Статья Проект "Предметы быта". Автор: Цыро Татьяна Владимировна, Чудакова Виктория Александровна

Автор: Цыро Татьяна Владимировна, Чудакова Виктория Александровна
Проект по предметам быта старины, советского времени.Краткосрочный, ознакомительный.


Автор: Цыро Татьяна Владимировна, Чудакова Виктория Александровна

Актуальность:

Дошкольное детство-это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире. Для дошкольного возраста – неутомимые «Почемучки», им интересно все, что творится вокруг. Задача воспитателей – помочь детям познакомиться с предметами и явлениями мира, который нас окружает, в интересной и увлекательной форме. Родители, как активные участники педагогического процесса, должны эти знания закрепить с ребенком с ребенком дома. И только тогда, в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель», результат будет положительным.

При использовании технологии «Три вопроса» детям стало интересно, что было, когда их самих еще не было на свете, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было. Что это за таинственное «давным-давно?» Во что играли дети, когда бабушкина мама была еще девочкой? Как тогда одевались? Какие предметы быта окружали?...Исходя из интересов детей было решено разработать проект и познакомить воспитанников с бытом советской семьи.

В этой работе нам помогали родители, дедушки, бабушки воспитанников. Они приносили сохранившиеся предметы тех времен.

Название проекта: «Предметы быта советской семьи»

Возраст: 4-5 лет

Тип проекта: творческий, игровой, познавательный.

По количеству участников: коллективный

По контингенту участников: смешанный (детиодители, педагоги)

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: две недели

Цель проекта: создание условий для формирования у детей представления о предметах быта советской семьи; расширять представление детей об окружающем их мире.

Задачи проекта:

Учить обобщать полученные ранее знания, проявлять творческую активность в процессе деятельности;

Воспитывать патриотические чувства;

Познакомить с предметами советского быта их названиями и назначениями;

Вызвать у дошкольников бережное отношение к предметам старины;

Продолжать освоение метода проектирования-метод организации насыщенной детской деятельности,

который

дает возможность расширять

образовательное пространство, придать ему новые формы;

Создание временной экспозиции предметов быта советской семьи;

Расширять возможности сотрудничества родителей с детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.

Предполагаемый результат:

Знать и называть предметы посуды, мебели советского периода;

Владеть обобщающими понятиями;

Узнавать по описанию и назначению;

Находить сходство и различие предметов посуды, мебели по нескольким признакам;

Знать из какого материала сделаны

предметы

Создание мини-музея на базе ДОУ

 

Таблица №1 этапы проекта «Предметы быта советской семьи»

 

№ п\п

Этапы проекта

Содержание этапа

1

Первый этап: (подготовительный)

Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.

Подготовка мини-музея в рекреации сада.

2

Второй этап: (основной)

Просмотр презентации «Предметы быта советской семьи».

Чтение художественной литературы, заучивание потешек, пословиц.

Загадки о предметах быта семьи.

С\р игры «Наша семья», «Дом»

Д\и «Расставь посуду»

Рисование «Коза-дереза», «Лиса и дрозд»

Лепка «Предметы быта»

3

Третий этап:

(обобщающий)

Оформление мини-музея.

Систематизация материала.

Экскурсия родителей в мини-музей.

Мини-музей «Предметы быта советской семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1 Загадки:

 

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

В доску я по шляпку влезу,

А по мне все стук, да стук.

(гвоздь)

Гуляю я и в дождь и в зной:

Характер у меня такой.

(зонт)

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь- он молчок,

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник)

 

Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

Сижу верхом не на коне,

А у туриста на спине.

(Рюкзак)

Новая посудина, а вся в дырах.

(Решето)

Вроде ежика на вид

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда чище!

(щетка)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет!

(Холодильник)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы.

(Сани)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2 (сказки):

«Федорино горе» К.И. Чуковский

1

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу

3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

 

 

Корней Чуковский «Мойдодыр»

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

 

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

 

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

 

Боже, Боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

 

Утюги

за

сапогами,

Сапоги

за

пирогами,

Пироги

за

утюгами,

Кочерга

за

кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

 

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

 

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

 

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

 

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

 

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут —

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас

 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

 

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

 

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

 

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

 

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

 

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

 

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!» -

Говорит.

 

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять,

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

 

А за ними пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

 

А за ним и бутерброд:

Подскочил — и прямо в рот!

 

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

 

Тут великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

 

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

 

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

 

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

 

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

 

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!

 

 

Приложение №3 (экскурсии детей в мини-музей):