Проект программы внеурочной деятельности «Знайка», 4 класс | Чекрыгина Ирина Валентиновна. Работа №242461
Автор: Чекрыгина Ирина Валентиновна
Проект программы внеурочной деятельности
«Знайка», 4 класс
Проект программы внеурочной деятельности
«Знайка», 4 класс
Чекрыгина Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.»
город Ханты- Мансийск
Пояснительная записка
Новизна
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.
Актуальностьразработки программы определена переходом системыобразования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимыхвисследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Программа курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Работа над темой и проектно-исследовательская деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 9 – 10 лет (4 класс).
Сроки реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на 34 ч (1 час в неделю)
Цель: обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.
Задачи:
- активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;
- познакомить с комплексом материалов, выходящими за пределы школьной программы;
формирование умений интегрировать знания из различных областей наук. Воспитательные:
-развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;
развивать творческие способности;
- формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Критерии и нормы оценки.
Эффективным инструментом фиксации и оценки достижений образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений обучающихся, полученных ими в ходе исследовательской деятельности, можно считать портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио). Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. По итогам оценивания проводится анализ достижений, обозначаются пути дальнейшего развития.
Мониторинг ведется по следующим критериям:
Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод
Способность понимания причинно-следственных связей.
Сформированность
исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Нормативная база проекта
Проект регламентируется документами, дающими право на реализацию во внеурочное время:
– Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1887).
– Устав школы.
– Программа развития школы.
– Образовательные программы школы.
– Локальные акты.
Сочетание проекта с требованиями ФГОС
Проект «Знайка» сочетается с требованиями ФГОС, а именно способствует развитию перечня навыков:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
выпускника будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
– способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
– основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ
и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.Выпускник получит возможность
для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебныедействия
Выпускник научится:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиямиеереализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Результаты исследовательских работ учащихся представляются на выставках, конкурсах, презентациях, праздниках, научно-практических конференциях. Результат деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Учет основных задач развития образования в ХМАО-Югре
Проект учитывает стратегические ориентиры развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, указанные в третьей задаче, в частности: повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников.
Учет требований образовательной программы и уровня образования, на который рассчитан проект
В соответствии с требованиями Образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Сирина Н.И.» проект «Знайка» находит отражение в разделе «Дополнительное образование», которое ориентировано на развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся
Самостоятельная исследовательская деятельность заключается в способности:
–целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию;
–самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования;
–рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями.
В зависимости от поставленной цели используются различные виды самостоятельной работы обучающихся:
решение ситуационных, проблемных задач.
составление блок-схем, сравнительных таблиц и т.д.;
использование компьютерной техники для составления презентаций, видеороликов и т.д.;
моделирование объектов, процессов.
выполнение опытно-экспериментальных задач.
работа с текстами (учебника, справочника или другой дополнительной литературы);
учебно-исследовательская работа, проектная деятельность;
подготовка сообщений, рефератов, докладов;
составление тематических кроссвордов.
Таким образом, самостоятельную работу обучающихся можно использовать для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, углубления и расширения знаний, развития познавательных способностей и активности обучающихся, а также для формирования самостоятельности мышления и саморазвития.
Самостоятельная работа обучающихся, учитывает их возрастные особенности.
Использование проектом современных учебных материалов
Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе [текст] / Н.В. Белобородов. -
Аркти
, 2012.- 334 с.
Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [текст] / А.В. Бычков. –
Аркти
, 2012.- 125 с.
Гузеев
, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [текст] / В.В.
Гузеев
. - Начальная школа, 2015.
Землянская
, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [текст] / Е.Н.
Землянская
. - Начальная школа, 2015. – 49
с
.
Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [текст] / Н.В. Иванова.-
Аркти
, 2013.- 113 с.
Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [текст] / Н. А. Краля. - Уфа, 2014.- 98с.
Савенкова, А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование [текст] / А.И.
Савенко
. – Начальная школа, 2013.- 148
с
.
Селевко
, Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/ Г.К.
Селевко
.- Народное образование, 1998.- 256
с
.
Сухаревская, Е. Проекты и исследования [текст]/ Е. Сухаревская.- Начальная школа, 2012, №5.- 34
с
.
Использование проектом современных образовательных технологий
Для реализации практической части проекта используются следующие образовательные технологии:
1. Личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые и другие.
2. Технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание.
3. Групповые технологии (одновременная работа со всей группой, работа в парах – спарринг-партнером, групповая работа на принципах дифференциации).
4. Педагогика сотрудничества («проникающая технология») основной идеей которой является учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.
5. Технология КТД (коллективное творческое дело), сотрудничество детей и педагога.
6. Проблемное обучение.
7. Игровые технологии (обучающие), где игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
8. Технология индивидуализации обучения (тесно связана с технологией дифференциации, так как организация учебного процесса (выбор способов, приемов, темпа обучения) обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
9. Технологии уровневой дифференциации, в основе которой лежит индивидуальное обучение, а формирование гомогенных групп ориентировано на состояние здоровья учащихся.
10. Коллективный способ обучения (КСО) ), это такая организация учебной деятельности на уроках физической культуры, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
11. Групповые технологии , позволяющие реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Современные оценочные средства по программе внеурочной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и т.д.
1.Учебный реферат.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках,
которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.
Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе
классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
2 .Деловая или ролевая игра обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
3 .Кейс-задача. Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
4.Квест. Приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
5 . Коллоквиум. Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины , организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.
6 . Круглый стол. Дискуссия ,позволяющая включить полемику, диспут обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса ,проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
7. Портфолио . Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.
8. Проект.Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
Развитие образовательной среды школы средствами проекта
Проект «Знайка» предусматривает развитие образовательной среды школы, заключающееся в развитииисследовательской деятельности у младших школьников.
Привлечение социальных партнеров
Постоянными социальными партнерами в реализации проекта «Знайка» являются: СЮН, СЮТур, «Музей Природы и Человека», музей под открытым небом «Тору Маа»,школьный музей, школьная библиотека.
Тематический план
№
Раздел
Кол- во часов
1
Мы живем на Земле.Вселенная и наша планета.
3 ч
2
Земля - планета Солнечной системы
4 ч
3
И на север, и на юг
4 ч
4
Воздушная подушка нашей планеты Земля.
3 ч
5
У природы нет плохой погоды
5 ч
6
Мы - земляне
2 ч
7
Человек - звучит гордо!
4 ч
8
Я - сын своего народа
4 ч
9
Моя родословная. Моя фамилия - моя гордость!
4 ч
10
Заключение
1 ч
Итого:
34 ч
Содержание программы
№
Тема занятия
Кол- во часов
1
Вводное занятие «…Да откроются тайны необъятного Мира!». Что за слово «вселенная»? Где край Земли?
1 ч
2
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние работы в саду в огороде.
1 ч
3
Практ. занятие «Светит месяц, светит ясный». Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна
1 ч
4
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
1 ч
5
Изучение полезных ископаемых Экологические проблемы.
1 ч
6
Экскурсия
1 ч
7
Игра-викторина «В гостях у хозяйки медной горы»
1 ч
8
Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.
1 ч
9
Экскурсия в лес. «Если ты заблудился в лесу» (ориентация на местности без компаса)
1 ч
10
Практическое занятие. Составление карты своего края
1 ч
11
Практическое занятие. Составление карты своего края
1 ч
12
Исследовательская работа «Звездочка моя, ясная» (наблюдение над ночным небом)
1 ч
13
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
1 ч
14
«Он сказал: Поехали!» (заочная экскурсия на космодром)
1 ч
15
Практическое занятие. Конкурс рисунков «Самая, самая ….радуга-дуга».
1 ч
16
У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
1 ч
17
Прогноз погоды на сегодня (практическое занятие).
1 ч
18
Поисковая работа «Народные приметы о погоде». (Сравнение с приметами своего края)
1 ч
19
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Сбор материалов. Проведение акции «Птичья столовая»
1 ч
20
Творческая работа-сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка-зима!».
1 ч
21
Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле.
1 ч
22
«Ребята, давайте жить дружно!». (Игра КВН )
1 ч
23
Самое разумное существо на земле (ознакомление со строением тела человека). Человеческие возможности.
1 ч
24
Каждый человек имеет право! (Интеллектуальная игра)
1 ч
25
Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.
1 ч
26
Соблюдаем правила дорожного движения
1 ч
27
Мой адрес – город Ханты- Мансийск
1 ч
28
Экскурсия в «Музей природы и человека»
1 ч
29
Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
1 ч
30
Поисковая работа «Что в имени твоём?» (история вашего имени)
1 ч
32
Практическая деятельность «Моя родословная».
(Составление генеалогического древа своей семьи)
1 ч
33
Практическая деятельность «Моя родословная». (Составление генеалогического древа своей семьи)
1 ч
34
Заключительное занятие.
1 ч
Итого:
34 ч
Список литературы
1. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утверждённая указом президента РФ от 01.06.2012 №761.
Литература:
4. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой?/. – Москва: Педагогика, 1975. – 245 с.
5. Дмитриева, Н.Я., Товпинец, И.П. Естествознание Пробный учебник/. –Москва: Просвещение, 2002. – 118 с.
6. Королева, А.В. Естествознание для малышей, журнал "Начальная школа” 1998г. №10
7.Медведев Э. Н. Основы научных исследований: учебное пособие. – Макеевка: НОРД-пресс, 2006. – 250 с.
8. Рыжова, Н.А Наш дом – природа "Журнал "Начальная школа" 1998г. №10
9.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники)/Н.А. Рыжова. – Москва: Русское слово, 2006. – 216 с.
10. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. ФГОС: Пособие для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, студентов педагогических вузов/В.Ф. Феоктистова. –Волгоград: Учитель, 2019. – 154 с.