Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатырская наша сила» | Бушуева Лариса Викторовна. Работа №315126
Паспорт проекта
Название проекта: «Богатырская наша сила» Тип проекта: среднесрочный, познавательный, творческий. Возрастная группа: подготовительная к школе группа Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители Название учреждения: МБДОУ д/с № 10 Автор проекта: воспитатель Бушуева Л.В. Срок осуществления проекта: сентябрь 2022г. - февраль2023г. Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с былинами и легендами русского народа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 10)
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Богатырская наша сила»
выполнила: воспитатель 1 категории Бушуева Л.В.
Паспорт проекта
Название проекта: «Богатырская наша сила»
Тип проекта: среднесрочный, познавательный, творческий.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Название учреждения: МБДОУ д/с № 10
Автор проекта: воспитатель Бушуева Л.В.
Срок осуществления проекта: сентябрь 2022г. - февраль2023г.
Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с былинами и легендами русского народа.
Задачи проекта:
Познакомить с историей нашей Родины.
Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Раскрыть понятие «Былинный богатырь».
Изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов.
Развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.
Ресурсы проекта:
- учебно-методическое обеспечение: методическая и дидактическая литература
- наглядные пособия: репродукция картины художника В.Васнецова «Богатыри»; наглядно-иллюстрационный материал с изображением лесов, рек, лугов, полей; карта России; книги о богатырях
- видео и аудио материалы: звукозапись песни «Богатырская наша сила» композитора А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Звучание гуслей», мультипликационные фильмы про богатырей
- мультимедийное оборудование, флэш-карта с записью презентаций, магнитофон.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о русских богатырях;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувство гордости за богатырскую силу русского воина;
- привлечение родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Способы оценки:
игры
наблюдения
беседы
чтение художественной литературы
отгадывания загадок.
Реализация проекта с помощью модели трех вопросов
Что мы знаем о богатырях?
Что хотим узнать?
Как мы это узнаем?
Богатыри жили давно
Богатыри защищали свою страну от врагов
Богатыри были храбрыми, сильными, добрыми
Их имена: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец
Видели иллюстрацию картины «Три богатыря»
Родители читали сказку о богатырях
Смотрели мультфильмы про богатырей.
Есть ли сейчас богатыри?
Почему их так звали?
Где они жили?
Чем они занимались?
Какая была у них одежда, оружие, кони?
Были на Руси еще богатыри?
Какие подвиги совершили?
Есть ли богатыри в наше время?
Прочитаем книги о богатырях и их подвигах?
Рассмотрим иллюстрации с изображением богатырей
Расспросить у взрослых (родителей, воспитателей)
- спросить у воспитателя;
- посмотрим со взрослыми в интернете.
План реализации проекта «Богатырская наша сила»
месяц
этап
мероприятие
Работа с детьми
сентябрь
подготовительный
Составление плана работы с детьми
Подбор методической, художественной литературы
Подбор иллюстраций, наглядно-дидактических пособий, дидактических игр, подвижных игр дидактической направленности
октябрь
основной
Чтение: художественной литературы «Никита Кожемяка» - в пересказе К.Д. Ушинского
Дидактическая игра: «Что нужно богатырю на службе и в бою?»
Подвижная игра: «Доскачи до заставы»
Познавательное развитие: Просмотр мультипликационного фильма «Василиса Микулишна»
Развитие речи: составление описательного рассказа по картине «Три богатыря» В.Васнецова
ноябрь
Чтение: А.С.Пушкин – «Сказка о царе Салтане»
Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
Подвижная игра: «Меч-кладенец – помощник и молодец»»
Познавательное развитие:
просмотр мультипликационного фильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Художественно-продуктивное развитие: аппликация «Укрась щит»
декабрь
Чтение: «Илья Муромец и Соловей разбойник» А.Н. Афанасьева
Подвижная игра с дидактической направленностью: «Построй крепость»
Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстрации картины «Богатыри проснулись»
Развитие речи: составление описательного рассказа «Богатыри проснулись» по картине И.К. Рериха
январь
Чтение: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Дидактическая игра: «Оружие и доспехи русских богатырей»
Подвижная игра: «Защитники»
Познавательное развитие:
Просмотр мультипликационного фильма «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Художественно-эстетическое развитие:
лепка «Богатырский шлем»
февраль
заключительный
Познавательное развитие: НОД «Богатыри нашего времени»
Художественно-эстетическое развитие: конкурс детского рисунка «Богатыри земли русской»
Развлечение ко Дню защитника Отечества «Богатырская наша сила»
Работа с педагогами
сентябрь
Презентация проекта «Богатырская наша сила»
октябрь
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
ноябрь
Консультация «Мультипликационные фильмы для дошкольников – польза и вред»
декабрь
Консультация «Подвижные игры в жизни дошкольника»
Работа с родителями
Сентябрь
октябрь
Консультация «Патриотическое воспитание в семье»
Домашнее задание: придумать вместе с ребенком рассказ «Наш папа богатырь», «Если бы я был богатырем»
Ноябрь
декабрь
Мастерим вместе с родителями богатырское снаряжение: кольчуга, шлем, меч, булава
Консультация «Народные праздники – семейные традиции»
Январь
февраль
Консультация «Значение подвижной игры в жизни дошкольника»
Спортивный праздник «Богатырская наша сила»
Вывод:
К концу реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста сформировались представления о русских богатырях;
Развиваются познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
Дети научились понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от были. Умеют анализировать, характеризовать, давать оценку поступкам богатырей Земли русской.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Загадки
Спросил Добрыню Елисей:
«Как стать смелей? Как стать сильней?»
Совет простой Добрыня дал:
Сто раз упал, отжался, ...(встал)
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут (кольчуга)
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом (шлем)
Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)
Беседы
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.
На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.
В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).
Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.
Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.
Добрыня Никитич (русский богатырь)
Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение. В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Селяниновича. Звали её Настасья.
Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.
Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.
Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.
Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.
Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.
Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.
Илья Муромец (русский богатырь)
Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.
Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).
Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.
Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги. Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите. Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа. Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли. Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми. И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны. Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.
Настасья Микулинна (русская богатырша)
Настасья Микулишна — младшая дочь Микулы Селяниновича, сестра Василисы Микулишны и супруга Добрыни Никитича. Некоторые упоминания в былинах позволяют предположить, что родилась поленица от Матери Сырой Земли.
ВОИТЕЛЬНИЦА
Образ женщины-богатыря необычен для русских былин. С одной стороны, жизнь в Древней Руси неизбежно требовала от прекрасного пола и силы, и смекалки. С другой — общество было, скорее, патриархальным. Поэтому богатырские сечи да молодецкие подвиги считались больше уделом мужчин, чем женщин. Однако не то в наследство от некогда существовавших матриархальных общин, не то в знак уважения к русским Марьям да Василисам в славянском эпосе можно найти несколько ярких героинь, которые ездят по миру добывать себе силу ратную.
Причем обладают они такой богатырской мощью, что и великим воинам не всегда удается с ними сладить. Один из самых ярких примеров — Настасья Микулишна.
СЕСТРЫ И СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ
Настасья Микулишна и Василиса Микулишна — сестры-поленицы, два ярких женских образа русских былин. Однако (так же как и в случае с мужскими персонажами) несмотря на родственные связи, каждая из дев обладает собственными чертами. Более того, именно на примере этой пары мы можем увидеть двух совершенно противоположных героинь — возможно, благодаря тому, что качества сестер контрастны. Если Василиса славится, скорее, женской хитростью и смекалкой, то Настасья более приближена к классическому образу богатыря. Она обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы.
Из-за того что былинных сюжетов о Настасье Микулишне не так много, нам остается только догадываться, какая роль отводились богатырше в русском эпосе. Не исключено, что благодаря своему происхождению от Матери Сырой Земли поленица была ее земным воплощением. Именно потому Настасья необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.
Удивителен тот факт, что былины, посвященные Настасье Микулишне, описывают не подвиги или ратные свершения богатырши, а явно, подчеркивая силу и мощь героини, отводят ей лишь роль жены Добрыни Никитича. Возможно, иные сказания просто не дошли до наших дней. Известна былина о том, как сестра Настасьи Василиса перехитрила князя киевского. Вывод мог быть и таким: как бы ни была женщина сильна, все же ее место — подле мужа, а не на ратном поле.
Казалось бы, чего стоило Настасье, одолевшей даже Добрыню, самой вступиться за свою честь, когда деву стали склонять к браку с Алёшей Поповичем? Тем не менее по сюжету поленице отведена роль покорной скромницы до момента появления ее освободителя. Может быть, так в русских сказаниях отражался переход от матриархата к патриархату — смена традиций, закрепленная былинами, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
В главе, посвященной Добрыне Никитичу, мы уже упоминали о сюжете, в котором Настасья Микулишна выступает одним из главных персонажей. Пойдем иным путем. Вспомним другой сюжет — историю о том, как сложилась эта могучая супружеская пара.
Былина о Добрыне Никитиче и Настасье Микулишне имеет две основные вариации. Согласно одной, витязь едет во чисто поле и замечает следы богатырского коня. Из любопытства ли или из желания помериться силами он отправляется на поиски седока и находит незнакомого воина, с которым решает сойтись в бою. Но ни палицей, ни мечом не может его ударить. У Добрыни отнимаются руки, как будто нечто удерживает его от кровопролития. И только когда богатырь понимает, что напротив него невероятной силы, но женщина, становится очевидно: такова воля судьбы. Поленица пленила сердце Добрыни, он сватается к ней и, получив согласие, играет в Киеве громкую свадьбу.
Вторая версия является менее миролюбивой и продолжает былину о Добрыне и Змее. Возвращаясь после славной победы, богатырь вступает в бой с незнакомым воином, но на этот раз терпит поражение. Настасья Микулишна сдергивает противника с седла, не глядя сует в карман. Лишь потом она задумывается, а кто же попался ей под горячую руку. Принятое решение оказывается весьма простым. Если воин придется ей по сердцу, она станут ему женой, а уж коль не глянется — срубит голову. На счастье Добрыни, сердце девицы дрогнуло при взгляде на витязя, и былина завершается счастливо.
«Богатыри» Васнецова: разберем вооружение былинных героев
Русский фольклор (совершенно незаслуженно забытый многими сегодня) - одна из важнейших тем в его творчестве, и Виктор Михайлович оставил после себя огромное наследие, достойное детального разбора.
Илья Муромец.
Главный герой русского богатырского эпоса по праву занимает центральное место в композиции картины. Его вооружение, в отличие от других богатырей - чисто русское. Илья вооружен копьем и палицей, также видны стрелы, что позволяет нам говорить о том, что художник вручил ему еще и лук (что логично). Копье Ильи - вполне стандартное, а вот огромная литая стальная палица - явная гипербола, показывающая богатырскую силу героя (обычные палицы были поменьше и, конечно, стальной была лишь их боевая часть - этого более чем хватало, чтобы отправить врага на тот свет, невзирая на его доспехи).
Дробящего оружия, применяемого на Руси. Как видите, боевая часть не превышает размер кулака.
Богатырь носит кольчугу прямо поверх одежды (тоже вполне исторично), а на его голове невысокий сфероконический шлем. К сожалению, поза Ильи не позволяет нам говорить о форме его щита, но, судя по цвету, он стальной.
Рисунки русских шлемов, основанные на археологических находках. Шлем Ильи Муромца весьма похож на Черниговский.
Подводя итог, можно сказать, что вооружение Ильи Муромца соответствует раннему средневековью (XI-XII века) и его социальном статусу (крестьянский сын не мог позволить себе богато украшенные доспехи и оружие).
Отдельно стоит отметить богатырского коня Ильи - его размеры и мощь соответствуют силе героя, но явно противоречат историческим реалиям - кони на Руси не отличались большими размерами, зато были выносливыми и не требовали особого ухода (в отличие от коней западноевропейских рыцарей, больших и очень сильных, но крайне прожорливых и мало приспособленных к долгим переходам).
Добрыня Никитич.
Согласно былинам, Добрыня был сыном рязанского воеводы Никиты и служил киевскому князю Владимиру. В своей картине Васнецов ясно указал нам на высокий социальный статус богатыря, весьма интересно обыграв этот факт. Оружие Добрыни - первый пример его высокого положения в обществе. Мечи на Руси (как, впрочем, и везде) стоили очень дорого и, фактически, являлись статусным предметом. Кроме того, меч требует от своего владельца гораздо лучших навыков боя, чем копье и булава Ильи Муромца. Очевидно, что сын воеводы с детства готовился стать воином. Любопытно также и то, что меч является единственным оружием Добрыни (что не соответствует историческим реалиям).
Археологические находки русских мечей.
Еще больше положение богатыря в обществе отражают его доспехи. На голове Добрыни цилиндроконический шлем с полями. Подобные шлемы пришли на Русь из Византии, однако, были весьма редкими. Такие шлемы использовали воины Новгородской республики, но широкого распространения они так и не получили. Шлем Добрыни относится к XIII-XV веку и стоил в те времена целое состояние.
Фото цилиндроконического шлема с полями. Почти все из найденных шлемов богато украшены, что говорит о статусе их владельцев. На шлеме Добрыни на картине можно разглядеть позолоту - все соответствует историческим реалиям.
Самая странная часть вооружения знатного богатыря - его корпусный доспех. Судя по всему, это чешуйчатый доспех XIV-XV века с дощатой защитой рук от плеча до локтя, надетый поверх двух (!) кольчуг, причем нижняя кольчуга еще и с длинными рукавами. Весит подобное облачение порядка 30-35кг. Нужна воистину богатырская силушка (и соответствующая выносливость), чтобы сражаться в таких доспехах.
Подобные доспехи носили воины Новгородской республики (конечно же это реконструкция).
Круглый щит Добрыни никак не соответствует его доспехам. Круглые щиты на Руси использовали до перехода на тактику конного боя, но тогда они были раза в два больше. Для всадника же такой щит неудобен.
Если не брать в расчет художественные преувеличения, то доспехи Добрыни Никитича соответствуют новгородским XIV-XV веков. Новгородская республика во все времена своего существования славилась богатством, а вооружение ее воинов было самым тяжелым и наиболее приближенным к "рыцарскому" на всей территории Руси. Потому-то, видимо, художник и "снарядил" богатыря подобным образом (былинный образ Добрыни Никитича максимально приближен к западноевропейскому идеалу рыцаря без страха и упрека).
Прекрасная фигурка новгородского воина. Подобные щиты также активно использовались.
А вот конь Добрыни явно уступает размерами Илюшиному. Думаю, здесь играет роль распределение богатырей по силе: Илья Муромец превосходит Добрыню в физической мощи (это прекрасно видно на картине), и конь ему нужен соответствующий.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 10)
Сценарий фольклорно-физкультурного праздника
«Защитники Руси»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила
Бушуева Л.В.
Приложение 2
Ход праздника.
Под русскую народную музыку в зал входят дети. Водят хоровод.
Хозяюшка (ведущий1).
Широко ты, Русь, по лицу земли
В крае царственном развернулась.
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов!
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, добрые молодцы!
Здравствуйте, красные девицы!
Все может земля наша, матушка
Накормить теплым хлебом,
Напоить водой родниковой,
Удивить красотой своей несказанной,
Да вот только защитить себя не может.
Защищать землю русскую долг тех.
Кто ест ее хлеб, пьет воду ее чистую.
Чу, кто-то спешит к нам!
В зал входит Сударушка (ведущий 2).
Сударушка. Слушайте люди, беда! Беда пришла на землю русскую!
Хозяюшка. Что за беда приключилась?
Сударушка. Напал на земли русские Соловей разбойник. Воевода дружину славную собирает, чтобы помериться с ним силой.
Хозяюшка. А у нас ведь много добрых молодцев сильных да смелых!
Сударушка. Да и впрямь, полно у нас добрых молодцев. А не хотят ли эти добрые молодцы вступить в дружину богатырскую? (Ответы детей).
Хозяюшка. Многие хотят вступить в дружину, но сначала надо испытать их силушку богатырскую.
Сударушка. Ну что, добрые молодцы. Готовы ли вы, к испытаниям? (Ответы детей).
Первое испытание «Готовность команд»
Сударушка. Тогда первое испытание. Как скажу я раз, два, в две команды встаньте вы! Раз, два, три!
Цели и задачи. Развивать ориентировку в пространстве, речь, умение действовать сообща.
Оборудование: два ориентира, обозначающие командные места.
Ход игры. Дети строятся в две шеренги на командные места. Дружно произносят названия своих команд (девиз). Побеждает команда быстро построившаяся, четко и дружно назвавшая свою команду.
Второе испытание «Богатырские кони»
Хозяюшка. А умеют ли наши добрые молодцы скакать на конях богатырских, да с мечами острыми? Сейчас мы проверим, по моей команде, надо доскакать до заставы и вернуться назад, да мечи по дороге не растерять.
Цели задачи. Развивать координационные способности, быстроту, способствовать развитию вестибулярного аппарата.
Оборудование: два фитбола, два меча, два ориентира.
Ход игры. Дети поочередно скачут на фитболах (кони) с мечом в руке до ориентира, возвращаются к своей команде. Передают фитбол (коня), меч следующему игроку. Побеждает команда, быстро справившаяся с заданием.
Третье испытание. «Перетягивание канатата»
Сударушка. А вот, надеюсь, что успеем мы до заката поучаствовать в русской игре «Перетягивание каната».
Вызываем всех на канат
Пусть мышцы от натуги трещат!
Слева-справо от каната становись
Да за канат покрепче держись!
Э-эх, ухнем!
Цели и задачи. Развивать силу, выносливость, умение действовать сообща.
Оборудование: канат, ориентир (середина).
Ход игры. Игроки команд выстраиваются по обе стороны от ведущего (стоящего на середине зала), берут канат в руки, услышав команду «Раз, два, три тяни!» начинают тянуть канат изо всех сил, стараясь перетянуть противника на свою половину зала. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.
Хозяюшка. Предлагаю нашим добрым молодцам отдохнуть и послушать поздравления, которые приготовили для них наши красны девицы.
Девочки читают стихи про защитников Отечества.
Сударушка. Одолел землю русскую Соловей разбойник, никто с ним справиться не может. Может быть, вы не побоитесь сразиться с злодеем?
Четвертое испытание «Бой булавами с Соловьем разбойником»
Сила и знания очень важны
И, без сомненья очень нужны.
Но как же в бою одолеть врага?
В этом поможет нам булава!
Цели и задачи. Развивать ловкость, быстроту.
Оборудование: два нудла (булавы), два муляжа Соловья-разбойника.
Ход игры. Игроки команд, поочередно, с «булавами» в руках добегают до муляжа Соловья разбойника и несколько раз ударяют по нему. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.
Пятое испытание «Русское оружие»
Цель: развивать память и сообразительность, дать представление о древнем оружии русских воинов.
Оборудование. Карточки с изображением русского оружия (меч, булава, топор, лук, колчан со стрелами, ножны, шлем, кольчуга и т.д.)
Сударушка. А девицы наши красавицы не только стихи читают, но и хоровод заведут.
Хоровод
(ходьба дробным шагом в одну и другую стороны; перестроение в два круга, перестроение в один круг; ходьба в середину круга и обратно; ходьба «змейкой» за направляющим)..
Сударушка. Ну что, Хозяюшка, годятся ли наши молодцы в дружину славную?
Хозяюшка. Много раз я мы вас испытывали, добрые молодцы, все богатырские испытания вы выдержали, показав и силу свою, и ум, и сноровку. И потому дружина готова. Готовы ли вы в путь отправиться? (Ходьба строевым шагом команд под музыку).
Сударушка. Вот и пришли мы в заколдованный лес!
Раздается стук и к детям из-за избушки на курьих ножках выходит баба Яга.
Баба Яга. Чую-чую русским духом пахнет! Ой, сколько молодцев в мой лес забрело. А ну-ка отвечайте, куда это вы путь держите?
Хозяюшка. Здравствуй, Баба Яга! Что же ты сразу с расспросами. Ты бы лучше накормила, напоила нас, да и одежонку починила, а потом уже спрашивала.
Баба Яга. Охо-хо-хо, да как же я вас всех-то накормлю, да напою? Вон вас сколько, а я то, одна, да и стара уже стала.
Сударушка. Баба Яга, посмотри, сколько у нас сегодня помощниц (показывает на девочек) молоденьких, да красивеньких. Разве они тебе не помогут?
Баба Яга. Да разве они хоть что-то делать умеют?
Хозяюшка. А как же, все что девочкам положено. И шить и щи варить. Всему их матушки научили. А танцуют как, прямо загляденье! Выходите, девицы, да покажите Бабе Яге, на что вы годитесь!
Игра - испытание «Девицы-рукодельницы»
Баба Яга показывает движения, девочки повторяют за ней (шить, вязать, подметать, качать малыша, готовить пищу…), отгадывают действия.
Баба Яга. Молодцы, всё умеете делать, мне за вами и не угнаться! Хочу у вас попросить помочь мне с одним делом справиться. Все наверное слышали, что я добрым молодцам даю в помощь волшебные клубочки. Так вот, эти клубочки у меня запутались. Помогите мне их распутать.
Игра «Волшебный клубок»
Цель: развивать мелкую моторику.
(раздать девочкам нитки и попросить смотать их в клубок.
Баба Яга. Да и впрямь, красавицы, все вы делать умеете. А добры молодцы, так же хороши? (ответы детей). Ну, тогда давайте поиграем со мной со мной, и увидим вашу сноровку.
Игра «Бабка Ёжка-костяная ножка»
Баба Яга. Ох и устала я, где моя подружка-метёлочка. Вот она родимая. Улетаю я домой, до дома, до хаты! До свидания. (включается музыка реактивного двигателя и Баба Яга улетает).
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Доклад на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
Подготовила: воспитатель Бушуева Л.В.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес в различных направлениях, формирует навыки сотрудничества. На этой основе выбрали тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности».
Цель: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр
нравственно-патриотическому воспитанию) .
3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «От простого к сложному». В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;
- подобрали: дидактические игры: «Русские богатыри», «Снаряжение богатырей», «Подбери наряд для куклы» и др.;
- оформили папки для рассматривания: «оружие богатырей русских», «богатыри глазами русских художников
- оформили сюжетно-ролевые игры «Богатыри»
- оформление выставок.
- подобрали методическую, художественную литературу.
Для воспитателей подготовила консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,
Для родителей разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Все наши проекты в нашем детском саду не хранятся в архиве, а передаются в другие группы для работы по данному методу и направлению, где педагог усложняют, дополняют и вносят в него новизну.