Проект Работа с родителями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Веселые пальчики» ☼
Автор: Дудкина Елена Викторовна
Проект
Работа с родителями
по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Веселые пальчики»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.
Актуальность данной темы обусловлена именно тем, что у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается выраженные в разной степени отклонения в развитии движения пальцев рук. А развитие мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей с интеллектуальными нарушениями. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по данной проекте проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Направленность развития детей: игровая
Участники проекта: дети, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта по продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: с 1 ноября 2016 года по 30 апреля 2017 года.
Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:
Обучающие:
Умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи; контролировать собственные действия.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру речевого общения; дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща.
Развивающие
· Формирование мелкой моторики пальцев и кистей рук; развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; развитие графических навыков, подготовки руки к письму.
• Развивать психические процессы: память, речь детей; произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие.
детей посредством пальчиковых игр.
• Развивать у детей элементарные навыки самообслуживания.
• Развивать разнообразные сенсорные впечатления, внимательность и способность сосредотачиваться
Задачи для педагога:
- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, внимание и память детей.
- познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
Воспитатель: Дудкина Е.В.
Воспитатель: Николаева Г.П.
Учитель-дефектолог: Димидова А.В.
Учитель – логопед: Гальчишак А.Н.
Этапы проекта:
I этап - Подготовительный.
· Разработка темы;
· Формулировка цели проекта;
· Подбор и изучение методической литературы по данной теме;
· Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом и их особенностями;
· Подбор дидактического материала и пособий.
· Разработка консультаций для родителей.
Диагностический этап
Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
· Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
Практический этап
· Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук
· Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.
В течение всего периода использование на занятиях и в свободной деятельности:
1.Пальчиковой гимнастики, массажа
2. Рисование пальцами
3.Мозаика
4.Пазлы
5.Кубики в картинках
6.Конструктор Лего
7.Су-джок
8.Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами, природным и бросовым материалом, работа с трафаретами, штриховкой
9.Использование игр с водой и песком
Обобщающий этап
Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей.
Фотоматериалы результативности проектной деятельности.
II этап – Основной.
На данном этапе проводилась следующая работа:
· Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук:
· Использование пальчиковой гимнастики и физкультурных минуток в образовательном процессе;
· Игры с использованием дидактических игрушек;
· Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисования, ручной труд);
· Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов ДОУ.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Дата и
| Содержание работы по ИЗО | Пальчиковые игры и упражнения | Работа с родителями
|
ноябрь | Воспитатели: «Осенние листочки»- Рисование пальчиками Дефектолог: «Забавные формочки» - песок | -«Листочки», «Грибочки», «Солнышко встало» и т.д – пальчиковые игры все специалисты (см. картотеку) - Су-джок «Перелетные птицы» (массаж кольцом, кольцом)- логопед - Игры с прищепками (см. пособие) -«Гусеница, Солнышко» (застегивание, расстёгивание пуговиц, липучек) | - Консультация для родителей «Игры и задания для развития мелкой моторики» - логопед -Участие родителей в изготовлении игр для развития пальчиковой моторики (домашнее задание - шьем, вяжем) - воспитатели - «Мамина школа» Создание
|
декабрь | Воспитатели: «Снижинки»- пластилинография Дефектолог: «Раз, два, три, елочка гори» - мозаика
| -«Снег кружится» и т.д – пальчиковые игры все специалисты (см. картотеку) - Су-джок «Я мячом круги катаю» (массаж кольцом, кольцом)- логопед -«Собери полянку»- (застегивание, расстёгивание пуговиц) | -Ширма «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками, прищепками» - воспитатель - Папка передвижка «Чудесный песочек» - дефектолог
|
январь | Воспитатели: «Елочка зажгись»- рисование ладошкой, пальчиками Дефектолог: «Веселые следы» - песок | «Фанарики» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку) - Игры с прищепками (см. пособие)- воспитатели - Су-джок «Зимние забавы»- логопед - «Сапожки»- (шнуровки) | -Мастер-класс с родителями «Волшебные крышки» (игрушки для развития пальчиковой моторики своими руками) - воспитатели |
февраль | Воспитатели: «Вертолет»- пластилинография Дефектолог: «Цветные дорожки» - мозаика | «Листочки» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку) - Су-джок «Вот помощники мои»- логопед - «Чудо-дерево»- (застегивание, расстёгивание пуговиц)- воспитатели | - Мастер класс с детьми и родителями «Играем, развиваем, творим» (работа с песком) – дефектолог, воспитатели - Папка передвижка «Картотека пальчиковых игр с использование су-джока». - логопед |
март | Воспитатели: «Цветы для мамы»- рисование пальчиками Дефектолог: «Найди рыбку» - песок | - «Листочки» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку) - Игры с палочками: «Заборчик», «Дорога», «Машина» и д.р - «Шнуровки»- (протягивание шнурка разными способами)- воспитатели | -Ширма для родителей «Рисуем песком», - Организация индивидуальной выставки родителей и детей «Рисуем песком» - дефектолог, воспитатели - Фотогазета «Использования уголка «Волшебный лес» с детьми дома - логопед, воспитатели |
апрель | Воспитатели: «Одуванчик»- пластилинография Дефектолог: «Цветы на полянке» мозаика | -«Листочки» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку) - Су-джок «- Мальчик-пальчик» - логопед -«Собери бусы»- (нанизывание на шнурок)- воспитатели | Папка-передвижка «Использование самомассажа кистей и пальцев рук» - логопед - Фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями» - воспитатели, дефектолог, логопед |
Основные принципы работы педагога при реализации проекта:
- Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
- Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
III этап – Заключительный.
- Изготовление дидактических пособий «Весело играем – пальчики развиваем» (гусеница- липучки, цветок- пуговицы, чудо-дерево- пуговицы, игры с прищепками и т.д )
- групповые собрания, на которых будут продемонстрированы интегрированные занятия;
- выпуск консультаций для родителей по данной теме;
- изготовление пособий на мелкую моторику совместно родителей и детей.
- подведение итогов работы
Ожидаемый результат:
Дети:
- Положительная динамика в развитии мелкой моторики. - Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук. - проявляют интереса к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- отзывы родителей и педагогов; - Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта, у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
- родители станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
7. http://signorina.ru/1351-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej.html