Проект по музыкальному развитию: "Музыка зимы" | Бондаренко Екатерина Владимировна. Работа №338062
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский ясли-сад "Улыбка" Шипуновского района Алтайского края
Проект
Тема проекта "Музыка зимы!"
Тип проекта - творческий
подготовительная к школе группа
Сроки реализации проекта
(краткосрочный с 01.12.по 08.12.)
Музыкальный руководитель:
Бондаренко Е.В.
с. Шипуново, 2023г.
Постановка проблемы:
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
• адекватно воспринимать визуальный мир информации;
• ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
• осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе;
• общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические понятия, ценностные ориентации.
Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания, меньше внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи проекта:
Формировать умение
слушать
,
понимать музыку, а также
определять характер
и
ее настроение.
Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
Поз
накомить с творчеством композитора (А.
Вивальди
, цикл «Времена года»)
Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
Формы реализации проекта:
М
узыкальные тематические занятия
Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
Само
стоятельная деятельность детей.
Творчество детей (подготовка к выставке)
Выставка работ детей «Музыка глазами детей».
Ожидаемые результаты:
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различны
ми музыкальными произведениями.
Закрепление знаний инструментов,
узнавание тембра инструментов.
Умение детей через рисунок понять и представить образ и настро
ение музыкального произведения.
Умение словами расс
казывать про услышанную музыку.
Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отд
ельным фрагментам произведения.
План - график мероприятий
Мероприятие
Цель
Сроки проведения
Ответственный
1 этап Предварительный
Изучение литературы
Подготовка материала
Обогатить свой педагогический потенциал.
с 01 .12. по 06.12.
Музыкальный руководитель
2 этап Основной
Музыкальное тематическое занятие «Музыка зимы»
Способствовать развитию музыкальных, художественно-творческих способностей дошкольника.
07.12.
Музыкальный руководитель
Интегрированное музыкальное занятие
"Снежная зима"
Повысить самостоятельную активность детей, а также творческое мышление.
08.12
Музыкальный руководитель
3 этап Заключительный
выставка рисунков «Музыка глазами детей»
Учить передавать впечатления о зиме в рисунках, развивать фантазию, воображение, творческие способности.
08.12
Музыкальный руководитель
Музыкальное тематическое занятие «Музыка зимы»
Программное содержание: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, созвучных различным временам года; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку, поэзию, изобразительное искусство.
Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие «Здравствуйте».
Ты мой друг и я твой друг
Как прекрасен мир вокруг
Мы друг другу улыбнемся
Дружно за руки возьмемся
- Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о музыке, которая умеет рассказывать нам удивительные истории. А ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена годы вы знаете? Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года оно рассказывает.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт Иван Захарович Суриков. А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? А вы любите зиму? Почему?
Музыкальный руководитель: Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята, я вас приглашаю в зимний парк! На чем мы сможем быстрее добраться в парк?
Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята можно по разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках». Ребята, посмотрите, как правильно сделать санки Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли.
Упражнение: «Саночки» Музыкальное сопровождение «Времена года. Зима» 3 часть. А. Вивальди
Музыкальный руководитель: Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.
Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.
Музыкальный руководитель: Здесь есть волшебная снежинка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».
Песенное творчество «Спой свое имя» Ребята пропевают свои имена и проходят через ворота.
Музыкальный руководитель: А теперь присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.
Ой, ребята здесь еще одна волшебная снежинка. Посмотрим, что на ней написано?
«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в парке, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.
Слушание «Времена года. Зима» Первая часть. А. Вивальди.
Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Люцио Вивальди из цикла времена года - «Зима». Слушайте внимательно, можете закрыть глазки, чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.
Музыкальный руководитель: Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?
Дети: суровую, злая, хмурая……
Музыкальный руководитель: Вначале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра, который метет снег. Природа как будто скованна стужей. Ребята, а какая была музыка по характеру?
Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.
Музыкальный руководитель: Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете, это произведение исполнял один инструмент или много?
Дети: Много инструментов.
Музыкальный руководитель: Правильно, а как называется одновременное звучание нескольких инструментов?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Какой инструмент солировал?
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбки
Звучит мечтательный мотив
Его играет ……….
Дети: Скрипка.
Музыкальный руководитель: Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер? Дети: – ууууу.
Упражнение на дыхание:
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Изображают ветер на звук С.
Вьюга все не затихает, вместе с нами завывает. Изображают вьюгу на звук У.
Распевание: «Снег».
Музыкальный руководитель: С ветром прилетела еще одна снежинка, предлагает нам сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие короткие звуки.
«Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Музыкальный руководитель: Как приятно смотреть на падающие снежинки. Как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите белые, воздушные платочки.
А пока девочки готовятся танцевать, мальчики берут музыкальные инструменты. А какие инструменты подойдут больше для танца снежинок. Если мальчики затрудняются,
ответить загадываем загадку.
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон.
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.
Танцевальная импровизация. Танец снежинок.
Музыкальный руководитель: Какой красивый танец получился, но нам ребята пора садиться в сани и отправляться в детский сад.
Упражнение: «Саночки» Музыкальное сопровождение «Времена года. Зима» 3 часть. А. Вивальди
Очень интересное сегодня было путешествие!
Ребята вам понравилось? Что больше всего понравилось в парке?.Какое у вас сейчас настроение? Наше музыкальное занятие подошло к концу. До свидания.
Интегрированное музыкальное занятие
"Снежная зима"
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. На прошлом занятии Мы с вами познакомились с музыкальным композитором Антонио Люцио Вивальди, на саночках катались и в парке побывали где нам было весело и интересно. А сегодня мы с вами продолжим слушать музыкальное произведение зарубежного композитора и попробуем изобразить на рисунке свои чувства.
Звучит «Времена года. Зима» 2 часть. А. Вивальди
Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка? Музыка нежная, светлая, мягкая. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Обратите внимание на экран, давайте посмотрим какая бывает зима.
Музыкальный руководитель: Мы с вами слушали много музыки о зиме, рассказывали стихи, а теперь давайте с помощью красок нарисуем мягкую, пушистую, снежную, блестящую зиму. Постарайтесь красками передать настроение, которое услышали в музыке.
Рисование с музыкальным сопровождением.
-О каком времени года мы сегодня говорили, слушали музыку, какое время года рисовали? Музыка какого композитора рассказала нам о зиме? О какой зиме нам рассказала музыка? А сейчас предлагаю взять свои рисунки и оформить выставку рисунков «Музыка глазами детей».
Музыка зимней сказки
В дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.
Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребёнок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие…
Зима для ребёнка - это волшебство, таинственность, новогодний праздник...
Тема зимы глубоко раскрыта в творчестве различных композиторов и поэтов. Прослушивание произведений зимней тематики вызывает положительные эмоции у детей, тем самым способствует укреплению психического здоровья дошкольников.
Какие звуки можно услышать зимой? (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги).
Есть композиторы, которые выразительно передают образ зимы.
Один из них Пётр Ильич Чайковский – русский композитор. Пётр Ильич любил русскую природу, и часто писал музыкальные произведения под впечатлениями прогулок, и от увиденного. Он любил все времена года. Особенно зиму. Пётр Ильич любил гулять зимой, когда под ногами скрипел снег, шумел ветер.
Замечательное произведение Чайковского «Декабрь»- «Святки». Эта пьеса входит в его цикл «Времена года» В цикле 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.
Почему называется «Святки»?
Святки – это старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс, красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний, и немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс в альбоме «Времена года» последний. Композитор прощается со своими слушателями. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить их различать выражение настроений, созвучных различным временам года; развивать фантазию, воображение, творческие способности; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку нам помогает музыка А. Вивальди и его музыкальное произведение «Зима».
Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мёрзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озёра, но даже в её стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение.
Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.
Слушайте музыку о зиме вместе с детьми:(примерный репертуар по возрастам)
Петр Ильич Чайковский "Зима" "Святки", "У камелька", "Масленица" (5-6 лет)
Антонио Вивальди "Зима" Концерт №4 фа минор «Зима»,"Зимние грёзы". (4-5 лет)
Йозеф Гайдн "Зима" 4-я часть Оратория "Времена года"
В. А. Гаврилин "Времена года" Зима (слова народные)
Г. В. Свиридов «Метель», «Зимняя дорога»
Р. К. Щедрин. «Тройка» (по музыке, скорее, зимняя)
Й. Гайдн. Времена Года (ч. 4)
Майкл Смит. Снежная Королева (мюзикл)
Д. Лист. Этюд «Метель»
Р. Шуман. Зима (Альбом Для Юношества) (6-7 лет)