Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект Работа с родителями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Веселые пальчики» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Дудкина Елена Викторовна

Проект

Работа с родителями

по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Веселые пальчики»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

Актуальность данной темы обусловлена именно тем, что у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается выраженные в разной степени отклонения в развитии движения пальцев рук. А развитие мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей с интеллектуальными нарушениями. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по данной проекте проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

            Направленность развития детей:  игровая

             Участники проекта: дети, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный.

            Вид проекта по продолжительности: долгосрочный.

            Срок реализации: с 1 ноября 2016 года по 30 апреля 2017 года.

 

Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

Обучающие:

Умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи; контролировать собственные действия.

Воспитывающие:

Воспитывать культуру речевого общения; дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща.

Развивающие

·        Формирование мелкой моторики пальцев и кистей рук; развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; развитие графических навыков, подготовки руки к письму.

 • Развивать психические процессы: память, речь детей; произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие.

 детей посредством пальчиковых игр.

 • Развивать у детей элементарные навыки самообслуживания.

             • Развивать разнообразные сенсорные впечатления, внимательность и способность сосредотачиваться

Задачи для педагога:

- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

- развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, внимание и память детей.

-  познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 

Участники проекта:

Воспитатель: Дудкина Е.В.

Воспитатель: Николаева Г.П.

Учитель-дефектолог: Димидова А.В.

Учитель – логопед: Гальчишак А.Н.

Этапы проекта:

I этап -  Подготовительный.

·                Разработка темы;

·                Формулировка цели проекта;

·                Подбор и изучение методической литературы по данной теме;

·                Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом и их особенностями;

·                Подбор дидактического материала и пособий.

·                Разработка консультаций для родителей.

Диагностический этап 

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.

·                     Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.

Практический этап 

·                Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики  пальцев рук

·                Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.

В течение всего периода использование на занятиях и в свободной деятельности:

1.Пальчиковой гимнастики, массажа

2. Рисование пальцами

3.Мозаика

4.Пазлы

5.Кубики в картинках

6.Конструктор Лего

7.Су-джок

8.Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами, природным и бросовым материалом, работа с трафаретами, штриховкой

9.Использование игр с водой и песком

Обобщающий этап 

Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей.

Фотоматериалы результативности проектной деятельности.

II этап – Основной.

На данном этапе проводилась следующая работа:

·                Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук:

·                Использование пальчиковой гимнастики и физкультурных минуток в образовательном процессе;

·                Игры с использованием дидактических игрушек;

·                Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисования, ручной труд);

·                Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов ДОУ.

Перспективный план работы с детьми и родителями

 

Дата  и

 

            

Содержание работы по ИЗО

Пальчиковые игры и упражнения

Работа с родителями

 

ноябрь                                            

Воспитатели: «Осенние листочки»-

Рисование пальчиками

Дефектолог: «Забавные формочки» - песок

-«Листочки», «Грибочки», «Солнышко встало» и т.д – пальчиковые игры все специалисты (см. картотеку)

- Су-джок «Перелетные птицы» (массаж кольцом, кольцом)- логопед

- Игры с прищепками (см. пособие)

-«Гусеница, Солнышко» (застегивание, расстёгивание пуговиц, липучек)

- Консультация для родителей

 «Игры и задания для развития мелкой моторики» - логопед

-Участие родителей в изготовлении игр для развития пальчиковой моторики (домашнее задание - шьем, вяжем) - воспитатели

- «Мамина школа» Создание
уголка  «Волшебный лес» для развития мелкой моторики в домашних условиях»
– логопед

 

декабрь

Воспитатели: «Снижинки»- пластилинография

Дефектолог: «Раз, два, три, елочка гори» - мозаика

 

-«Снег кружится» и т.д – пальчиковые игры все специалисты (см. картотеку)

- Су-джок «Я мячом круги катаю» (массаж кольцом, кольцом)- логопед

-«Собери полянку»- (застегивание, расстёгивание пуговиц)

-Ширма «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками, прищепками» - воспитатель

- Папка передвижка «Чудесный песочек» - дефектолог    
- Консультация для родителей   «использование су-джок терапии» - логопед

 

январь

Воспитатели:

«Елочка зажгись»- рисование ладошкой, пальчиками

Дефектолог: «Веселые следы» - песок

«Фанарики» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку)

- Игры с прищепками (см. пособие)- воспитатели

- Су-джок «Зимние забавы»- логопед

- «Сапожки»- (шнуровки)

-Мастер-класс с родителями «Волшебные крышки» (игрушки для развития пальчиковой моторики своими руками) - воспитатели
- Консультация для родителей   «Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»

февраль

Воспитатели: «Вертолет»- пластилинография

Дефектолог: «Цветные дорожки» - мозаика

«Листочки» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку)

- Су-джок «Вот помощники мои»- логопед

- «Чудо-дерево»- (застегивание, расстёгивание пуговиц)- воспитатели

- Мастер класс с детьми и родителями «Играем, развиваем, творим» (работа с песком) – дефектолог, воспитатели

- Папка передвижка «Картотека пальчиковых игр с использование су-джока». - логопед

март

Воспитатели:

«Цветы для мамы»- рисование пальчиками

Дефектолог: «Найди рыбку» - песок

- «Листочки» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку)

- Игры с палочками: «Заборчик», «Дорога», «Машина» и д.р

- «Шнуровки»- (протягивание шнурка разными способами)- воспитатели

-Ширма для родителей «Рисуем песком»,

- Организация индивидуальной выставки родителей и детей «Рисуем песком» - дефектолог, воспитатели

- Фотогазета «Использования уголка «Волшебный лес» с детьми дома - логопед, воспитатели

апрель

Воспитатели: «Одуванчик»- пластилинография

Дефектолог: «Цветы на полянке» мозаика

-«Листочки» и т.д – пальчиковые игры, все специалисты (см. картотеку)

- Су-джок «- Мальчик-пальчик» - логопед

-«Собери бусы»- (нанизывание на шнурок)- воспитатели

Папка-передвижка «Использование самомассажа кистей и пальцев рук» - логопед

- Фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями» - воспитатели, дефектолог, логопед

 

Основные принципы работы педагога при реализации проекта:

 

- Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

- Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

- Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

- Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

- Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.

- Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

 

III этап – Заключительный.

 -  Изготовление дидактических пособий «Весело играем – пальчики   развиваем» (гусеница- липучки, цветок- пуговицы, чудо-дерево- пуговицы, игры с прищепками и т.д )

- групповые собрания, на которых будут продемонстрированы интегрированные занятия;

-  выпуск консультаций для родителей по данной теме;

-  изготовление пособий на мелкую моторику совместно родителей и детей.

- подведение итогов работы

Ожидаемый результат:

Дети:   

- Положительная динамика в развитии мелкой моторики.                                                                - Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.                                                                                                                                                   - проявляют интереса к пальчиковой гимнастике;                                                                                                                                                       

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- отзывы родителей и педагогов;                                                                                                         - Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта, у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

- родители станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. http://signorina.ru/1351-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej.html

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×