Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект «Профессиональный выбор», как инструмент повышения качества образования обучающихся ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» | Фицева Александра Викторовна. Работа №347389

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Профориентация является неотъемлемой частью образовательного процесса и условием повышения мотивации обучающихся к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы.Подготовка обучающихся к самостоятельному выбору профессии в ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей - интернат»  традиционно являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс. «Профессиональный выбор» - проект, который реализуется в лицее на данном этапе, и продлится до 2027 года. 

Цель проекта заключается в формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив, активизация их профессионального, интеллектуального и творческого потенциала.

 

 

Проект «Профессиональный выбор», как инструмент повышения качества образования обучающихся ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

Профориентация является неотъемлемой частью образовательного процесса и условием повышения мотивации обучающихся к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы.

Роль профориентации становится в настоящее время особенно актуальной и значимой, так как:

- мир профессий стал более дифференцированным и максимально динамичным. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Социологи считают, что для многих молодых людей реальностью станет смена профессии 5-6 раз в течение жизни.

- на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Следовательно, профессиональный выбор стало делать все сложнее, соответственно, актуальность профориентационной помощи в этом возросла.

Профориентационная работа играет непосредственную роль и в успешной сдаче итоговой аттестации, т.к. позволяет обучающимся осознанно подходить к выбору экзаменов, четко понимая, какие предметы пригодятся им для дальнейшего обучения и получения профессии, с учетом индивидуальных интересов и возможностей.

Подготовка обучающихся к самостоятельному выбору профессии в ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей - интернат» традиционно являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс.

«Профессиональный выбор» - проект, который реализуется в лицее на данном этапе, и продлится до 2027 года.

Цель проекта заключается в формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив, активизация их профессионального, интеллектуального и творческого потенциала.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи проекта:

1. Сформировать актуальное для обучающихся лицея «профориентационное информационное поле».

2. Обеспечить обучающихся средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию, вариантами получения профессионального обучения в учебных заведениях региона, страны.

3. Определить пути и способы развития познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

4. Реализовывать профориентационные технологии как системы общественно-педагогического воздействия на обучающихся, с целью их подготовки к сознательному выбору профессии, как системы государственных мероприятий, обеспечивающей научно - обоснованный выбор профессии.

Основная идея проекта заключается в том, чтобы помочь лицеистам познать самих себя, свои силы и индивидуальность, оказать помощь в формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора профиля обучения в 8-9 классах и будущей профессии в 10-11 классах.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога. Организуется профконсультационная помощь в выборе профиля обучения, помощь в профессиональном самопознании, делается акцент на ценностно-смысловые стороны профессионального труда, осуществляется знакомство с особенностями профессий и требований к ним.

Основные требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:

во-первых, чтобы профессия была интересной;

во-вторых, чтобы была возможность трудоустроиться;

в-третьих, чтобы профессия соответствовала индивидуальным особенностям ребёнка.

Занятия обучающихся лицея в объединениях по интересам («Психологическая азбука», «Основы проектной деятельности», «Открой себя»), безусловно, играют значимую роль в понимании собственных ценностей и интересов обучающихся, способствуют осознанному выбору профиля обучения и дальнейшего выбора профессии.

Обучение в 10-11 классах - ответственный этап лицейской профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в средней школе. Школьным психологом, совместно с классными руководителями и воспитателями, расширяется консультационная деятельность для обучающихся и их родителей. Делается акцент на ознакомление с предметной стороной профессиональной деятельности, общих и специальных профессионально важных качеств. Рассматриваются особенности поступления в профессиональные учебные заведения. Проигрываются различные варианты выбора профессии, и делается акцент на помощь в конкретном выборе.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников с обсуждением и возможными корректировками дальнейших профессиональных планов и готовности к ним. Для того чтобы выбрать свою траекторию развития, обучающимся важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения. Дополнительной помощью лицеистам в этом направлении стала диагностическая программа проекта «Билет в будущее».

В лицее разработан и реализуется цикл профориентационных классных часов, проводятся презентации ведущих ВУЗов и встречи с выпускниками лицея - студентами вузов, организуются экскурсии на дни открытых дверей в ВУЗы - партнеры, проходят встречи в клубе «Профессионал». Основное предназначение клуба - выстраивание конструктивного диалога между обучающимися, родителями и специалистами в вопросах выбора профессии, а также обеспечение взаимодействия с Центром занятости населения. Формы работы клуба разнообразны: беседы за круглым столом, викторины, презентации, деловые игры.

Для наглядности, профессиональной ориентации используется информационный стенд «Профессиональный выбор». Стенд организуется в соответствии с задачами профориентационной работы в ГБОУ «Белгородский инженерный-юношеский лицей-интернат» и содержит советы психолога по выбору профессии, информацию о самых востребованных профессиях в регионе и стране, информацию о ведущих ВУЗах и др. Информационные материалы стенда систематически обновляются.

Сформированность у обучающихся компетентностей к профессиональному самоопределению является показателем эффективности системной профориентационной работы в лицее. Выпускники лицея традиционно подтверждают свой выбор профиля обучения поступлением в ВУЗы на соответствующие специальности. В результате правильного выбора профессии общество получает активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, а личность испытывает удовлетворение и получает широкие возможности для самореализации.

Используемая литература:

1. Васильева, Л. Н. Развитие профессионально-технической ориентации учащихся старших классов / Л. Н. Васильева, С. Г. Чумаров // Педагогика. – 2017. – № 4. – С. 122-125.

2. Николенко, Т. Г. Профориентация старшеклассников в условиях быстро меняющегося рынка труда / Т. Г. Николенко // Биология в школе. – 2018. – № 6. – С. 28-32.

3. Неволина, Ю. М. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников / Ю. М. Неволина // География в школе. – 2018. – № 3. – С. 39-43.

4. Пряжников, Н. С. Организация и методика производственного обучения: профориентология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Пряжников: Издательство Юрайт, 2022. – 405 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11686-1. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/495999 (дата обращения: 01.02.2022).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×