Проект «Творчество С.Я. Маршака» | Турчанинова Зинаида Александровна. Работа №212860
Автор: Турчанинова Зинаида Александровна
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
ПРОБЛЕМА: Не знание стихов детских писателей
МКДОУ "Сказка" Ленский район , г. Ленск.
2019 г.
Проект «Творчество С.Я. Маршака»
.
Над проектом работали:
учитель логопед З.А. Турчанинова,
воспитатель Ж.В.Попова, родители .
Срок реализации: Проект краткосрочный. (2 недели).
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6 лет (подготовительная группа).
Тип проекта: творческий
Актуальность проекта:
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
ПРОБЛЕМА: Не знание стихов детских писателей.
Цель: познакомить детей с творчеством советского детского поэта С.Я Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
Задачи проекта:
Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
Обогатить знания детей об окружающем мире.
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
Воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
речевое развитие,
познавательное развитие,
социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое,
физическое развитие.
Технологии: информационная, квест, игровая.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют желание узнать больше о творчестве других поэтов и писателей;
Привитие детям любви к природе, художественной литературе, творчеству.
Дети воспринимают книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
Дети воспринимают текст на слух, узнают знакомые произведения по отрывкам из них.
Популяризация семейного чтения.
Развивающая среда:
- изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина;
- раскраски по теме произведений С.Я. Маршака;
- оформление книжного уголка;
- создание слайдов с материалами для досуга;
- реквизиты для досуга: почтовый ящик, предметные картинки;
- оформление группы по лексической теме.
1. Сбор информации:
- поиск познавательной и художественной литературы;
- сбор иллюстраций, дидактического и наглядного материала, пособий, игрушек;
- подборка аудио и видео материала.
Виды детской деятельности:
Познавательно-речевое развитие.
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
- Викторина по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»
Развитие конструктивной деятельности
- Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора " Лего " и мягких модулей.
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке»
- Аппликация «Поезд»
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»
- Слушание музыки
Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»
«Где обедал воробей?»
- Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
-Драматизация произведения:"Глупый мышонок".
Просмотр мультфильмов: "Двенадцать месяцев", «Вот какой рассеянный», "Кошкин дом".
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Глупый мышонок".»
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников.
Презентация проекта
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей дошкольного возраста».
Подведение итогов:
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.
2. Взаимодействие с родителями:
Рекомендации родителям:
- чтение художественной литературы
• Вот какой рассеянный
• Детки в клетке
• Веселая азбука про все на свете
• Кот и лодыри
• Рассказ о неизвестном герое
• Круглый год
• Мяч
• Сказка об умном мышонке
• Сказка о глупом мышонке
• Тихая сказка
• Почта
• Усатый-полосатый
• Веселый счет
• Где обедал воробей?
• Багаж
3. Совместная деятельность с детьми:
Период
Совместная и самостоятельная образовательная деятельность взрослых и детей по проекту. (Методы и приемы)
1. Подготовительный этап
Первая неделя
- подбор литературы (сказок, загадок, произведений, стихов)
- беседы с детьми о детских годах и творчестве С.Я. Маршака
- подбор наглядного и дидактического материала к лексической теме
- составление плана работы
- разработка содержание проекта
2. Основной этап
Вторая неделя
Чтение художественной литературы:
• Вот какой рассеянный
• Детки в клетке
• Мяч
• Сказка об умном мышонке
• Сказка о глупом мышонке
• Почта
• Усатый-полосатый
• Веселый счет
• Где обедал воробей?
• Багаж
- заучивание ролей для инсценировки по произведению С.Я. Маршака «Глупый мышонок»;
- разучивание загадок;
- разучивание отрывков стихотворений «Мяч» ;
- дидактические игры «Продолжи предложение», «Объясни словечко», «Назови детенышей», «Сосчитай до десяти», «Назови ласково», «Подбери признак», «Кто лишний», «Что общего и чем отличаются», «Один-много».
- ФЭМП на основе стихотворения «Веселый счет».
- формирование представлений о сезонных изменениях на основе стихотворения «Круглый год».
- конструирование «Вокзал» из конструкторов.
- работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций к книгам;
- подвижные игры « «Мяч», «Колечко».
- рисование «Любимые герои сказок С.Я. Маршака», «Где обедал воробей?".- лепка «Зоопарк».
- оригами «Журавль», «Мышонок», «Лисичка», «Кораблик».
- раскраски по сказкам С.Я. Маршака.
-сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Вокзал», «Почта».
3. Заключительный этап
- выставка детских творческих работ;
Викторина
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми“Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”, “Жил на свете слоненок”.
На досуг мы пригласили детей других групп. Было очень интересно.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк, закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность. Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Глупый мышонок». Дети с удовольствием заучивали свои роли совместно с родителями и выступали в театрализованной постановке.
Выдвинутые нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Список литературы:
. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1968. - С. 5-15. 2. Подумай-разгадай :[загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19. 3. Ушакова О.С.,
2. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2004.
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе детского сада. Практическое пособие для воспитатетлей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2009.
4. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/И.А.Ермакова. – СПб., 2006.
5. Интернет ресурсы:https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-vdetskom-sadu/4846-proekt-znakomstvo-s-tvorchestvom-s-ya-marshakadetej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
приложения:
1. Мульт фильмы
2. Литературная викторина
3. Совместное творчество детей
4. Инсценировка Глупый мышонок.