Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект программы внеурочной деятельности «Знайка», 4 класс | Чекрыгина Ирина Валентиновна. Работа №242461

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Чекрыгина Ирина Валентиновна
Проект программы внеурочной деятельности

«Знайка», 4 класс

 

Проект программы внеурочной деятельности

«Знайка», 4 класс

Чекрыгина Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.»

город Ханты- Мансийск

Пояснительная записка

 

Новизна

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Актуальностьразработки программы определена переходом системыобразования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимыхвисследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Программа курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

 

Работа над темой и проектно-исследовательская деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 9 – 10 лет (4 класс).

Сроки реализации программы 1 год.

Программа рассчитана на 34 ч (1 час в неделю)

Цель: обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.

 

Задачи:

 

 

- активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;

 

- познакомить с комплексом материалов, выходящими за пределы школьной программы;

 

формирование умений интегрировать знания из различных областей наук. Воспитательные:

 

 

 

-развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;

 

развивать творческие способности;

 

- формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Критерии и нормы оценки.

 

Эффективным инструментом фиксации и оценки достижений образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений обучающихся, полученных ими в ходе исследовательской деятельности, можно считать портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио). Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. По итогам оценивания проводится анализ достижений, обозначаются пути дальнейшего развития.

 

Мониторинг ведется по следующим критериям:

Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод

 

Способность понимания причинно-следственных связей.

 

Сформированность

исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы

 

Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.

 

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

 

3- умение полностью сформировано (высокий уровень)

2- умение сформировано частично (средний уровень)

1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0- умение не сформировано

Нормативная база проекта

Проект регламентируется документами, дающими право на реализацию во внеурочное время:

– Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1887).

– Устав школы.

– Программа развития школы.

– Образовательные программы школы.

– Локальные акты.

Сочетание проекта с требованиями ФГОС

Проект «Знайка» сочетается с требованиями ФГОС, а именно способствует развитию перечня навыков:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета, курса

 

Личностные универсальные учебные действия

выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной

деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ

и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой

и отечественной художественной культуройыпускник получит возможность

для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к

школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании

учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки

знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

 

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебныедействия

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиямиеереализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

 

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

 

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

 

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

 

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

 

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Результаты исследовательских работ учащихся представляются на выставках, конкурсах, презентациях, праздниках, научно-практических конференциях. Результат деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Учет основных задач развития образования в ХМАО-Югре

Проект учитывает стратегические ориентиры развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, указанные в третьей задаче, в частности: повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников.

Учет требований образовательной программы и уровня образования, на который рассчитан проект

В соответствии с требованиями Образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Сирина Н.И.» проект «Знайка» находит отражение в разделе «Дополнительное образование», которое ориентировано на развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту.

Организация самостоятельной деятельности обучающихся

Самостоятельная исследовательская деятельность заключается в способности:

–целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию;

–самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования;

–рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями.

В зависимости от поставленной цели используются различные виды самостоятельной работы обучающихся:

решение ситуационных, проблемных задач.

составление блок-схем, сравнительных таблиц и т.д.;

использование компьютерной техники для составления презентаций, видеороликов и т.д.;

моделирование объектов, процессов.

выполнение опытно-экспериментальных задач.

работа с текстами (учебника, справочника или другой дополнительной литературы);

учебно-исследовательская работа, проектная деятельность;

подготовка сообщений, рефератов, докладов;

составление тематических кроссвордов.

Таким образом, самостоятельную работу обучающихся можно использовать для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, углубления и расширения знаний, развития познавательных способностей и активности обучающихся, а также для формирования самостоятельности мышления и саморазвития.

Самостоятельная работа обучающихся, учитывает их возрастные особенности.

Использование проектом современных учебных материалов

Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе [текст] / Н.В. Белобородов. -

Аркти

, 2012.- 334 с.

Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [текст] / А.В. Бычков. –

Аркти

, 2012.- 125 с.

Гузеев

, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [текст] / В.В.

Гузеев

. - Начальная школа, 2015.

Землянская

, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [текст] / Е.Н.

Землянская

. - Начальная школа, 2015. – 49

с

.

Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [текст] / Н.В. Иванова.-

Аркти

, 2013.- 113 с.

Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [текст] / Н. А. Краля. - Уфа, 2014.- 98с.

Савенкова, А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование [текст] / А.И.

Савенко

. – Начальная школа, 2013.- 148

с

.

Селевко

, Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/ Г.К.

Селевко

.- Народное образование, 1998.- 256

с

.

Сухаревская, Е. Проекты и исследования [текст]/ Е. Сухаревская.- Начальная школа, 2012, №5.- 34

с

.

Использование проектом современных образовательных технологий

Для реализации практической части проекта используются следующие образовательные технологии:

1. Личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые и другие.

2. Технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание.

3. Групповые технологии (одновременная работа со всей группой, работа в парах – спарринг-партнером, групповая работа на принципах дифференциации).

4. Педагогика сотрудничества («проникающая технология») основной идеей которой является учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

5. Технология КТД (коллективное творческое дело), сотрудничество детей и педагога.

6. Проблемное обучение.

7. Игровые технологии (обучающие), где игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

8. Технология индивидуализации обучения (тесно связана с технологией дифференциации, так как организация учебного процесса (выбор способов, приемов, темпа обучения) обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.

9. Технологии уровневой дифференциации, в основе которой лежит индивидуальное обучение, а формирование гомогенных групп ориентировано на состояние здоровья учащихся.

10. Коллективный способ обучения (КСО) ), это такая организация учебной деятельности на уроках физической культуры, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

11. Групповые технологии , позволяющие реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

 

 

Современные оценочные средства по программе внеурочной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и т.д.

 

1.Учебный реферат.

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках,

которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе

классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

2 .Деловая или ролевая игра обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

3 .Кейс-задача. Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

4.Квест. Приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

5 . Коллоквиум. Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины , организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

6 . Круглый стол. Дискуссия ,позволяющая включить полемику, диспут обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса ,проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

7. Портфолио . Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

8. Проект.Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Развитие образовательной среды школы средствами проекта

Проект «Знайка» предусматривает развитие образовательной среды школы, заключающееся в развитииисследовательской деятельности у младших школьников.

Привлечение социальных партнеров

Постоянными социальными партнерами в реализации проекта «Знайка» являются: СЮН, СЮТур, «Музей Природы и Человека», музей под открытым небом «Тору Маа»,школьный музей, школьная библиотека.

 

Тематический план

 

Раздел

Кол- во часов

1

Мы живем на Землеселенная и наша планета.

3 ч

2

Земля - планета Солнечной системы

4 ч

3

И на север, и на юг

4 ч

4

Воздушная подушка нашей планеты Земля.

3 ч

5

У природы нет плохой погоды

5 ч

6

Мы - земляне

2 ч

7

Человек - звучит гордо!

4 ч

8

Я - сын своего народа

4 ч

9

Моя родословная. Моя фамилия - моя гордость!

4 ч

10

Заключение

1 ч

 

Итого:

34 ч

 

Содержание программы

 

Тема занятия

Кол- во часов

1

Вводное занятие «…Да откроются тайны необъятного Мира!». Что за слово «вселенная»? Где край Земли?

1 ч

2

Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние работы в саду в огороде.

1 ч

3

Практ. занятие «Светит месяц, светит ясный». Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна

1 ч

4

Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)

1 ч

5

Изучение полезных ископаемых Экологические проблемы.

1 ч

6

Экскурсия

1 ч

7

Игра-викторина «В гостях у хозяйки медной горы»

1 ч

8

Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.

1 ч

9

Экскурсия в лес. «Если ты заблудился в лесу» (ориентация на местности без компаса)

1 ч

10

Практическое занятие. Составление карты своего края

1 ч

11

Практическое занятие. Составление карты своего края

1 ч

12

Исследовательская работа «Звездочка моя, ясная» (наблюдение над ночным небом)

1 ч

13

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?

1 ч

14

«Он сказал: Поехали!» (заочная экскурсия на космодром)

1 ч

15

Практическое занятие. Конкурс рисунков «Самая, самая ….радуга-дуга».

1 ч

16

У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?

1 ч

17

Прогноз погоды на сегодня (практическое занятие).

1 ч

18

Поисковая работа «Народные приметы о погоде». (Сравнение с приметами своего края)

1 ч

19

Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Сбор материалов. Проведение акции «Птичья столовая»

1 ч

20

Творческая работа-сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка-зима!».

1 ч

21

Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле.

1 ч

22

«Ребята, давайте жить дружно!». (Игра КВН )

1 ч

23

Самое разумное существо на земле (ознакомление со строением тела человека). Человеческие возможности.

1 ч

24

Каждый человек имеет право! (Интеллектуальная игра)

1 ч

25

Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.

1 ч

26

Соблюдаем правила дорожного движения

1 ч

27

Мой адрес – город Ханты- Мансийск

1 ч

28

Экскурсия в «Музей природы и человека»

1 ч

29

Это моя семья. Информация обо всех родственниках.

1 ч

30

Поисковая работа «Что в имени твоём?» (история вашего имени)

1 ч

32

Практическая деятельность «Моя родословная».

(Составление генеалогического древа своей семьи)

1 ч

33

Практическая деятельность «Моя родословная». (Составление генеалогического древа своей семьи)

1 ч

34

Заключительное занятие.

1 ч

 

Итого:

34 ч

 

 

Список литературы

 

1. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844.

3. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утверждённая указом президента РФ от 01.06.2012 №761.

Литература:

4. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой?/. – Москва: Педагогика, 1975. – 245 с.

5. Дмитриева, Н.Я., Товпинец, И.П. Естествознание Пробный учебник/. –Москва: Просвещение, 2002. – 118 с.

6. Королева, А.В. Естествознание для малышей, журнал "Начальная школа” 1998г. №10

7.Медведев Э. Н. Основы научных исследований: учебное пособие. – Макеевка: НОРД-пресс, 2006. – 250 с.

8. Рыжова, Н.А Наш дом – природа "Журнал "Начальная школа" 1998г. №10

9.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники)/Н.А. Рыжова. – Москва: Русское слово, 2006. – 216 с.

10. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. ФГОС: Пособие для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, студентов педагогических вузов/В.Ф. Феоктистова. –Волгоград: Учитель, 2019. – 154 с.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×