проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» | Александра Павловна Булгару. Работа №336520
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
Муниципальное автономное образовательное учреждение МАДОУ № 4 «Морозко»
Образовательный проект по театрализованной деятельности
«В гостях у сказки»
составила: БУЛГАРУ А.П.
г.Мегион
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка.
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образования. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
- недостаточное внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Формы и методы работы:
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Игры – драматизации;
Слушание музыкальных произведений;
Просмотр сказки;
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Заучивание стихов;
Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
– дети старшей группы 5-6 лет
– воспитатели
– музыкальный руководитель
– инструктор по физической культуре
– родители.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – апрель 2020г.
Материально-технические ресурсы:
– Сказки, иллюстрации;
– Аудио, видеоматериалы;
– Мультимедийная техника;
– Костюмы для театрализованной деятельности;
– Атрибуты для разных видов театров.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты:
-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;
-развитие творческой самостоятельности: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а также импровизация на детских инструментах;
-углубление знаний о предметах, куклах, декорациях;
-расширить и активизировать словарь детей; воспитание культуры речевого общения;
-закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;
-искать выразительные средства для создания образа,
-используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;
-воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.
Структура проекта.
1 этап – подготовительный
– изучение методической литературы
– создание предметно-развивающей среды
– подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.
– разработка сценариев сказок, театрализованных игр
2 этап – основной
Проведение театрализованных представлений по сказкам «Гуси-лебеди», «Морозко», «Мешок яблок»; игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей», «Маша и медведь» и т.д.
3 этап – заключительный
-подведение итогов реализации проекта
–соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
План работы по театрализованной деятельности для детей старшей группы
№п/п
Тема
Форма реализации, задачи
дата
1.
«Театр бывает разным»
– Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности)
Сентябрь
–
Октябрь
2.
Фланелеграфный театр.
Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.
Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей»
3.
Театр кукол би-ба-бо
Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки»
Игра-драматизация по сказкам «Три медведя», «Золушка».
Показ сказок «Теремок» с использованием кукол би-ба-бо детям ясельной группы
4.
Настольный театр
Знакомство детей с разными видами настольного театра.
Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.
5.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр».
6.
Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре.
Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь».
7.
Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре.
8.
Театр на ложках, театр на палочках.
Изготовление с детьми театра на ложках.
9.
Пальчиковый театр.
Знакомство детей с разными видами пальчикового театра.
Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра):
«Красная шапочка».
10.
Маски – Шапочки.
Рассказ сказочницы об этом виде театра.
Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей.
Подвижные игры с использованием масок-шапочек.
11.
Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”
– Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
– Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.
– Учить передавать ритмизацией движения
12.
«Театральная азбука».
– Знакомство с театральными терминами.
– Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.
-Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.
-Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.
– Развивать выразительность жестов.
– Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.
Ноябрь
13.
«Незнайка в театре»
Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.
– Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
– Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
– Развивать умение выразительно передавать образы.
– Упражнять детей в подборе рифм к словам.
– Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.
14.
Беседа: “Театральные профессии”
– Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
– Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.
15.
Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты»
– Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма.
– Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.
– Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
16.
«В мире сказок»
– Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);
– Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев)
17.
«Неделя игры»
Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)».
Декабрь
18.
Разгадывание загадок: “Сказочные герои”
– Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.
– Развивать умение переключаться с одного образа на другой.
19.
Играем в сказку «Снегурочка»
Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка».
– Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
– Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.
– Формировать интонационную выразительность речи.
– Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях.
Показ сказки «Морозко» родителям.
20.
«В гостях у С. Я. Маршака»
– Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».
– Игра «Маски» (понимание мимики).
– Имитационное упражнение «Кто как ходит».
– игра-драматизация по стихотворению С.Я. Маршака «Перчатки».
Январь
21.
«Путешествие»
– Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.
– Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
– Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.
– Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
– Воспитывать партнерские отношения между детьми.
22.
Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра»
1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;
2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;
3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;
4.Продолжать взаимодействовать с родителями.
Февраль
23.
«Непослушная Маша».
– Учить доводить до детей замысел сказки.
Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).
– Развивать интонационную выразительность речи.
– Развитие умения последовательно пересказывать сказку.
– Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.
24.
«Мы маленькие актёры»
– Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.
– Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. – Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.
– Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.
– Развитие творческого потенциала.
– Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.
25.
Викторина «Что мы знаем о театре».
Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;
– Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
– Упражняться в интонирование диалогов.
– Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
– Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
– Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров.
Март
26.
Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лиса, заяц и петух»
Совершенствовать диалогическую форму речи.
– Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.
– Развивать внимание, память, воображение.
-Совершенствовать исполнительское мастерство.
27.
Деловая игра «Театральный ринг»
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
Апрель
Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта:
Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали русскую народную сказку «Заюшкину избушку» Мы предположили, что эта сказка наиболее интересна для детей, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли.
Обеспечение проектной деятельности:
1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. – М.: РОСМЭН, 2000.
Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. – М.: Мнемозина, 1995.
Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.:ВЛАДОС, 2001.
Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.