Проект «Разноцветный мир творчества» | Григорьевская Оксана Николаевна. Работа №317401
Тип проекта –краткосрочный, творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети и их родители.
Время проведения-16.01.2023-31.01.2023.
Аннотация проекта
Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы
Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:
1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного — изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
2. Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
3. Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
4. Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
5. На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
6. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Сегодня есть выбор вариантов художественно – эстетического дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детской художественной творческой деятельности (одарённости) средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения. Поэтому мною и был разработан данный проект «Разноцветный мир творчества» по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста. Главный принцип работы – педагогика ненасилия. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников; ребята научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания незаконченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Актуальность темы проекта:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Нетрадиционные техники рисования играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей.
Необычные способы рисования способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. Истинная ценность такого вида деятельности заключается не в качестве, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом и технологиями.
Задачи: Развитие и укрепление мелкой моторики. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности. Развивать творческое мышление, фантазию, умение реализовать себя. Формировать практические навыки работы с различными изобразительными материалами. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Уголок художественного творчества «Страна Фантазия» в группе в котором помещены;
репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.);
бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, крупы, пенопласта, открытки, бусины, фольга, ленты, тесьма и др.); пластилин;
подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника.
разработка перспективного плана и цикла игр-занятий;
картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
компьютерное оборудование с подборкой презентаций, методические пособия и журналы;
Ожидаемые результаты
Динамика развития мелкой моторики. Применение изученных техник, приёмов иматериалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей.
Ожидаемые результаты:
для детей
повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;
будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;
научатся планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;
смогут выражать свое отношение к окружающему миру через изобразительную деятельность и ручной труд;
научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.
для педагогов
создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
для родителей
приобретут знания для развития детского творчества;
примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
научатся организовать художественную деятельность в семейном кругу;
получат положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
проявят единство, творчество и заинтересованность.
Этапы проекта
1Подготовительный - Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах по теме проекта. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
2. Основной – Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры;
Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
3. Заключительный – Коллективная работа с использованием различных видов техник нетрадиционного рисования
Проект «Разноцветный мир творчества»
Тип проекта –краткосрочный, творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети и их родители.
Время проведения-16.01.2023-31.01.2023.
Аннотация проекта
Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы
Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:
Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного — изображение просто дополняется до желаемого образа деталями).
Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы
непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует
цветовосприятие
, эстетический вкус.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Сегодня есть выбор вариантов художественно – эстетического дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детской художественной творческой деятельности (одарённости) средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения. Поэтому мною и был разработан данный проект «Разноцветный мир творчества» по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста. Главный принцип работы – педагогика ненасилия. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников; ребята научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания незаконченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Актуальность темы проекта:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Нетрадиционные техники рисования играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей.
Необычные способы рисования способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. Истинная ценность такого вида деятельности заключается не в качестве, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом и технологиями.
Задачи: Развитие и укрепление мелкой моторики. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности. Развивать творческое мышление, фантазию, умение реализовать себя. Формировать практические навыки работы с различными изобразительными материалами. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Уголок художественного творчества «Страна Фантазия» в группе в
котором
помещены;
репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.);
бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, крупы, пенопласта, открытки, бусины, фольга, ленты, тесьма и др.); пластилин;
подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника.
разработка перспективного плана и цикла игр-занятий;
картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
компьютерное оборудование с подборкой презентаций, методические пособия и журналы;
Ожидаемые результаты
Динамика развития мелкой моторики. Применение изученных техник, приёмов иматериалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей.
Ожидаемые результаты:
для детей
повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;
будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;
научатся планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;
смогут выражать свое отношение к окружающему миру через изобразительную деятельность и ручной труд;
научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.
для педагогов
создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
для родителей
приобретут знания для развития детского творчества;
примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
научатся организовать художественную деятельность в семейном кругу;
получат положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
проявят единство, творчество и заинтересованность.
Этапы проекта
1Подготовительный - Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах по теме проекта. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
2. Основной – Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры;
Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
3. Заключительный – Коллективная работа с использованием различных видов техник нетрадиционного рисования
Этапы реализации проекта:
Организационный этап - Поиск, изучение и обработка информации
- определение цели и задач проекта;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- просмотр материалов по нетрадиционным техникам изображения;
- создание предметно-развивающей среды
Практический этап - Работа над проектом
- реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий, изобразительных технологий
Заверщающий этап
-оформление результатов;
-презентация проекта.
Модель реализации проекта
Направления работы
Содержание деятельности
Срок исполнения
1. Работа с детьми
1. Игры-занятия, дидактические и развивающие игры , эксперименты с различными изобразительными материалами
в течение реализации проекта
3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций и т.д.
в течение реализации проекта
4. Чтение художественной литературы, просмотр презентаций
в течение реализации проекта
5. Продуктивная деятельность детей. Рисование пальчиками
Тема: «Зима чародейка»
Рисование ладошкой.
. Тема: «Деревья в снегу»
Рисование «Волшебной ниточкой (ниткография).
Тема: «Волшебные узоры на окне».
Рисование в технике «Кляксография». Тема: «Мы фантазеры»
Рисование с крупой (манка) .
Тема: «Белый мишка»
Рисование «Отпечатывание овощами» (салат).
Тема: «Зима в лесу».
Спорт в искусстве
Беседа, рассматривание презентации, иллюстраций с видами спорт, загадывание загодок.
Рисование на манной крупе «Следы лыжника» «Следы от каньков»
Рисование на снегу.
в течение реализации проекта
7. Организация выставки в группе.
в течение реализации проекта
8. Оформление альбома детских рисунков «Мир красок»
2. Сотрудничество с родителями
1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
в течение реализации проекта
3. Родительское собрание
«Нетрадиционные техники рисования»Родительское собрание в младшей группе.Цель собрания: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.
Задачи собрания:
1. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования
Форма работы: круглый стол.
в течение реализации проекта
4.Оформление альбома
“Волщебница зима»
в течение реализации проекта
3. Методическое сопровождение
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.
в течение реализации проекта
2. Подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника.
3. Картотека нетрадиционных способов рисования.
4. Подборка игр с рисунками для детей.
5. Конспекты игр-занятий.
в течение реализации проекта
8. Консультационный материал для родителей.
в течение реализации проекта
9. Обобщение и распространение наработанного материала.
в течение реализации проекта
Оценка результатов реализации проекта:
Нетрадиционные изобразительные техники способствуют снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния детей за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность воспитанников. Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для педагогов проект является стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию, а для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.