проект "Пожару - нет!" ☼
Автор: Мышкина Светлана Анатольевна, Утробина Наталья Михайловна
Проект
«Пожару – НЕТ!»
Воспитатели группы «Горошинки»:
Утробина Наталья Михайловна
Мышкина Светлана Анатольевна
Дети и родители старшей группы «Горошинки»
Образовательные области: социально - коммуникативная, познавательная, физическая культура.
Вид проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
Актуальность проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
· Воспитывать чувство осторожности и самосохранения,
· Воспитывать в детях уверенность в своих силах,
· Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
· Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
· Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
· Формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.
· Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
· Развивать творческие способности дошкольников.
· Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
· Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Предполагаемый результат:
- углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
- правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- знать средства пожаротушения;
- уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- знать о профессии пожарного;
- профилактика панического страха перед огнём;
- изменение отношения родителей к данной проблеме;
- осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
1. Подготовительный этап
1. Провести опрос детей.
2. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников.
3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал.
4. Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
2. Основной этап
Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.
3. Заключительный этап
Викторина «Пожарная безопасность».
Этап | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
Подготовительный этап (2 дня): | 1. Провести опрос детей. 2. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников. 3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике. 4. Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
| С 26.10 по 28.10 | Воспита- тели |
Основной этап (2 недели) | Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми. Экскурсия в пожарную часть пос. Дороничи: “Я б в пожарные пошел, пусть меня научат” Цель экскурсии: Познакомить с опасной и интересной профессией пожарного. Задачи: Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах. Формирование интереса к профессии «пожарный». Знакомство с трудом взрослых: пожарного, диспетчера. Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам. НОД на данную тему: Формирование целостной картины мира: 1. Огонь друг или враг? 2. Пожарные – смелые, храбрые, отважные, умелые. 3. Огонь в жизни человека. Развитие речи: 1. Составление рассказов по картинкам “Мальчик – спички – пожар - пожарная машина” Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений. 2. Составление рассказов по сюжетным картинкам по пожарной тематике. Связная речь: развивать умение детей составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие и последующие за изображенным на ней сюжетом; грамотно оценивать содержание рассказов, правильность построения предложений. 3. Составление рассказов по пословицам “Солома с огнем не дружит”, “Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин”. Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему. 4. Творческий рассказ: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец». Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Познавательно исследовательская деятельность: Опыт. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит). Вывод. Наш опыт показал, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит, хотя загорается медленнее. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!
Физкультура: Утренняя зарядка: «Вырастем сильными» Эстафета: «Мы спасатели»
Рисование: 1. “Пожарная спецтехника всегда придет на помощь”
2. “Если вдруг случился пожар”
Лепка: «Пожарные на пожаре»
Аппликация: «Пожарная машина»
Конструктивная деятельность: Техника пожарной части.
Чтение художественной литературы: 1. Чтение стихотворения С.Я Маршака “Пожар” 2. Чтение стихотворения С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” 3. Чтение отрывка из произведения Б. Житкова “Что я видел” 4. Чтение стихотворения С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” 5. Рассказы Б. Житкова «Дым» и «Пожар» 6. Рассказ Л. Толстого “Пожарные собаки” 7. Произведение К. И. Чуковского «Путаница» · Беседы о работе пожарных «Если в доме что-то загорелось» «Если в квартире много дыма» «Если звучит пожарная сирена» · Рассматривание сюжетных картинок «Стасик и его друзья» « Пожар в квартире» «Пожар в лесу» · · Обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре: · Драматизация сказки «Кошкин дом» · Дидактические игры · Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность» Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот , кто у кого окажется больше закрытых полей. Дидактическая игра «Карточная викторина». Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек. Варианты вопросов: - Назови возможную причину пожара; - как правильно вызвать пожарных; - что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром; - можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных; - что нужно делать, если в доме запахло газом; - можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара; - можно ли поджигать тополиный пух; - можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери; - можно ли использовать лифт во время пожара в доме; - что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя; - как правильно покинуть задымлённое помещение; - можно ли играть спичками и зажигалками и почему. Дидактическая игра: «Назови причины пожара» Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность. Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры. Дидактическая игра: «Выбери нужное» Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электрическая розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек. Дидактическая игра: «Сложи картинку» Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость. Ход игры: Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо» Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. Ход игры: Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место. Дидактическая игра: «Доскажи словечко» Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память. Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой…….(пожар) Раз, .два, три, четыре. У кого пожар в …..(квартире) Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил…..( утюг) Красный отблеск побежал. Кто со спичками……(играл) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над …(газом) Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому поджог…(траву) Кто в огонь бросал при этом Не знакомые …(предметы) Помни каждый гражданин: Этот номер:….(01) Дым увидел- не зевай. И пожарных ….(вызывай) Дидактическая игра: «Четвёртый лишний» Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей. Сюжетно-ролевые игры: 1. «Один дома». Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД. Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью. 2. «Мы - пожарные» Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры. Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).
Взаимодействие с родителями Консультации: 1. «Пожарная безопасность»; 2. «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре». 3. “Огонь-опасность”
| С 26.10 по 12.11 | Воспита - тели и дети, родители |
Заключительный этап (1 день): | Викторина «Пожарная безопасность». Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о пожарной безопасности. Уточнить знания о пользе и вреде огня, расширять знания о профессии пожарного, показать детям, в экспериментальной деятельности, как быстро загораются предметы из разных материалов, развивать стремление объединяться для получения общего результата. Воспитывать аккуратность во время обращения с пожароопасными предметами. Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, заучивание стихов, пословиц и поговорок о пожаре, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, решение логических задач, игры – имитации, стихи на противопожарную тематику для детей, обыгрывание проблемных ситуаций, экскурсия в пожарную часть, изготовление листовок, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Пожарные». «С огнем бороться мы должны, Мы смелые работники, с водою мы напарники Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы…………….(пожарные) У каждого человека в первые минуты пожара есть шанс спасти свою жизнь. Сегодня мы с вами будем учиться, правильно действовать, если случилась беда. 1. Первый конкурс называется «Вопрос – ответ» Вопросы: 1. Номер пожарной охраны? (01, 112) 2. Как потушить горящую одежду на человеке? (можно накрыть плотной тканью или одеялом, оставив голову открытой) 3. Почему пожарная машина красного цвета? (красный цвет яркий напоминает огонь, чтобы она была видна на дороге, чтобы ей уступали дорогу) 4. Почему нельзя при пожаре открывать окна и двери? (много воздуха – больше огня) 5. Отчего гибнут люди во время пожара? (от едкого и угарного дыма) 6. Чем можно потушить пожар? (Вода, земля, огнетушитель, песок) 7. Если комната наполнена густым дымом, что вы будете делать? (закрыть нос и рот влажным платком и ползком продвигаться к выходу) 8. Если вы увидели что горит старая трава. Ваши действия? (сказать взрослым) 2. Следующий конкурс называется «Кто быстрее доберется до пожара и потушит его». Вам необходимо как можно быстрее потушить горящий дом.(каждый из участников по очереди бегут с ведром воды вокруг конусов, «бег змейкой», добегают до домика выливают воду в таз, бегут обратно и отдают ведро следующему участнику – под музыкальное сопровождение). Все мы силы приложили и пожар мы потушили Было трудно тяжело, но умение и ловкость нас от бедствия спасло.
3. Подумайте и скажите «Какие из изображенных предметов загораются быстрее?» (вата, бумага, ткань, дерево, железо) – «Почему вы так думаете?». Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать. · Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? · Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»? · Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём? · Кто костров не разжигает и другим не разрешает? · Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички? · Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке? · Кто из вас завидев дым набирает 0-1? · Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички? · Кто пожарным помогает - правила не нарушает?
Ребята, помните о том Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен У того пожар возможен
Не играй, дружок, со спичкой Помни, ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла
Возле дома и сарая Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая Для построек и людей.
Погладить рубашку и брюки Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки И целыми провода.
Включен утюг, хозяев нет, На простыне дымится след
Ребята, меры принимайте, Утюг горячий выключайте!
Ты о пожаре услыхал, Скорей об этом дай сигнал! Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер — 01! | 13.11. | Воспита-тели и дети |
|
Список литературы: |
| |
|
|
|
1. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности.- ООО «ТЦ Сфера», 2005.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
3. Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
4. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Широкова С.Г. Занятия – опыты.// Управление ДОУ.- 2009 - №2