Проект Реализации образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Мой родной край» | Мой кабинет. Работа №346809
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проект
Реализации образовательной области
Познавательное развитие Тема:
Мой родной край
Выполнила:
воспитатель
Никифорова В.В.
2024 г.
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” Симонов Актуальность. Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь.И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи
нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
Формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: Мой родной Аксубаевский край! В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Гипотеза.Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Дать знание детям о родном крае, селе: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация в крае.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село Савгачево, свой край.
Расширить знания детей о флоре и фауне своего села.
Познакомить с культурой и традициями родного края.
Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
Пробудить в детях чувства любви к своему селу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать активное участие в проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о родном селе, крае.
Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
Педагоги и родители пополнят знания об Аксубаевском районе, о селе.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведениюУчастники проекта
Дети старшей и подготовительной группы;
Воспитатели;
Заведующая ДОУ:
Родители.
Сроки реализации:
На один год: 2023 -2024 г.
Проект групповой, творчески – поисковый.
1 этап Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
Анкетирование педагогов.
Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех педагогов.
Готовности педагогов к проблеме.
3 этап. Выполнение проекта
Форма работы с детьми
Время проведения
Тема
Цели
Форма проведения
Сентябрь
1.Знаешь ли ты свою деревню?
Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию
Беседа
2. Угадай, где я нахожусь?
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села
Дидактическая игра
3.Где я отдыхал летом
Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке
Рисование
Октябрь
История возникновения родного села
Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села
Занятие
Центральная улица села
Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную
Дидактическая игра
Улицы родного села
Учить передавать красоту родного села
Изобразительная деятельность
К празднику День пожилых людей
Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями.
Оформление стенда для родителей
Ноябрь
Беседа о Татарстане, о родном крае
Закрепить знания детей о достопримечательностях Татарстана. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города Казани.
Занятие
Найди отличия
Сравнивать особенности старого и современного села
Русская изба в нашей деревне
Знакомить детей с историей строительства домов
Изготовление мини-музея.
Придумай названия будущим улицам села
Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали
Творческое задание
Декабрь
Кому что нужно для работы?, Угадай профессию
Учить детей отличать профессии города от профессий села.
Дидактические игры
Все профессии важны…
Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда
Сюжетно-ролевые игры
Делу – время, потехе – час
Закреплять знание чувашского фольклора
Конкурс пословиц и поговорок
Вот так лес! Полон загадок и чудес!
Расширять знания детей о лесе.
Занятие
Январь
Флора и фауна Аксубаевского района
Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края
Экскурсия в музей
Назови друзей леса?
Вечер загадок
Поможем птицам зимой
Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края
Акция
Животный и растительный мир. Их среда обитания.
Формирование знаний о животном и растительном мире нашего края, поиск необходимой информации совместно с родителями.
Изготовление альбома
Знай и люби родную природу
Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
Занятие
Февраль
Откуда хлеб пришел
Познакомить с историей выращивания зерна в деревне.
Оформление альбома
Узнай на вкус
Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий
Игра
Булочная
Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу
Сюжетно – ролевая игра
Выращивание хлеба
Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба в настоящее время и изготовление в современных условиях
Занятие
Март
Полезные привычки
Пропаганда здорового образа жизни
Беседа
Веселые старты
Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья
Спортивные соревнования
Знакомство с играми бабушек и дедушек села Савгачево
Дать детям знания о нравах и быте чувашского народа.
Занятие - игра
Рисование чувашских костюмов
Познакомить детей с орнаментом чувашского народа.
Занятие
Апрель
Крестьянская изба
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.
Экскурсия в школьный музей
Что лишнее?
Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей села.
Дидактическая игра
Праздник Уяв.
Доставить детям радость
С участием родителей
Сделаем нашу деревню чище
Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.
Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
Моя Родина – Татарстан
Обобщить знания о флоре и фауне Татарстана; углубить представления о костюмах Татарского народа, закрепить знание чувашских пословиц и поговорок
Защита проекта
Май
Этих дней не смолкнет слава!
Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ, формировать представления о празднике День Победы
Встреча с ветеранами
Боевая слава нашего народа
Сформировать представление о героизме, подвиге.
Экскурсия к памятнику
Спортивные состязания
Праздник День защиты детей
Соревнования между детьми детского сада и детьми начальной школы
Что ты знаешь о своей малой Родине?
Выявление усвоенных знаний детьми
Диагностика
Формы и методы работы с родителями
1.Консультации;
2. Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.
3.Оформление папки-передвижки Люби и знай свой край родной.
4.Изготовление семейных альбомов.
5.Беседы с родителями о важности данной проблемы”,
6.Оформление альбомов Хлеб – всему голова!; с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
7.Выставка Сделаем наше село чище (совместно с родителями) 8.Мероприятия по охране окружающей среды.
9. Изготовление поделок из природного материала.
Формы и методы работы с педагогами
Лекторий Историческое и настоящее название улиц и площадей села
Семинар-практикум Игры и занятия наших дедушек и бабушек
Открытый просмотр занятия в подготовительной к школе группе Семья. Родословное древо моей семьи
Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)
Консультации: Красная книга Аксубаевского края, Символика Аксубаевского края, Экология, Ископаемые, Природа, Климат, История освоения.
Презентации проектов, видеороликов.
4 этап. Презентационный – завершающий
Представление своих проектов в форме выбранной педагогами.
Оформление уголка краеведения Мой любимый край.
Открытое занятие Моя Родина – мой край!.
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проектов, видеороликов.
Этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
1. Беседа Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали.
2. Организация выставки совместных работ детей и взрослых
Литература:
Е.С.Евдокимова Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Управление ДОУ 2002 №6.
И.В.Штанько Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ 2004 № 4.
Л.Н.Коротовских Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
Т.И.Доможакова Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ 2006 № 8.
М.Д.Маханева Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ 2005 №1.
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова Моя малая Родина. Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.
Управление ДОУ 2008 № 4.
З.А.Ершова, Н.А.Краскина Никто не забыт, ничто не забыто…
4