Проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей» | Бутакова Екатерина Ивановна. Работа №254896
Автор: Бутакова Екатерина Ивановна
Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №168 «Теремок»
общеразвивающего вида
Проект
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
воспитатель:
Бутакова Екатерина Ивановна
г. Барнаул 2020 г.
1. Информационная карта.
Наименование проекта
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Автор проекта
Бутакова Екатерина Ивановна воспитатель МБДОУ№168 «Теремок»
соответствие занимаемой должности
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Опыт работы показывает, что у детей наблюдается односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, маленький словарный запас, отсутствие логики выводов и утверждений, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации. Данный проект научит детей устанавливать причинно-следственные связи с опорой на образы памяти, делать выводы.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Цели и задачи проекта
Проект направлен на повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники. В процессе реализации проекта решаются задачи развития мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Краткая аннотация содержания проекта
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.
Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.
Сроки выполнения проекта
Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта
к
омпьют
ер, проектор, DVD проигрыватель,
музыкальный центр и т.д.;
наглядно-методические пособия;
методическая литература;
о
плата труда штатных сотрудников;
2. Актуальность и важность данной проблемы.
Название проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Обоснование актуальности проекта.
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в
предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.
Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи у деей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».
Цель проекта - Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
Задачи проекта
Образовательные:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.
Развивающие:
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;
- Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Срок реализации проекта – среднесрочный (сентябрь - ноябрь)
3.Сбор и анализ информации по избранной теме.
ан
кетирование родителей на тему:
«
Хорошо ли говорит ваш ребенок?»;
изучение опыта работы педагогов детских садов России по проблеме
проекта
;
Реализация плана действий проекта.
Подготовительный этап (мотивационный)
Сроки выполнения
Содержание
Формы работы
Задачи
2 недели
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
Вызвать интерес детей к теме.
Развивать умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила общения.
Выяснить уровень знаний детей по проблеме.
Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в
придумывании сказок, загадок и т. п.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей
дошкольного возраста»
Основной этап (деятельностный) (7 недель)
Непосредственно организованная деятельность
разных видов детской деятельности.
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
Самостоятельная
деятельность детей в условиях
развивающей среды
Взаимодействие с родителями
1. НОД «Лисичка со скалочкой» см.приложение
2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Как прошли мои выходные».
3. Пересказ и драматизация сказки «Лиса и рак» с опорой на мнемотаблицу.
1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам.
2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.
3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.
4. Показ настольного театра по сказке «Два жадных медвежонка» по мнемотаблице.
5. Подготовка к театрализации по по сказке Сутеева «Мешок яблок». Разучивание ролей по мнемотаблице
6. Создание книжки – малышки «Домашние животные» с использованием детско-родительских работ и составлением описательных рассказов детей по мнемотаблицам.
7. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?»
8.Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах», «Ожидая зиму», «Зима», «Весна», «Весенние изменения».
1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по коллажу»
3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
4. Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный театр).
5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах
6. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».
7. Расказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Три медведя».
8. Использование алгоритмов в повседневной деятельности.
1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.
Заключительный (творческий) (3 недели)
Театрализованное представление «
Мешок яблок
»
Оформление выставок детско-родительских работ
-
Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
Презентация для педагогов ДОУ
«Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
см. приложение
.
Участие в муниципальном конкурсе ДОО «Калейдоскоп методических идей»
Работа велась не только с использованием мнемотехники, но и предполагала активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной. Вначале составление мнемотаблиц проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.
Методы и приемы, используемые в работе с детьми.
Словесные
Практические
Наглядные
Чтение сказок, фольклора;
Беседы по прочитанному.
Игры-драматизации;
Дидактические – игры;
Разыгрывание этюдов;
Заучивание пословиц и поговорок.
Заучивание стихотворений.
Пересказывание сказок.
Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Оформление выставок.
Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный, магнитный.
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали разные сюжеты, используя для этого театральные атрибуты.
В играх шло развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Интеграционный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты проекта.
Результативность относительно детей
Результативность относительно родителей
Результативность относительно педагогов
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием
2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.
3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).
4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
5.Формирование артикуляционного праксиса
6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).
1.Потребность в сотрудничестве с ДОО
2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания
3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи
4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми
5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.
1.Повышение профессионального мастерства
2.Овладение проектной деятельностью.
3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.
4.Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Родители поддержали идею проекта, приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе.
Таким образом, реализация проекта дала положительный результат не только в речевом, познавательном, художественно - эстетическом, но и в социальном развитии детей.