Проект по патриотическому воспитанию «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ» | Безматерных Елена Анатольевна. Работа №340313
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка»
(МБДОУ «ДСОВ «Дюймовочка») 628126, ул. Крымская,40 пгт. Приобье, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО-Югра тел./ факс 8(34678) 33-2-56,электронный адрес: thumbelina-ds@oktregion.ru.официальный сайт http://thumbelina-ds2012.86.i-schools.ru/
Проект по патриотическому воспитанию
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
РАЗРАБОТЧИКИ:
воспитатели
Безматерных Елена Анатольевна
пгт.Приобье 2023
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
1.1. Актуальность темы по патриотическому воспитанию.
1.2. Цели и задачи патриотического воспитания дошкольников.
2.Основной этап проекта «Моя Родина – Россия»
3.Заключение.
1.Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю, Родине и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.
Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым и является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.
Проект на тему «Моя Родина - Россия» мы начали реализовывать с начала учебного года, является долгосрочным.
Работа над проектом «Моя Родина - Россия» носит интегрированный характер. В течение года в рамках проекта спланированно: проведение игр, исследований в детском саду и дома, экспериментирование, чтение книг, сочинение собственных рассказов детей, организацию выставок.
1.1. Актуальность темы по патриотическому воспитанию.
К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Знакомство детей с родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема:
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
1.2. Цели и задачи патриотического воспитания дошкольников.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мир
а и межличностных отношений.
Аннотация к проекту: Знакомство детей с Родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:
Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
Образовательные:
Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
Формирование духовно-нравственных отношений;
Формирование любви к культурному наследию своего народа.
Развивающие:
Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;
Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
Развитие любви к природе родного края.
Воспитательные:
Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
Воспитание интереса к русским народным сказкам;
Воспитание интереса к героям российских мультфильмов.
Задачи воспитателя:
постановка целей и задач;
приобретение наглядного дидактического материала;
работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
планы совместной образовательной деятельности;
памятки для родителей;
Вовлекать родителей в активную жизнь сада и группы.
Задача родителей:
рассказать о прошлом и настоящем своего города и области;
познакомить с достопримечательностями, обычаями и традициями родного края и города;
познакомить с народными промыслами Родного края;
приобщать к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам;
участие в конкурсах творческого мастерства.
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта: Воспитанники ДОУ, педагоги ДОУ, родители (законные представители).
Этапы реализации проекта:
Содержание работы над проектом по этапам:
1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
3-эпап – заключительный. Подведение итогов.
2.Основной этап проекта «Моя Родина – Россия»
Месяц
Тема
Задачи
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
«Моя семья»
Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми.
Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье.
Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость.
Экскурсия по детскому саду.
С/р игра «Школа»
Исполнение песен о д/с.
Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди».
Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»
С/р игра «Семья»
Рисование «Моя семья»
Беседа о родственниках более старшего поколения. Чтение Я.Аким
«Кто кому кто»
Д/ Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена»
Беседа «Что такое дружба»
Исполнение песен о дружбе игра «Назови ласково»
Альбом «Памятные места нашего поселка»
Октябрь
«Лес – наше богатство»
Осенний праздник «Что нам осень принесла»
Познакомить с достопримечательностями поселка, воспитывать интерес к истории поселка, чувство гордости за него. Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры. Расширять знания детей об осенних изменениях в природе, побуждать детей любоваться красотой осеннего пейзажа, воспитывать желание бережно относиться к природе.
Экскурсия по поселку (с родителями)
Рассматривание фотоальбома по теме.
Выставка рисунков «Наш поселок глазами детей» Беседа о пословицах и поговорках об октябре.
Конкурс творческого мастерства.
Рассматривание осенних пейзажей.
Чтение «Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин
Д/и «С какого дерева лист» Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов
Беседа о народных приметах и пословицах об осени.
Д/и «Овощи и фрукты»
Выставка фотографии «Природа ХМАО»
Ноябрь
«Защитники России»
Праздник «День матери»
Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям , желание быть полезным своей Родине.
Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким.
Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря»
Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца»
Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков»
Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину»
Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Конкурс чтецов «Стихи о маме»
Декабрь
«Я и мои права»
«Новый год у ворот»
Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства.
Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм. Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей
Чтение р.н.сказок.
Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках? Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе»
Чтение «Мешок овсянки А.Митяев
Чтение загадок о зиме.
Рисование «Новогодний праздник в детском саду»
Конкурс творческого мастерства совместно с родителями.
Аппликация «Новогодняя ёлка» Разучивание стихов, песен, танцев к празднику.
Изготовление атрибутов для украшения группы.
Конкурс «Лучшая новогодняя открытка».
Январь
Развлечение «Рождественские посиделки»
«Наша Родина – Россия»
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»
Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре России
Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства.
Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны.
Пение р.н.песен, частушек, колядок.
Народные игры.
Беседа с использованием иллюстраций.
Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»
Чтение пословиц и поговорок о Родине
Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки
Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка»
Чтение р.н.сказок.
Февраль
Государственные символы России»
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!
«Наша армия сильна»
Развлечение
«Широкая Масленица»
Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам.
Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях , развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких. Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
ООД
Использование макетов государственной символики
Прослушивание фонограммы Гимна России
Аппликация «Государственный флаг России
Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)
Книжная выставка «Москва – главный город страны»
Беседа «Что такое героизм»
Чтение С.Маршак «Наша армия»
Конкурс рисунков «Мой папа – солдат»
Аппликация «Подарок папе»
Беседа о народных праздниках.
Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен.
Март
«Мама – главное слово»
Праздник «Наши мамы»
«Пожилые люди»
Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства
Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям
Беседа о маме «Мама – первое слово»
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме»
Разучивание стихов, песен о маме.
Изготовление подарков для мам и бабушек.
Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них.
Рисование на тему «Моя семья»
Апр
ель
«Наши космонавты»
«Ордена и медали»
Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну.
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Беседа «Покорение космоса»
Рисование на данную тему
Конструирование космического корабля из строительного материала.
Использование фотографий орденов и медалей.
Чтение художественной литературы о войне.
Аппликация «Праздничная открытка»
Май
«Этот День Победы»
Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов
«Наша Родина – Россия»
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.
Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
Продолжать воспитывать уважение к защитникам Родины, желание заботиться о них, чтить память погибших, формировать патриотические чувства.
Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать патриотические чувства
Беседа «Мы живы, пока жива наша память»
Рисование «Праздничный салют»
Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»
Слушание фронтовых песен.
Беседа «Мы не забудем той войны»
Рисование «Войне мы скажем нет!»
Оформление выставки книг о войне.
Оформление стенда «Война в истории моей семьи»
Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия»
Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…»
Создание альбома «Письма с фронта»
Конструирование «Подарки ветеранам»
Акция «Забота»
Итоговая викторина
Форма работы с родителями.
Формы работы
Содержание работы
Сроки проведения
Анкетирование
и опросы
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;
опрос "Ваши пожелания и ожидания".
сентябрь
Родительские собрания
Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:
«Гражданин воспитывается с детства»
«Влияние воспитания патриотизма на всестороннее развитие личности ребенка»
ноябрь
апрель
Консультации
«Задачи семьи и детского сада в воспитании патриотизма едины»
«Из чего складывается трудолюбие?»
декабрь
февраль
День открытых дверей
Участие родителей в групповых занятиях
ноябрь
Привлечение родителей к участию в деятельности группы
Семейные проекты:
«Письма с фронта»
"Война в истории моей семьи".
Встречи с интересными людьми:
Местным поэтом;
тружеником тыла;
военнослужащим;
ветеранами войны.
Участие в организации совместных конкурсов творческого мастерства
"Осенние фантазии";
"Новогодняя композиция"
«Дорожная азбука».
Участие в изготовлении макета по дорожному движению.
Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу.
Участие в изготовлении поделок для конкурса «Детский сад летом» Экскурсии по городу, в лес.Возложение цветов на мемориальный памятник у вечного огня.
В течение года
Праздники, развлечения
«День знаний»
«Праздник осени»
«День матери»
«Экологический досуг»
«Новогодний утренник»
Досуг Бережём здоровье с детства»
«Военно-патриотическая игра «Зарничка»
Досуг по ПДД
«Масленица»
«Праздник 8 Марта»
«Праздник весны»
«Праздник Победы»;
«Здравствуй, лето».
сентябрь-
май
Наглядная педагогическая информация
Тематические выставки:
«Воспитание у детей любви к природе»;
«Мой родной поселок»;
«Права ребёнка».
Памятки для родителей:
«10 заповедей родителям»
«Известные люди о воспитании любви к Родине»
«Растим патриотов»
Выставки детских работ;
Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.
В течение года
Консультирование
«Азбука общения»
«Как приучить детей охранять природу»;
«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»
В течение года
3.Заключение
Предполагаемые результаты:
Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
На заключительном этапе реализации проекта провели акцию «Забота» Совместно с родителями оформили стенд «Война в истории моей семьи», альбом «Письма с фронта.» Дети подготовили концерт для ветеранов«Мы не забудем той войны» и вручили подарки, сделанные своими руками
Мы надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, пробудит желание беречь природу и чувствовать ответственность за её сохранность. Также мы думаем, что наши дети будут чувствовать гордость за свой народ, за его достижения, за свою страну. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А.Сухомлинский. И если мы помогли в этом своим воспитанникам, значит, они обязательно вырастут патриотами своей страны.
Достигнутые результаты:
Повысилась познавательная активность детей;
Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;
Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма у детей;