Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект «Русские обычаи, традиции и народное творчество» | Ведерникова Наталья Анатольевна. Работа №306598

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель проекта:  

Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. 

Задачи проекта:  

·         вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

·         познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

·         познакомить детей с особенностями народного быта; воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; 

·         расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

·         развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

·         развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; 

·         познакомить детей с разными видами народного творчества;   развивать художественно — творческие способности детей;

·         осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников; 

Проект «Русские обычаи, традиции и народное творчество» Актуальность проекта:

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории..

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Цель проекта:

Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Задачи проекта:

вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

познакомить детей с

особенностями народного быта;

воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов,

загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

познакомить детей с разными видами народного творчества; развивать художественно — творческие способности детей;

осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

Сроки реализации: долгосрочный (05.10.2022г. - 12.05.2023г.)

Вид проекта: познавательно- творческий

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Представление кукольного театра.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения.

Формы образовательной работы с детьми:

Организация НОД.

Совместная деятельность.

Праздники и развлечения.

Наблюдения в быту и природе.

Организация конкурсов рисунков и поделок

.

Посещение тематических выставок

.

Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

 

Основные этапы реализации проекта.

Этап

– подготовительный.

Цель: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

 

Этап– о

сновной.

 

Беседа

«Русь-матушка».

Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.

Беседа по картине «Крестьянская семья». Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края,

когда в природе осень золотая».

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Выставка рисунков детей «Осень золотая»

Беседа «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.

Рисование «Роспись ложки»

Слушание русских народных песен.

Рисование «Распиши сарафан и рубаху».

Рисование «Распиши кокошник».

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

 

Этап – заключительный.

 

Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа»

 

Мероприятия с родителями

Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи»

(Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа.

Выставка работ из овощей и фруктов.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень»,

И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивкабурка», «Пахарь».

Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.

Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа в осенний период».

Перспективный план работы.

 

Сентябрь

Тема «В гости к бабушке Рассказушки».

Занятие № 1 «Обряды осени: «Новолетие»

Цель: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Объяснить значении Руеня-сентября для славян —начинался новый год. Познакомить с понятием -«Род, Родословное Дерево. Расшифровка русского поклона «моё сердце и ум у ваших ног».

Чтение мифа о Древе Рода.

Игра «Муха». Расшифровка русского поклона «моё сердце и ум у ваших ног».

Рисование «Древо Рода»

Знакомство с русскими народными загадками об осенних дарах «Кладовая осени».

Занятие № 2 «Осенины»

Цель: познакомить детей с обычаем праздновать Осенины, расширить знания о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Развивать выразительность исполнения в передаче двигательной пластики времени года- осени. Побуждать к творческому поиску выразительных деталей и «штрихов» в народных играх. 1. Повторение заклички «Восенушка-осень»

Игры «Редька», «Репка», «Огурцы».

Изготовление куклы-матери: Макошь-Осенина.

Выставка совместного творчества детей и родителей из природного материала «Золотая осень».

Занятие № 3 «Детский фольклор»

Цель: Учить юмору, доброжелательному отношению друг к другу, находчивости, меткости русского языка. Повторяются «дразнилки», «поддевки». Развивать умение самостоятельно сочинять «уловки», «мирилки». Развивать способность чувствовать и понимать партнера в образно-пластическом взаимодействии. Знакомство с детским фольклором и его особенностями.

Игра «Фанты», словесная игра «Путаница».

Оформление «Книжки-ловишки» с придуманными детьми текстами «дразнилок», «поддевок», «уловок» .

Вечер потешек и шутливых песенок «Нам смешинка в рот попала».

Октябрь

Тема «Мой дом моя крепость»

Занятие № 1 «Хлеб - всему голова»

Цель: знакомство со старинным орудием труда- цепом и серпом. Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба.

Воспитывать уважение к труду хлебороба. Развивать пластическую выразительность в передаче образов полевой деятельности. Умение совмещать движения с пением.

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде и хлебе.

Игры «Царь», «Мак-маковистый».

Изготовление из соленого теста хлебобулочные изделия.

Чаепитие с караваем «Мы за чашкой не скучаем, всех мы чаем угощаем!»

Занятие № 2

Закрепить знание детей о внутреннем убранстве крестьянской избы.

Цель: Познакомить детей с таким понятием как «женская половина - бабий кут, и мужская половина-коник», «красный угол». Знакомство с орнаментальными хороводами, отражающими четыре стихии мироздания. Развивать исполнительскую выразительность при исполнении хоровода.

Чтение сказки «Огневушка-поскакушка» Огонь-Солнце.

Игры «Кострома», «Дударь»

Коллективное панно из бумажных кукол в народных костюмах «Солнечный круг».

Драматизация русской народной сказки «Лиса и волк».

Тема «Деревенский двор»

Занятие № 1 «У ворот хоровод».

Цель: Обогащать представления детей о компонентах крестьянского двора, функциональное значение отдельных хозяйственных построек (хлев, сарай, баня, овин, гумно) в старину. Закрепить знания в сравнении современного крестьянского двора с старинным. Обратить внимание детей, что двор — хозяйственный комплекс, удобный в климатических условиях России. Побуждать детей к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения. Орнаментальный хоровод «Вода»

1. Беседа «Волшебница водица»

2.Чтение сказки о живой и мертвой воде «Марья- Маревна»

Игры «Ручеёк», «Капустка»

Рисуем орнамент «Вода»

Просмотр мультфильма «Коза-дереза»

Занятие № 2 «Земля Матушка и кормит и поит»

Цель: Познакомить воспитанников с тем как почитали Землю крестьяне. С народными праздниками связанных с землёй (Покров) Формировать интерес к окружающему миру. Воспитывать стремление бережного отношения к природе. Побуждать детей к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения. Орнаментальный хоровод «Земля»

Беседа «Земля».

Игра «Челнок»,

«Узор для крестьянской рубахи», разрисовывание шаблонов.

Церковный календарный праздник «Покров»

Занятие № 3 «Деревянное кружево»

Цель: Продолжить знакомство с деревянными архитектурными памятниками России. Дать новое понятие «Деревянное зодчество», «кремль».

Побуждать детей к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения.

Орнаментальный хоровод «Воздух».

Беседа «воздух».

«Золотые ворота», «Тетеря шла»

Работа по подгруппам. Изготовление макета «Деревянный кремль».

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Ноябрь.

Тема «Мебель и утварь деревенского дома»

Занятие № 1 «Наша-то хозяюшка сметлива была».

Цель: Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением. Обратить внимание детей что в избе обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Знакомить детей с условно-сценическим способом взаимодействия партнёров в подвижных играх.

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте.

Игры «Кочерга», «Заря-заряница»

Занятия- игры с использованием макета русской избы.

Занятие № 2 «При солнышке тепло — при матери добро».

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. Обогащение словаря » Чадо, дитятко, люлька«. Развивать выразительность исполнения образов матери и ребёнка, совместный поиск двигательно-пластических деталей в воплощении образов.

Беседа «Мама, мамочка, мамулечка, матушка»

Материнские игры: пестушки, потешки, поскакушки «ладушки», «пеленашки»,

«потягушки»

Изготовлении Куклы пеленашки

.

Вечер частушек «Нашим мамам».

Тема «Быт и ремесла»

Занятие № 1 «Знай сверчок свой шесток».

Цель: Объяснить детям причины разделения труда в семье в старину, дать знания о традициях русского народа в воспитании мальчиков и девочек. Совместно с детьми сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси. Закреплять умение соединять с играми считалки и жеребьевки.

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Игры «Горшки»

, «Прялица»

Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

Конкурс на придумывание своих считалок. «Раз, два, три…»

Занятие № 2 «Дело мастера боится»

Цель: Продолжить знакомить детей с разнообразными ремёслами. Знать женские ремёсла и мужские и их характерные особенности. «Добры молодцы» — отцовы помощники, да «красны девицы» — умелицы — рукодельницы.

Развивать выразительность исполнения по ролям.

Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Ролевые подвижные игры. Игра для мальчиков «Кузнецы», Игра для девочек «Пряха»

Занятие для мальчиков гончарное дело «Кувшин для молока», Занятие для девочек

«Вышивка»

Календарный народный Синичкин день и Кузьминки.

Декабрь.

Тема «Старинный сундучок».

Занятие № 1 «Диво дивное - чудо чудное»

Цель: Продолжать знакомство с народным костюмом. Учить видеть красоту народного костюма. Закрепить знание, из какого материала шили одежду. Определить какая одежда была праздничной, какая повседневной. Обогащение словаря «кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, епанечка, кика».

Беседа на тему: «Как рубашка выросла» (по рассказу К.Д.Ушинского).

Игры с предметами «Колечко», «Бусики» .

Познакомить детей с ткацким станком. И приемами ткачества.

Конкурс стихов «Здравствуй зимушка зима».

Занятие № 2 «Выступает, будто пава»

Цель: Закрепить название основных элементов женского народного костюма: рубаха, понёва, передник, кика, гашник, коруна, волосник. Женские украшения и их обережное значение: рясы-серьги, накосник, монисто, зарукавье-браслеты, гребни. Формировать умение предавать образ только при помощи рук, кистей, пальцев. Развитие мелкой моторики.

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».

Пальчиковые игры «Марьино окошко», «Кулачки», «Гости».

Плетение из бисера колечка.

Посиделки с использованием соответствующих пословиц и поговорок об одежде.

Занятие № 3 «Народный мужской костюм».

Цель: закрепить знания детей о мужском крестьянской одежде. Расширить знания детей о мужском костюме: кафтан, косоворотка, калита, зипун, начельник. Повторить значение орнаментальных символов и знаков на воротнике, подоле и наплечниках. Продолжить знакомить детей с разновидностями русских народных игр. Словесные игры развивают русскую речь, сохраняют диалект, народную манеру общения, фантазию, находчивость, внимательность.

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо»

Словесные игры «Поехали», «Чепуха».

Выкраиваем из бумаги элементы мужской одежды.

Посиделки «Дело было вечером».

Занятие № 4 «Платье ладное- да нарядное».

Цель: Закрепить знания о цветовом строе народного костюма. Использование отделки (цветная тесьма, вышивка, кружево, драгоценные камни, бисер, жемчуг). Сравнение костюмов разных регионов России. Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту народного костюма.

Просмотр сказки «Морозко»

Игра «Два Мороза»

Изготовление настенного панно «Новогодний хоровод»

Викторина на лучшего знатока народного костюма «Чудесный сундучок».

Январь.

Тема «Дети в гости наряжайтесь».

Занятие № 1 «В январе, что не день то праздник»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками их историей и значением. Новый год, Рождество. Святки-игры колядовальщиков. Прививать интерес к народным праздникам.

Чтение сказки «Конёк Горбунок».

Игра «В кузнеца», «Царевич королевич»

Изготовление масок для колядования.

Празднование Рождества «Коляда в детском саду».

Занятие № 2 «Народный театр»

Цель: Подготовка костюмов к символам колядок, этюдам, театрализации. Развивать умение передавать характерные черты персонажа при помощи движений, речи, мимики. Объяснить что такое игрища, чем отличаются от обычной игры . Игрища и народный календарь:

«Вождение коня» на Колядки — символ перехода в новое время.

«Медведь» — предок, приносит с собой мудрость и богатство духовное. «Коза» — символ урожая, «Журавль» — плодородие, чадородие.

Беседа «Любимые персонажи народного театра (медведь, коза, конь, журавль).

Обрядовая игра «Вождение коня»

Изготовление из лыка «Коня»

Игровые этюды с персонажами народного театра.

Занятие № 3 «Обрядовые игры с элементами театрализации».

Цель: Расширить знания детей о том, что такое «обряд». Развивать интерес к народным традициям. Народный театр — игровые этюды с персонажами народного театра. Умение передавать характерные черты персонажа при помощи движений, речи, мимики. Игра: «Шел козел дорогою», «Медвежьи потехи» (изображает недостатки современного общества), «Продажа коня» (старый — старый год, молодой — новый год).

1. Обрядовые игры: «Костер», «Курилка» 2. Изготовление костюмов для обрядовых игр.

3. Игровые этюдов «Обрядовые игры».

Февраль.

Тема «Посиделки» .

Занятие № 1 «На героя и слава бежит»

Цель: Знакомить с былинами о русских богатырях, молодецких забавах - силовых играх. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них. Воспитание терпимости. Выносливости, развитие доброго духа соперничества среди мальчиков. Умение не смеяться над слабыми и беззащитными.

Просмотр мультфильма «Детство Ратибора»

Силовые игры «Борцы», «Триноги», «Тараканы», «Петухи».

Рисование богатыря.

Спортивное развлечение «Молодецкие забавы».

Занятие № 2 «Кто в тереме живет?»

Цель: Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки. Видеть символы, понимать их значение. Терем - символ устроение мира и тех, кто в нём проживает. Мышка-символ бегущего времени. Яйцо-символ жизни. «Волк» — «Чужой» — представитель иного мира. «Гуси» — символ древних знаний, потому учат неразумных детей, которые не слушаются родителей, служат Бабе-Яге. «Медведь» -предок, ему нужно угодить, с ним нет опасности, а есть испытания.

Чтение сказок «Курочка ряба», «Теремок».

Просмотр мультфильмов «Курочка ряба», «Теремок», для сравнения персонажей в книге и на экране.

Ролевая игра изображением без слов и звуков по сказке «Курочка Ряба»

Подвижные игры Игра «Волк и гуси», «У медведя во бору». 5. Подготовка костюмов к сказке «Теремок» 6. Игра-инсценировка «Теремок».

Тема «Русские промыслы» .

Занятие № 1 «Где живет перо Жар-птицы?»

Цель: Актуализировать знания воспитанников о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи

формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.

Чтение легенды о «Золотой хохломе».

Игры «Салки с хвостиками»

Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.

Вечер потешек и песенок «Детский фольклор».

Занятие № 2 «Матрёшки-сестрицы».

Цель: Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; учить различать матрешек по форме, цветовому оформлению. 1. Чтение рассказа «Русская матрёшка»

Д\и «Кто за кем».

Игры «Салки-сороконожки»

Учить детей изображать игрушку матрёшку (в лепке, аппликации, рисунке)

Выставка детских работ «Моя матрёшка».

Вечер потешек и песенок «Детский фольклор».

Март.

Тема «Русские промыслы».

Занятие № 1 «Городецкая роспись» .

Цель: Расширять знания детей об особенностях Городецкой росписи. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Формировать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Просмотр презентации «Городец»

Посиделочные игры девочек «Шигирялка», «Кобылка».

Изготовление поздравительной открытки-раскладушки к 8 марта.

«Вме

сте с мамой» роспись кухонной ло

паточки городецким узором.

Занятие № 2 «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько»

Цель: Пополнить знания детей о празднике «Масленица». Познакомить со значением каждого праздничного дня. Способствовать восстановлению традиции празднования народного праздника в семье. Скоморошьи игры — символ вечного закона природы — возрождения. «Скоморох» — вестник главных событий, носитель древних знаний.

Рассказ воспитателя о Масленице.

Заучивание названий дней масленочной недели и обычаях каждого дня.

Игра «Скоморошины», «Заря-Зареница», «Горелки»

Изготовление куклы малой Масленицы

Спортивное развлечение «Взятие снежного городка»

Занятие № 3 «Обрядовые игры и символы весны».

Цель: Сплочение детского коллектива, формирование дружеских взаимоотношений через изучение обрядовых игр. Расширить знания детей о том, что такое обрядовые игры. 1. Просмотр DVD «Встреча весны»

Игра «Уроза»

Лепка из пластилина и соленого теста птичек «Весня

Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне «Солнышко-вёдрышко»

Занятие № 4 «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Цель: Познакомить детей с русскими трудовыми обычаями и действиями весной в огороде, поле. Активизировать в речи детей пословицы о труде. Самостоятельный посев детьми семян. Воспитывать трудолюбие.

Весенние попевки во время сева семян «А мы просо сеяли»

Оформление орнаментом тарелки «Ростки и колоски»

Викторина «Ты мне, я тебе», о временах года с использованием соответствующих загадок, примет, стихов, закличек.

Апрель.

Тема «Игрушки наших бабушек».

Занятие № 1 «Шутку шутить — людей насмешить».

Цель: Формировать представление детей о народной игрушке Петрушке как о герое народного юмора. Познакомить детей с персонажами народного театра «немец», «барин», «солдат», а так же с видами народного юмористического фольклора — небылицами, дразнилками, скороговорками. Развивать творческую фантазию детей, побуждать их искать необычные движения и пластику выбранного персонажа.

Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц с участием Петрушки

Игры «Скоморошины», «Салки-мартышки».

Аппликация из цветной бумаги «Петрушка»

«Представление всем на удивление»- разыгрывание игровых ситуаций с использованием Петрушки.

Занятие № 2 «Расширять представления об игрушках забавах.

Цель: Развивать интерес, желание узнать о мастерах изготавливавших игрушки и игрушках, которые делали сами дети. Закреплять умение передавать контрастную манеру исполнения движения: то пластическую, то механическую.

Рассказ воспитателя и показ иллюстраций и игрушек (ветряная мельница, волчок, наседка и цыплята, фарфоровая кукла, деревянная лошадка).

Игра » Наседка и цыплята» , игрушка-забава «Клюющие курочка и петушок»

Конкурс «Мельница-вертельница»

Изготовление совместно с родителями ветряной мельницы.

Занятие № 3 «Пасха»

Цель: Познакомить детей с понятием православный церковный праздник. Чем отличается от народных праздников. Знакомство с пасхальными песнями. Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Знакомство с русским обычаем обмениваться на Пасху яйцами, о значении этого действия.

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Проведение игр с крашеными яйцами.

Раскрашивание пасхальных яиц «Писанки»

Фольклорный досуг «Красная горка».

Занятие № 4 «Народная вышивка»

Цель: Познакомить детей с образцами вышивки и кружев. Объяснить какие инструменты использовали рукодельницы в работе. 1. Разучивание песни «Уж я сеяла ленок»

Игра » Сито»

Обучение детей составлять орнамент для рушника.

Викторина «Преданья старины». Выяснить знания детей о русских ремеслах, название орудия труда.

Май

Тема «В гости к бабушке Рассказушке».

Занятие № 1 «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

Цель: Формировать представление о героическом прошлом и настоящем русского народа. Великих русских богатырях — защитниках земли русской и простых людях защищающих свою Родину. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Активизация словаря: ратник, богатырь, былина, сказитель, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберег. 1. Просмотр х/ф «Илья Муромец»

Силовые игры «Великаны», «Перетяжки»

Изготовление девочками подарка для мальчиков «Плетение „зарукавья“-браслета» Фольклорное развлечение «Богатыри земли русской».

Занятие № 2 «Веселись частной народ».

Цель: Расширять знания детей о разновидностях обрядовых кукол. Объяснить значение каждой куклы в чем их сходство и различие: «Осенина», «Коляда», «Масленица», «Леля, Русалка» «Коляда». Развивать композиционное творчество, побуждая детей придумывать варианты воплощения сюжета.

Беседа «Делу время , а потехе час».

Хоровод «Березка».

Упражнение «голосовые» — заклички.

Изготовление обрядовой куклы «Лели»

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×