Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

проект с детьми средней группы "Терские казачата" | Билей Маргарита Геннадьевна. Работа №299832

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Билей Маргарита Геннадьевна
Преимущества данной темы заключаются в возможности воспитать у дошкольников высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родной станице, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей. Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры донского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия казачества подрастающему поколению. Реализация проекта создаст важные предпосылки для целенаправленного художественно-эстетического и познавательного развития детей, приобщение к фольклорной культуре Терского казачества.

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИСРЕДНЕЙГРУППЫ № 1
«Терские казачата».

Организационно-подготовительный этап:

Тема проекта и ее происхождение.Дети получили элементарные знания и представления о Терском казачестве и в среднем дошкольном возрасте усложняются и расширяются цели и задачи по региональной культуре в освоении детьмитрадиций и обычаев Терских казаков.В первую очередь это относится к нашему прошлому:возрождению казачества и решению проблем духовно - нравственного воспитания детей, умению понимать культуру своего народа,

проявлять познавательную активность, интерес к миру, желание узнавать новое.Вопросы воспитания патриотизма всегда находятся в центре внимания государства.

Водном из своих выступлений Президент нашей страны В.В. Путин сказал: «…В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальна идея. Это идея не идеологизирована и не связана с деятельностью какой – то партии. Это связано с общим объединяющим началом».

Преимущества данной темы заключаются в возможности воспитать у дошкольников высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родной станице, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей. Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры донского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия казачества подрастающему поколению.Реализация проекта создаст важные предпосылки для целенаправленного художественно-эстетического и познавательного развития детей, приобщение к фольклорной культуре Терского казачества.

Автор проекта:Билей М. Г.

Исполнители:Билей М. Г.

Вид проекта:познавательно – творческий, групповой.

Характер контактов: внутри группы, взаимодействие с социумом.

Форма организации: индивидуально – групповая.

Количество участников:дети группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, воспитатель по физо.

Продолжительность:Долгосрочный (9 месяцев).

Цель проекта:Ознакомление детей с образцами традиционной культуры казачества, овладение ими знаний по возрождению и продолжению традиций донского казачества, развитие интереса к историческому прошлому родного края.

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

  • Воспитывать активную жизненную позицию детей.

  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей.

  • Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.

  • Повышение активности родителей в вопросах воспитания у ребенка любви к родному краю, стимулирование желания принимать участие в мероприятиях по проекту группы.

Предполагаемые результаты:

  • Может рассказать о себе, своей семье и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение».

  • Знаетсемейные традиции, главные христианские праздники (Рождество, Пасха), казачьи обычаи и обряды.

  • Любит и умеет исполнять казачьи песни (колыбельные).

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость.

План достижения цели:

п/п

Мероприятие, вид деятельности

Кто

осуществляет

Сроки

Примечание

1.

Пополнение образовательной среды центра по казачеству: создание картотеки игр, сказок, прибауток, закличек и т. д. для детей среднего дошкольного возраста.

Билей М. Г.

сентябрь

2.

«Твой адрес в этом мире» - расширить представление детей о крае, в котором мы живем. Познакомить с символикой Ставропольского края.

Билей М. Г.

сентябрь

3.

«Казачья ярмарка» -    знакомить детей с традициями Терского казачества, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.

Билей М. Г.

сентябрь

При участии родителей

4.

«Кто мы, откуда. Где наши корни» - учить ориентироваться в родственных отношениях, расширять представление о семье, прививать любовь к родственникам.

Билей М. Г.,муз. руководитель

октябрь

При участии родителей

5.

«Гутарник»-    вызвать у детей интерес к казачьему разговору.

Билей М. Г.

октябрь

6.

Осенний казачий праздник «Осень на порог – на стол пирог».

Билей М. Г., муз. руководитель

октябрь

При участии родителей

7.

Дидактическая игра«Сорока, сорока, кашу варила» - закрепить умение варить кашу в чугунке, последовательное складывание продуктов: вода, крупа, соль, масло.

Билей М. Г.

ноябрь

8.

Презентации книжек - малышек «Копилка пословиц» - формировать условия для самостоятельной творческой, поисковой работы родителей по накоплению пословиц и поговорок с целью создания книжек-малышек.

Билей М. Г.

ноябрь

При участии родителей

9.

«Бабушкин сундук» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

Билей М. Г., муз. руководитель

декабрь

При участии родителей

10.

Сбор наглядного и литературного материала «Праздник Пасхи»

Дидактическая игра«Назови предмет одежды казака и казачки».

Билей М. Г.

декабрь

11.

«В ночь перед Рождеством» - дать представление о главном христианском празднике. Познакомить с обрядовыми песнями-колядками.

Билей М. Г.

январь

12.

Казачий стилизованный праздник «Святки в детском саду».

Билей М. Г.,

муз. руководитель

январь

При участии родителей

13.

«Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.

Билей М. Г.

февраль

14.

Просмотр презентации «Оружие казака» - знакомство с военной амуницией казаков.

Билей М. Г.

февраль

15.

Изготовление аппликации «Конь» - закрепление навыка аккуратной аппликации (работы с клеем, кистью, салфеткой).

Билей М. Г.    

февраль

16.

«Сердце матери лучше солнца греет» - расширять знания о отношении к матери – женщине в казачьей семье.

Билей М. Г.,муз. руководитель

март

При участии родителей

17.

Викторина для малышей «Загадки» - познакомить детей с житейской мудростью загадок терских казаков.

Билей М. Г.,

март

18.

Спортивный праздник с родителями «Казачьи игрища» - продолжать знакомить с родным краем, с казачьими играми.

Билей М. Г., вос-ль по ФИЗО

апрель

При участии родителей

19.

«Обряды и праздники на Тереке» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией терских казаков.

Билей М. Г.

апрель

20.

Ознакомление с народными казачьими инструментами: гармонь, дудки и с простейшими движениями, характерными для казачьего танца - совершенствовать умения детей чувствовать характер музыки.

Билей М. Г.,муз. руководитель

апрель

21.

Создание презентации по итогам работы с детьми по проекту

Билей М. Г.

май

22.

«Казачьи посиделки» и совместным с родителями и детьми мастер – классом по изготовлению обрядовой куклы.

Билей М. Г.,муз. руководитель

май

При участии родителей

Технологический этап:

Беседа с детьми по проекту.«Кто мы, откуда. Где наши корни» - учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам. «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, расширять знания о казачьей избе – курень. «Казачья утварь: мебель, посуда» – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. «Масленица» - расширить знания о традициях, праздниках казачества. «Казачьи забавы» - продолжать знакомить с родным краем, с казачьими играми. «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии. «Сердце матери лучше солнца греет» - расширять знания о отношении к матери – женщине в казачьей семье. «К худой голове своего ума не приставишь» – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки. «Живет в народе песня» - продолжать знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту казачьих напевов. «Наши земляки» - познакомить с творчеством людей прославивших ставропольский край, писатели и художники. «Обряды и праздники на Тереке» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией терских казаков.

Обсуждение темы с родителями.Только тесный контакт с семьями воспитанников способствует развитию ответственных и плодотворных отношений в воспитании дошкольников. Заинтересованность родителей в педпроцессе дает возможность более плодотворно участвоватьврешении задачпопроекту:участиеввыставках поделок, изготовление книжек-малышек, совместные с детьми праздники и развлечения, создание фотоотчета.

  • Изучение литературы по ознакомлению детей среднего дошкольного с терским казачеством. Составление плана работы.

Создание презентаций:«Архитектура. Православный храм» - дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т.п.), внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.), о правилах поведения в храме.«Народная медицина» - познакомить детей со средствами народной медицины (лекарства, травы, заговоры и т. д.). «Оружие казака».«Традиции и обычаи наших предков: «Зыбка» - познакомить детей с разновидностями колыбелек (из дерева, из ивовых прутьев), итоговая презентация по проекту. Дидактическая игра:«Сорока, сорока, кашу варила» - закрепить умение варить кашу в чугунке, последовательное складывание продуктов: вода, крупа, соль, масло.
«Украсим горницу» - закрепить знания о деревянной мебели казачьего куреня (лавки, стол, сундук, полки, стулья). «Что изменилось?», «Подбери посуду для куклы» - закрепить навыки пользования и подбора посуды по возрасту, различать по форме, окраске и материалу, из которого она изготовлена.«Назови предмет одежды казака и казачки». Сюжетная игра:«Семья», «Дочки – матери», «К нам гости пришли».«Печка - матушка» -
систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, полено.

Подготовка консультативно – информационного материала для родителей:Консультация«Без прошлого нет будущего».Папка - передвижка«Православные праздники: Рождествои Пасха». Пошив казачьих костюмов: для девочек-юбочки и платочки, для мальчиков- шаровары и папахи.

Рассматривание и чтениерусских и казачьих народных сказок: «Кныш», «Прутик», «Папаха», «Жихарка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой». Продолжать знакомить с фольклором: колыбельные песни, приговорки, пестушки. Приобщить детей к духовной культуре казаков.
Организованная образовательная деятельность:

Познавательная:«Земля Ставропольская, терские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему. «Хлеб – всему голова» - дать знания о том, что традиционное занятие казаков в мирное время – земледелие. «Возрождение казачества на Кавказе» - рассказать детям, что история терского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему. «Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. «Интерьер казачьей горницы» - познакомить детей с понятием «интерьер». Рассмотреть интерьер казачьей горницы. Рассказать детям о том, какие предметы и детали делают комнату красивой, нарядной. «На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории Терского казачества. Дать понятие «казачий круг» - что это такое, какие вопросы решались. Познакомить с символами казачьей доблести: нагайка, булава, сабля. «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. «Конь –верный друг казака» - Познакомить детей со значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях. Познакомить с пословицами и поговорками о коне. «Пасха, Красная горка» - познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды. «Культура общения в семье и обществе» - формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатств.

Досугово – игровая:Осенний казачий праздник «Осень на порог – на стол пирог».

Развлеченение «День матери – казачки».Казачий стилизованный праздник «Святки в детском саду».Праздник 23 февраля «Казачья воинская слава».

Спортивный праздник с родителями «Казачьи игрища».Викторина «Загадки» - познакомить детей с житейской мудростью загадок терских казаков.«Казачьи посиделки»- знакомить с частушками, содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему Ставропольской земли. Игры -драматизации по сюжетам р. н. сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Продуктивная:Создание макета «Казачья горница».Презентации книжек - малышек «Копилка пословиц» - формировать условия для самостоятельной творческой, поисковой работы родителей по накоплению пословиц и поговорок с целью создания книжек-малышек.

Изготовление обереговой казачьей куклы- обогащать знание дошкольников об истории возникновения кукол, воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. Коммуникативная:«Гутарник» - введение в активный словарь казачьих слов и выражений.Побуждать детей использовать в речи диалектную лексику. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи казаков.

Экспериментирование:«Дать понятие о материале – дерево и изделиях из него» - Обобщить, систематизировать знания по темам «мебель», «мебель деревянная». Опыт с материалом – выявить свойства и качества дерева. Исследование материала – глины. «Идет кузнец из кузницы» - знакомство с материалом – металл, и изделиями из него – серп, коса, утюг, рукомойник, знакомство с трудом кузнеца и оборудованием кузницы (горн, молот, наковальня). «Глина» - закрепить знания о свойствах и качествах глины до сушки и после.
Конструирование:"Что нам стоит дом построить" - Формировать умение делать двойное перекрытие. При строительстве использовать разные конструктивные детали. Побуждать обыгрывать постройки в различных видах деятельности.

Рисование:«Кухонная посуда наших предков» - содействовать формированию умения рисовать кухонные принадлежности, создавать несложную композицию. Воспитывать художественно-эстетический вкус.«Роспись глиняной чашки» - вызвать у детей желание украсить глиняную чашку знакомыми элементами узора – точками, мазками, волнистыми линиями, наносить узор по краю чашки в один или несколько рядов. «Знакомство с деревянной игрушкой» - учить передавать в рисунке шуточный образ игрушки, вызвать желание украсить, используя цвет и линию, как средство передачи настроения игрушки.

Лепка:«Солонница» - обогащать знания детей о значении солонницы на обеденном казачьем столе, о том, что вместе с караваем хлеба соль в солоннице участвовала во всех торжественных ритуалах. Показать прием лепки солонницы.«Чашка» - закрепить умение лепить чашку круглой формы путем выдавливания глины пальцем. Самостоятельно придумывать форму ручки. «Испечем мы пироги» - закрепить умение лепить из теста пироги, булочки, рожки, кренделя, аккуратно раскладывать их на противне, сажать для выпекания в печь.
Аппликация–«Казачий курень» - учить детей в аппликации передавать основные особенности жилища казаков с помощью формы, цвета, линий, дополнительных деталей, «Конь» - Закрепление навыка аккуратной аппликации (работы с клеем, кистью, салфеткой).

Физическая культура–Ознакомление с казачьими народными играми «Вокруг куреня хожу», - развитие интереса к казачьим играм. Физминутки. Игры – эстафеты. Музыкальное:«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай» - знакомить с колыбельными песнями, разучить их, удерживая дыхание, четкую интонацию мелодии песни, пение протяжным звуком. Ознакомление с народными казачьими инструментами: гармонь, дудки - совершенствование умения детей чувствовать характер музыки; ознакомление с простейшими движениями, характерными для казачьего танца. Хороводные игры «Жмурки с бубном»,«Тихие и громкие звоночки», «Веселые музыканты» - приобщать к народному фольклору, развивать слух.

Просмотр познавательных фильмов:Клипов песен и танцев в исполнении казачьего народного ансамбля «Ставрополье», мультфильмов «Как казаки….»

Презентация проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

Е. Савельев «Древняя история казачества».

Литвинова Р. М. «Региональная культура: художники, писатели, композиторы».

http://www.maaam.ru/

nsportal.ru

Vospitatel-ru.ru

«Энциклопедия казачества»    https://youtu.be/3GsCGcY1qOM

«Весенние заклички»    https://youtu.be/juOMsx2MQJs

«Пасха-история, традиции, обряды»    https://youtu.be/Jbynuc4CDRU

«Убранство куреня»    https://youtu.be/yt1n-FstPII

«Русские напевы »    https://youtu.be/yt1n-FstPII

«Казак и солнце»    https://youtu.be/yj9dPR0cZKk

«Жихарка- казачья сказка»    https://youtu.be/3_Mc_icIrAs

« Как казаки – на свадьбе гуляли»    https://youtu.be/vlKFk2Hp5H0

«Жил был пес»    https://youtu.be/YFO0og21Yo0

«Как казак счастье искал»    https://ok.ru/video/1104472838547

«Хлебные поля – гордость Кубани»    https://youtu.be/oYguoMJLWnI

«Аудиосказка - казак Мамарыга»    https://youtu.be/1fPuDoHWcTE

«Православные праздники у казаков»    https://youtu.be/7TUlbEu2iQ8

«Откуда взялись казаки»    https://youtu.be/mJG2UdvFjyU

«Как казаки кулеш варили»    https://youtu.be/0-mkkBX2as4

«Как казаки олимпийцами стали»    https://youtu.be/WZRO_2KPCkQ

«Как казаки в футбол играли»    https://youtu.be/ltt3LNTGuns

«Как казаки соль покупали»    https://youtu.be/7sb5mcH4aCM

Заключительный этап:

Подведение итогов с детьми.Сравнение результатов диагностики детей на начало и конец учебного года.

Подведение итогов с родителями.Ознакомление родителей с результатами проекта.

Оформление результатов проектных исследований.Создание презентации по итогам работы с детьми по проекту.

Презентация и защита проекта.Проект завершается«Казачьими посиделками» и совместным с родителями и детьми мастер – классом по изготовлению обрядовой куклы.

Подвижные казачьи игры для малышей.«ПОДСОЛНУХИ».

Цель:Развивать зрительную память детей, внимание.
Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один земледелец стоит в стороне и запоминает порядок построения.
По команде водящего - «Солнце» земледелец уходит.
«Солнце» меняет местами 2-3 игроков. К началу считалки земледелец появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время
«солнце» ходит по кругу - куда оно переходит, туда поворачиваются лицом играющие.
Считалка: 
Солнце: - Солнце светит!
Все: - Дождь идёт!
Солнце: - Семечко.
Все: - Растёт! Растёт!
Солнце: - К солнцу тянется росток!
Все: - Тонкий, тонкий стебелёк!
Солнце: - Небосвод весь обегая.
Все: - Солнце светит, не моргая!
Солнце: – Земледелец не зевай!
Все: – Перемены отгадай! 

«МОЛЧАНКА».

Цель:Развивать внимание детей, выдержку, умение соблюдать правила игры.

Перед началом игры все играющие произносят песню:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики. По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается всех рассмешить, но не должен дотрагиваться до игроков руками.

ФАНТИКИ.

Цель:развивать зрительную память.

Собирали обертки от конфет (их тогда было так мало!), складывали, прятали в ладони, оставив чуть-чуть (краешек) фантика.

Оговаривали условие, например: «Больше цвета не даю». По этому кусочку нужно было узнать, как назывались конфеты, например «Яблоко». Если узнал, проигравший отдавал фантик, если нет - отдавал названный.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА.

В эту игру лучше играть втроем. Кто-нибудь из играющих произносит слова:

«Камень, ножницы, бумага - раз, два, три». По команде «три» все

выбрасывают пальцы, которыми изображают камень, ножницы, лист

бумаги, колодец, кастрюлю или огонь. «Ножницы» режут «бумагу», «огонь»

сжигает ее, «камень» падает в колодец и т. д. Выигрывает тот, кто остался цел.

ЗАЯЦ-МЕСЯЦ.

Цель:развивать ловкость, умение играть по правилам.

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают кличку:

Заяц-месяц, где был? В лесу.

Что делал? Сено косил!

Куда клал? Под колоду!

Кто украл? Чур!

На кого приходится слово «чур», догоняет детей. Пойманные выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется один игрок. Он - ведущий, теперь он начинает перекличку.

СЛЕПОЙ ПЕТУХ.

Играющие становятся в круг и выбирают «слепого петуха» ему завязывают глаза и спрашивают:

Петух, петух, на чем стоишь?

На камнях,

Что продаешь?

Квас.

Лови мошек, а не нас!

После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают ладоши, привлекая к себе петуха. Слепой петух старается кого-нибудь поймать и угадать, кто это. Если петух поймал и угадал - пойманный становится слепым петухом, если нет - игра продолжается с прежним петухом.

Снежинки, ветер и мороз.

Цель:Воспитание спокойного восприятия холодных качеств природы как радостных и полезных. Дать возможность детям выразить свои симпатии.

Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,

Словно белые пушинки

На дороги, на поля.

Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем. Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

Дидактическая игра «Казачья горница».

Цель: Познакомить с казачьей горницей и предметами казачьего обихода. Систематизировать знания детей о жизни и быте казачества.

Материал. Эмблемы для команд; цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей горницы и современной кухни; карточки с изображением предметов казачьего и современного обихода.

Ход игры. Игрок каждой команды (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Соперники называют предмет и куда его необходимо поместить: в горницу или на кухню.

Дидактическая игра «Найди флаг казаков».

Цель: Продолжать расширять представление детей о казачьей культуре, традициях. Познакомить с флагом Терских казаков. Развивать кругозор, речь детей. Воспитывать уважение к символике.

Материал.  Карточки (разрезные картинки) с изображением флагов России, Донского, Кубанского и Терского казачества.

Дидактическая игра «Подворье казака».

Цель: Познакомить детей с подворьем терского казака. Формировать интерес к истории родного края. Развивать память, основы логического мышления.

Воспитание детей в казачьей семье.

Воспитание мальчиков.
 Рождение мальчика в казачье семье было большим праздником. Когда ребёнку исполнялся год, его сажали в первый раз на неосёдланного коня, покрытого шёлковым платком. По поведению ребёнка старались угадать его судьбу: Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому.
 Обучение начиналось после праздника первых шагов. С трёх- пяти лет казачка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, Рубить шашкой - с десяти. 
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его была заполнена трудом и обучением. Мальчики с пяти лет работали с родителями в поле: пасли овец, погоняли волов на пахоте.
В семь лет мальчика переводили из детской в комнату братьев. С этой минуты воспитание занимались только мужчины.
Но главной задачей казачка была учёба. Школярами гордились в семьях, они вели себя на улице достойно. Они были известны всем жителям в станице или хуторе. Но кроме школьного обучения, он учился работать, перенимая мастерство старших.

Воспитание девочек.
 Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Воспитывая её, в ней развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
 Девочки начинали работать с раннего возраста. Они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, шили, вязали. Была и особенная работа - нянчить младших! Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра.
Труд не исключал и радости, веселья: девочки пели и плясали, а обучали их этому старшие женщины.
 Когда отец с братьями уезжали на охоту, в поле, на покос, на рыбную ловлю, отнести мужчинам еду в поле, постирать, заштопать обтрепавшуюся в работе одежду - девичья работа. К братьям девочки относились с огромным уважением. Став взрослой, девушка получала в подарок от дедушки серебряное колечко, которое носила на левой руке. Это означало, что девушку можно рассматривать как невесту.
Девочка росла с одной мыслью, что она будущая хозяйка и мать - этому было подчинено всё её воспитание.

Колыбельная «Колода-дуда».

 Колода-дуда,
Иде ты была?
- Коней стерегла.
- Чего выстерегла?
- Коня с седлом,
С золотым махром.
- А где твой конь?
- У ворот стоит.
- А где ворота?
- Вода унесла.
- А где вода?
- Быки выпили.
- А где быки?
- За горУ ушли.

- А где гора?
- Черви выточили.
- А где черви?
- Гуси выклевали.
- А где гуси?
- В камыши ушли.
- А где камыши?
- Девки выжали.
- А где девки?
- Замужья ушли.
- А где мужья?
- На войну ушли.

Консультация для родителей

«Воспитание мальчиков и девочек».

У детей формируются представления и опыт общения в среде сверстников своего и противоположного пола. Мальчики в «мужской» среде проявляют силу, ловкость, смелость, в «женской» среде - внимательность к девочкам, желание оказать помощь, уступить игрушку т.д.
У мальчиков нужно формировать «рыцарское» отношение к окружающим: желание пропускать вперёд, подавать женщине руку, оказывать знаки внимания родителям и девочкам, быть аккуратным и т.д.
Девочки в «женской» среде проявляют желание обмениваться мнениями о красивых предметах, нарядах и т.д., а в «мужской» среде - умение помирить конфликтующих, создать красоту и порядок в одежде, в комнате, в игрушках. Нужно учить делиться тем, что ты можешь делать: читать стихи, петь песни в удовольствие своё и других; быть благодарными за оказанное внимание (словом, взглядом, жестом), уметь принимать подарки (рассматривать, благодарить, восхищаться). У девочек формируют способность следить за своим внешним видом: быть опрятными, нарядными. Детей знакомят с мужскими и женскими формами приветствия: мужчины пожимают друг другу руки; женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову. 
Мальчиков и девочек учат оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталоном культурного поведения, принятыми в обществе. Какими будут мальчик и девочка, когда вырастут, видно с детства. Если мальчик знает вежливые слова, не кричит, не дерётся, внимателен к окружающим, то он будет культурным. Если девочка не кричит, не ругается, знает ласковые слова, заботится об окружающих, умеет навести порядок, следит за одеждой, обувью, вовремя причёсывается, носит красивые платьица, то она станет настоящей женщиной.
Также у мальчиков и девочек формируют представления об этических нормах общения вне зависимости от пола (уметь здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, уметь использовать нежные слова).


  Упражнения для казачьей утренней гимнастики.

В далёкие времена наш край называли «Диким». Здесь были леса, а куда ни посмотри была дикая степь.
1. «Дикая степь» - И.П. - сидя на полу, ноги вместе, повороты головы влево – вправо.
Вся степь была покрыта высокой травой.
2. «Высокая трава» - И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. На 1 – потянуться вверх, подняв руки, на 2 – и.п.
В этих высоких зарослях водились коварные змеи.
3. «Змея» - И.П. - сидя на полу, ноги вместе, руки на поясе. На 1 – наклон вперёд, на выдох произносят звук (с), на 2 – и.п.
И в эти степи со всех уголков нашей земли сбегались вольные люди, которые стали называться казаками.
4. «Казаки» - И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты в стороны.
Они строили себе жильё, которое называли казачий курень.
5. «Курень» - И.П. – ноги вместе, руки на поясе. На 1-наклон вперед, 2 – и. п.,3 – руки вверх, 4 – и.п.
Самым лучшим другом казака был конь.
6. «Кони» - И.П. ноги вместе, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.
С тех пор как казаки поселились на Кавказе, они стали верными защитниками, у которых были сильные руки и железная хватка.
7. «Защитники» - И.П. - ноги вместе, руки на поясе. Мальчики – сгибание и разгибание рук в локтях к плечам. Девочки – поднимание рук в стороны.
С детства казачат готовили к взрослой жизни: пока мальчики учились владеть шашками, девочки учились ходить поводу с коромыслом.
8. «Казаки» - И.П. - ноги вместе, руки на поясе. На 1- наклон в сторону с замахом руки, на 2 - - И.П.
 «Казачки» - И.П. - ноги вместе, руки в сторону. На 1- 3-наклон вправо, на- 2-4- И.П.
Казаки были трудолюбивым народом. Мужчины охотились в степи, и кого там только не встретишь:
9. «Охота» - перестроение в колонну по одному.
10. «Огненно рыжая лиса» - ходьба с имитацией походки лисицы.
11. «Ласки» - ходьба змейкой.
В полях водятся хомяки, при опасности они прячутся в норки.
12. «Семья хомяков» - ходьба врассыпную. По команде «коршун» - построение в колонну по одному.
Богата наша степь и тушканчиками, которые снуют туда- сюда.
13. «Тушканчики» - бег маленькой змейкой на носочках.
А вот, смотрите, зайцы- русаки.
14. «Зайцы- русаки» - перепрыгивание через веревочку.
Дружными стайками по степи летают птицы.
15. «Ласточки» - перестроение в две колоны.
Вот повстречались перепела и куропатки. Они приветствуют друг друга.
16. «Встреча» - прыжки на встречу друг другу, приветствие: «Кр - кр!»
Плавно и спокойно течет наш Дон- батюшка, богатый рыбой и раками. Смотрит на всю эту красоту и тихо вздыхает.
17. Дыхательное упражнение: на 1 – вдох, руки вверх, на 2 – выдох, руки вниз.

И желаем всем:
Мирного неба!
Вкусного хлеба!
Крепкого здоровья! 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
×