Проект с детьми старшей группы «Моя малая Родина – Дзержинск» | Гурылева Марина Анатольевна. Работа №349485
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 139»
адрес: Нижегородская обл.,г.Дзержинск,ул.Терешковой,д 30 б
тел. 8 /8313 / 34-26-51 E-mail: ds139_dzr@mail.52gov.ru
Проект с детьми старшей группы
«Моя малая Родина – Дзержинск»
Воспитатель:
Гурылева М.А.
Дзержинск 2021 г.
Проект «Моя малая родина – Дзержинск»
Тип проекта: Познавательный
Количество участников: Групповой
Характер контактов: Среди детей одной группы
Проблема: Дети знают название города, домашний адрес, c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего о его истории, достопримечательностях.
Программное содержание:
Актуальность проекта: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель проекта: Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город имеет свою историю, достопримечательности.
Задачи проекта:
Задачи для детей:
Образовательные:
- Дать знания детям о родном городе и его истории, достопримечательностях.
- Познакомить с символикой города: герб.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к истории родного города.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Задачи для родителей:
- Распространение педагогических знаний среди родителей.
- Формирование активного интереса со стороны родителей к родному городу.
- Привлечение родителей к работе детского сада.
- Приобретение родителями наглядного опыта в ознакомлении детей с родным городом.
Задачи для педагогов:
- Повышение педагогической компетенции по вопросам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой родиной.
- Вовлечение родителей в реализацию проекта.
- Создание условий для формирования у детей умения рассказывать о своем городе, узнавать достопримечательности и другие городские объекты.
Время выполнения: Долгосрочный (4 месяца)
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре.
Развивающая предметно – пространственная среда:
- Подборка художественных произведений (стихов) о городе Дзержинске
- Альбом с фотографиями города, достопримечательностями
- Дидактические игры: «Сложи герб», лото «Мой город», «Найди тень», «Сложи картинку», «Путешествие по городу», «Достопримечательности города»
- Лепбук «Мой город»
- Макеты
- Раскраски с изображением города
Предполагаемый продукт проекта:
- Совместные творческие работы родителей и детей «Мой любимый город»
- Фотоальбом «Моя прогулка по городу»
- Презентация проекта «Моя малая родина – Дзержинск»
- Квест – игра «Достопримечательности моего города»
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Развитие интереса к своей малой Родине, родному городу.
- Отражение знаний и умений, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, коммуникативной).
Предполагаемый результат для родителей:
- Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
- Родители грамотно подойдут к вопросам правильного ознакомления детей с родным городом.
- У родителей сформируется интерес к развитию патриотических чувств детей.
Предполагаемый результат для педагогов:
- Повысится педагогическая компетенция по вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью разных видов деятельности.
- Разработаны конспекты бесед по тематике проекта, конспекты ОД, пополнена РППС. (лэпбук, дидактические игры, макеты).
- Будут созданы условия для развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика – Синтез, 2016
2. Абрамова Л. В., Слепцова М. Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Мозаика – Синтез, 2019
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика – Синтез, 2016
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016
5. Куцакова Л. В. конструирование из строительного материала. Старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016
Содержание проекта
Схема и содержание проекта «Моя малая родина – Дзержинск»
Этапы проекта
Действия детей
Действия педагога
Действия членов семьи и социальных партнеров
1 этап – Подготовительный (Проблема, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта)
Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи
Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию.
Разработка анкет.
Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
2 этап Организационный (Организация деятельности, анонсирование, визитная карточка проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС)
Поиск информации из различных источников:
1. Подумать самостоятельно
2. Спросить у родственников
3.Посмотреть в книгах
Создание предметно – пространственной развивающей среды: подбор наглядного иллюстративного материала, методической литературы, художественной литературы. Подготовка для родителей информационных листов по данной теме.
Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование)
Анкетирование родителей. Педагогическая диагностика развития ребенка.
Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации.
3 этап Деятельностный (осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы)
Игровая деятельность
Отображение знаний в режиссерских играх
Дидактические (настольно – печатные, словесные)
Разработка дидактических игр по теме проекта. Изготовление необходимых дидактических игр.
Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий.
Восприятие художественной литературы
Восприятие литературных произведений: знакомство с новыми стихами, загадками.
Подбор стихов, загадок.
Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение детям литературных произведений, загадок.
Помощь в пополнении книжного уголка в группе.
Коммуникативная деятельность
Рассматривание иллюстраций, альбомов. Разгадывание загадок. Свободное общение.
Коммуникативные коллективные игры по типу: «Продолжи», «Расскажи про свой город», «Все ли верно? Докажи», «Мой адрес», «Узнай по описанию», «Волшебный микрофон», «Где я был (а) не скажу, лишь об этом расскажу
Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми.
Ситуативные разговоры, беседы по художественным произведениям. Чтение детям литературных произведений, загадок.
Помощь в пополнении книжного уголка в группе.
Познавательно – исследовательская деятельность
Беседы познавательного характера.
Просмотр и обсуждение презентации.
Дидактические развивающие игры.
Подбор необходимого материала для проведения познавательно – исследовательской деятельности. Проведение бесед по ознакомлению с городом, достопримечате -льностями.
Изготовление дидактических игр: «Сложи герб», лото «Мой город», «Найди тень», «Сложи картинку», «Достопримечате- тельности Дзер – жинска», игра – ходилка «Путешествие по городу»
Помощь в подготовке необходимого материала для проведения познавательно – исследовательской деятельности.
Продуктивная деятельность
Изобразительная деятельность:
Рисование, Лепка, Аппликация,
Конструирование из строительного материала. Самостоятельная художественно – изобразительная деятельность.
Подготовка необходимого материала и оборудования для проведения ОД.
Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, схемы.
Помощь для подготовки материала для продуктивной творческой деятельности детей (иллюстративный материал).
Участие в выставке творческих семейных работ на тему «Мой любимый город»
Трудовая деятельность
Ручной труд.
Изготовление макетов из бросового материала.
Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления макетов.
Помощь в подготовке материала для изготовления макетов
4 этап
Завершающий
Участие в выставке рисунков «Мой любимый город
Участие в квест – игре «Достопримеча – тельности моего города»
Участие в интеллектуальной игре «Мой город Дзержинск»
Проведение:
Выставки рисунков «Мой любимый город
Квест – игры «Достопримеча – тельности моего города»
Интеллектуальной игры «Мой город Дзержинск»
Повторная диагностика детей.
Помощь и участие в проведении:
Выставки рисунков «Мой любимый город»
Квест – игры «Достопримеча – тельности моего города»
Повторное анкетирование родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта
Образовательные области
Формы организации образовательной деятельности
Задачи
Познавательное развитие
ОД Ознакомление с предметным и социальным окружением «Замечательные люди нашего города»
ОД Ознакомление с предметным и социальным окружением «Достопримечательности моего города»
Просмотр презентации «Мой город Дзержинск»
«История моего города»
«Достопримечательности Дзержинска»
Ситуативные беседы: «Моя улица», «Моя малая Родина – Дзержинск», «Где я люблю гулять в городе», «Красивые места моего города», «Праздники нашего города»
Рассказать детям о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях города.
Воспитание нравственно – патриотических чувств. Приобщение к истории и культуре родного города.
Формировать любовь к родине, к родному городу и его историческому прошлому.
Познакомить детей с достопримечательностями родного города. Воспитывать чувство любви к родным местам, к малой Родине.
Расширять знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, познакомить с гербом города; прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к своей малой Родине, к родным местам.
Художественно – эстетическое развитие
ОД Рисование:
Комарова Т. С. «Машины нашего города», «Салют над городом в честь праздника Победы»
ОД Аппликация:
«Дома на нашей улице», «Машины едут по улице»
Конструирование из строительного материала:
«Дома», «Мосты» «Микрорайон города», «Архитектура и дизайн»
Самостоятельная художественная деятельность:
Раскрашивание картинок с изображением родного города
Конструктивно – модельная деятельность в режимные моменты:
«Моя улица», «Новый микрорайон», «Мы построили театр»
Способствовать формированию представлений о городе посредством активизации продуктивной деятельности детей.
Создание условий для совершенствования умений и навыков в постройке различных зданий, объединении своих построек; способствовать развитию воображения.
Речевое развитие
Рассматривание альбома с фотографиями.
Составление рассказов «Что я знаю о своем городе»
Восприятие художественной литературы: С.Михалков «Моя улица», Стихи о Дзержинске «Эта милая сердцу картина», В. Герун «Признаки весны в Дзержинске», «Зимний дивный маскарад на Оке», «Милая речка Ока», А. Вольнов «В родном Дзержинске», С. Кувшинов «Мой городок», А.Васильева «Мой город Дзержинск».
Литературная викторина: «Поэты о нашем городе…»
Словесные игры: «Все ли верно? Докажи», «Продолжи», «Расскажи про свой город», «Доскажи словечко», «Мой адрес…», «Узнай по описанию», «Волшебный микрофон», «Где я был не скажу, лишь об этом расскажу».
Общение в ходе самостоятельной деятельности: «Мои выходные дни»
Познакомить детей с городскими объектами, достопримечательностями.
Развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение составлять рассказ на заданную тему.
Развивать интерес детей к художественной литературе.
Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение (стихи).
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Обобщить знания детей о стихах о городе; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, умение работать в команде.
Развивать речевую активность
Развивать умение рассказывать об интересных событиях, прогулках по городу.
Социально – коммуникативное развитие
Режиссерские игры: «Путешествие по родному городу», «Проведи экскурсию»
Дидактические игры: «Все ли верно? Докажи», «Продолжи», «Расскажи про свой город», «Доскажи словечко», «Мой адрес…»,«Волшебный микрофон», «Где я был не скажу, лишь об этом расскажу» «Узнай по описанию», «Сложи герб», лото «Мой город», «Найди тень», «Сложи картинку», «Спланируй город», «Достопримечательности Дзержинска», игра - ходилка «Путешествие по городу», интеллектуальная игра «Мой город Дзержинск». Квест – игра «Достопримечательности моего города»
Расширять и систематизировать знания детей о достопримечательностях и объектах города.
Пополнить и активизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Воспитывать любовь к малой Родине.
Физическое развитие
Физкультурный досуг:
«Экскурсия по городу», «Любимые места города»
Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья. Прививать интерес к активному образу жизни.
Перспективный план работы с родителями по осуществлению проекта.
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей. Вовлечение родителей в активную деятельность по приобщению детей к ознакомлению с родным городом.
Сроки
Формы работы с родителями
Задачи
Декабрь - Май
Анкетирование «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю»
Родительское собрание «С чего начинается Родина»
Семинар - практикум «Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине»
Мини – исследование «История названия моего города»
Папка – передвижка «Роль экскурсий к памятным местам города в воспитании любви к малой родине»
Семейные экскурсии «Экскурсия в краеведческий музей»
Изготовление фотоальбома «Моя прогулка по городу»
Выставка семейного рисунка «Мой любимый город»
Папка – передвижка «Что должен знать ребенок о родном городе»
Круглый стол «Воспитание любви к малой родине»
Мастер – класс «Изготовление макета города»
Квест – игра «Достопримечательности родного города»
1. Распространение педагогических знаний среди родителей.
2. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания и развития ребенка.
3. Привлечение родителей к работе детского сада.
4. Развитие активного интереса со стороны родителей к формированию представлений о малой Родине
5. Приобретение родителями наглядного опыта в ознакомлении детей с родным городом
6. Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей и детей.