворота
3.Пречистенская башня – колокольня
4.Архиерейская башня
5.Крымская башня
6.Житная башня
7.Никольские ворота
2. Задание на нахождение высоты и толщины стен Кремля
В зависимости от рельефа местности стены имеют разную высоту.
- Узнаем высоту стен Кремля.
Число башен умножить на 8, вычесть16, умножить на 2, вычесть 3. Ответ: 77 - Какие два числа нужно умножить, чтобы получить это число (7 и 11).
Высота стен от 7м до 11м.
Толщина стен тоже разная. Она колеблется от 28 дм до 52 дм.
Пример для сравнения: толщина стен современных кирпичных зданий чуть более 5 дм. Переведите толщину стен в метры и дециметры.28 дм = 2 м 8 дм 52 дм = 5 м 2 дм
Башни Кремля в зависимости от назначения и месторасположения разные по форме, высоте, размерам.
3.Логическая задача
Высота трёх башен Кремля: 17м, 16м, 15м. Крымская башня выше Артиллерийской, а Артиллерийская выше Архиерейской. Назови высоту каждой башни.
Крымская – 17м
Артиллерийская – 16м
Архиерейская – 15м
Справка: высота башни Красные ворота с шатром – 37м, а высота современного девятиэтажного дома – 27м.
Троицкий собор.
Истинным украшением Кремля являются два величественных собора Успенский и Троицкий собор. Троицкий собор находится недалеко от Никольских ворот. Каменное здание строилось с 1593 по 1603г. Это очень сложное архитектурное сооружение. Он состоит из трёх церквей, расположенных на общем высоком подклете и двух трапезных палат. - Сколько лет продолжалось строительство? (10 лет)
- В каком веке закончилось?
Собор неоднократно перестраивался, в разное время в нём была церковь, ремесленная школа, тюрьма, кладовая денежной казны.
Успенский собор.
Замечательным памятником архитектуры является Успенский собор.
Современное здание сооружалось с 1698 по 1710год.
-Сколько лет продолжалось строительство Успенского собора. (12 лет).-Как узнали? В каком веке закончилось?
Летопись так сообщает о начале строительства: “…сего 25числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную церковь…, строение продолжалось 12 лет подаяниями астраханских жителей и приезжих купцов…”
Успенский собор имеет прямоугольную форму, 5 золочёных глав с крестами. Построен из белого камня, украшен резным орнаментом, масляной живописью. Собор двухэтажный, имеет 2 церкви - ныне действующие. Собор опоясывает обходная галерея, соединенная с лобным местом.
4.Решение задачи на нахождение периметра Успенского собора без галереи и лобного места.
Длина Успенского собора 36 м, ширина 27 м. Найдём периметр собора без галереи лобного места, а = 36 м Р = (а + в) • 2 в = 27 м Р = (36 +27) • 2 (м) Р=?
5.Решение задачи на нахождение высоты Колокольни.
Самая высокая башня Кремля – Пречистенские ворота – Колокольня. Она перестраивалась три раза в 1710 г., в 1813 г., в 1910 году.
- Напишите века римскими цифрами. (ХVIII, ХIХ, ХХ)
Это главные проездные ворота. Колокольня четырёхъярусная, богато украшена каменной резьбой, знаменита не только колоколами, но и часами, для того времени новинкой.
Узнаем высоту Колокольни.
Высота Успенского собора - 75 м, Крымской башни на 58 м меньше, а Колокольня на 63 м выше Крымской башни. Найди высоту Колокольни.
1) 75 – 58 = 17 (м) - высота Крымской башни.
2) 17 + 63 = 80 (м)
Ответ: 8 м высота Колокольни.
Историческая справка
Сейчас трудно представить, что раньше на территории Кремля размещались не только административные и культурные сооружения, но и жилые постройки с конюшнями, сараями, коровниками, банями. Город рос. 30–х г. ХVIIв. началось строительство “Белого города”. Здесь находились торговые ряды, дома знати и купечества. Белый город был обнесен стенами. Позже стены были разобраны, часть башен сохранилась. Позже построен “Земляной город”, здесь жили ремесленники, рабочие, стрельцы.
Выводы по проекту
Сейчас Астрахань современный город, сочетающий в себе дух старины Кремль и в то же время современные красивые здания, многоэтажные дома. Кремль уже не имеет оборонного значения. Он является выдающимся историко-архитектурным музеем. Мы имеем все основания гордиться им. Думаю, что работу можно продолжить. Можно провести классный час «История моего города, Кремля», урок математики, географии, истории для ребят и родителей. Снять небольшой ролик после экскурсии по территории Кремля. Поняла, как много ещё можно рассказать об истории, о людях, причастных строительству Кремля. Решила продолжить исследовательскую работу.